Китайский чай с Лю Туном. Глава 10. Чай и обычаи

Китайский чай с Лю Туном
Глава 1. Вечный аромат чая
Глава 2. Хороший чай с далеких гор
Глава 3. Искусство приготовления чая
Глава 4. Знаменитые люди и книги о чае,
Глава 5. Распространение китайского чая по миру
Глава 6. О знаменитых сортах чая
Глава 7. Прекрасная чайная утварь
Глава 8. Родство чая и дзен
Глава 9. Чайная церемония в Китае
Глава 10. Чай и обычаи
Глава 11. Чайные дома
Глава 12. Философия чая

Китайская поговорка гласит — семь вещей мы используем ежедневно — дрова, рис, масло, соль, соус, уксус и чай. Чай — неотъемлемая часть жизни китайского народа. И если первые шесть вещей — различные компоненты для приготовления пищи, то чай — лишь напиток. Тем не менее, он включен в этот список жизненно важных вещей.
2014_05_16_02_006

Чай и брачные обычаи. Свадьба

В главе 25 Снов в красном тереме (китайский классический роман), Ван Сифен посылает Линь Дайю две банки чайных листьев и шутит: «Раз уж ты пьешь чай нашей семьи, то быть тебе нашей невесткой». Что же общего у чая и замужества?

2014_05_16_02_003Древние китайцы считали брак — прародителем всех ритуалов. Чжоу И — базовой книге конфуцианства — сказано следующее: «небеса и земля дают жизнь всем существам, существа делятся на пары, пары рождают отцов и сыновей, отцы и сыновья рождают правителей и министров, правители и министры — источник высокого и низкого, а высокое и низкое приводит к ошибкам в ритуале.» Брак — это краеугольный камень для всей системы нравственных ценностей, так что продолжительность и прочность брака крайне важны, говорят, что «основа брака — вечность, противоположность эфемерному». От ухаживания до свадьбы, должны быть соблюдены определенные формальности и подарены определенные подарки. Это не только показывает уважение к браку, но и выражает благие пожелания паре в ее будущей супружеской жизни.

В древнем Китае, юноша дарил семье девушки дикого гуся, что называлось «гусиная основа». Дикий гусь — мигрирующая птица, зимой он отправляется на юг, древние называли его «солнечная птица». Солнце несет энергию ян. Так как мужчина тоже несет в себе энергию ян, то женщина должна следовать за ним, как дикий гусь следует за солнцем. Это повиновение выражается в том, что «муж поет, а жена слушается», что и выражает идеальную гармонию домохозяйства. Кроме того, дикий гусь — верная птица. Он не может жить, если умирает его пара. От брака люди ожидают такой же верности — жить и умереть вместе. Позднее, когда ловить дикого гуся стало все труднее, его заменили домашней птицей — куры, утки или гуси, только домашние. С ростом популярности чая, он постепенно вытеснил и эти подарки на помолвку. В древности чай выращивали из семян, так как чайное дерево плохо переносит пересадку. Посредством такого подарка, древние китайцы выражали пожелание своим дочерям пустить глубокие корни в семье своего мужа и быть верной своей новой семье, как чайное дерево. Если женщина, овдовев, выходила замуж повторно, то о ней говорили, что она пьет чай двух семей, и относились к ней презрительно.

Ко временам династии Тан (VII-Xвв.н.э.), чай стал традиционным подарком на помолвку. Во времена Сун (X-XIIIвв.н.э.) чай приобрел еще большую значимость в свадебных ритуалах. Подарок на помолвку стал называться «Чайным подарком», ритуал вручения подарка на помолвку стал называться попросту «дарением чая». Если девушка принимала подарок, то это называлось «выпить чай». Ответный подарок, обычно фрукты и чай, назывался «заказывать чай». Даже в наши дни, во многих провинциях, помолвка до сих пор называется «принимать чай», а денежные подарки на помолвку носят название «чайные деньги». Если и юноша и девушка выражают согласие на брак, то назначается дата свадьбы. Приглашается множество гостей, четыре необходимых ингредиента свадьбы — это чай, вино, музыка и опера. Во времена династии Цин (XVII-XXвв.н.э.) сложилась система брачных ритуалов, которая называлась «чайное дерево», и состояла из следующих частей — «дарение чая» — помолвка, «организация чаепития» — свадьба и «чайное единение» — первая брачная ночь. Согласно книге Лу Йоу »Записки из хижины древних знаний», в некоторых южных регионах Китая в то время неженатые юноши и незамужние девушки собирались вместе петь. Юноши запевали песню «Девушки — это цветы, которые иногда приходят на чай». Чай был удобным предлогом для свидания. В провинции Хунань, на юге Китая, чай был самым удобным способом общения для юноши и девушки. Когда юноша приходил в дом к девушке на свидание вслепую, девушка подавала ему чай, если он ей нравился, а юноша принимал чай, если девушка понравилась ему. На этом история не заканчивалась. Чай сопровождал помолвку, свадьбу и первую брачную ночь. Обычай использовать чай для коммуникации не ограничивался простыми людьми. Его использовала таким образом и знать. Во времена Сун, при заключении брака члена королевской семьи, на помолвку в подарок преподносили 50кг чая. Связь между браком и чаем была настолько тесной, что говорили «нет брака без чая». Исператор Каньси (1654-1722) династии Цин, послал на юг страны (к югу от реки Янцзы) министров, чтобы они выбрали ему жен. Девушки заторопились выскочить замуж, лишь бы только избежать одинокой жизни в императорском дворце, даже чайным подарком пренебрегли.

После заключения брака без чаю — тоже ни шагу. Он играет стабилизирующую роль в семье и помогает укрепить супружество, например, в Нинбо, провинция Чжецзян, был обычай «чая-для-нового-зятя». Когда зять приходит в дом родителей своей супруги впервые после заключения брака, они устраивают ему обильный обед, со множеством различных блюд. В современных семьях сохранился обычай давать такой обед с чаем два или три раза, а если семья богата, то семь или восемь раз. Семья девушки выражает таким образом свои ожидания от зятя. Люди верят, что если в молодой семье возникнут разногласия, то, памятуя о щедрости, проявленной родителями жены, муж будет относиться к ней добрее.
2014_05_16_02_002
Не только в поговорках чайное дерево ассоциируется с супружеской верностью. Поэты также часто сравнивали чай с девушкой. У Су Ши есть строки, что «хороший чай подобен прекрасной девушке». Поэт Чень Юй династии Сун также писал, что «черные юбки и прекрасные лица девушек подобны цветению камелии в сентябре». Из-за глубокого символического смысла чая в браке и практической ценности семейной жизни для китайцев, чай высокого ценили и уделяли ему огромное внимание. В древнем Китае, приходя в дом, где есть незамужние девушки, нельзя было приносить чай в подарок, во избежание недоразумений. Тем не менее, сейчас, когда молодые люди выбирают себе супругов сами, не прибегая к помощи родителей или свахи, эта функция чая постепенно уходит в забвение.

Чай и дружба

2014_05_16_02_001Люди на Западе привыкли встречать гостей с кофе, тогда как китайцы предпочитают чай. «Преподнести чай вместо вина вновь прибывшему гостю холодной ночью, пока вода кипит на бамбуковой печи над краснеющим огнем». Хозяин преподносит чашку ароматного чая, чтобы показать свое гостеприимство. В целом, правила таковы — чайная утварь, предназначенная для гостей, должна быть чистой, также во время подачи чая следует соблюдать правило -»наполнять чайную чашку наполовину, а чашу с вином — до верху». Поскольку вкус горячего чая — приятнее, то не следует предоставлять ему возможность остывать в полной чашке. Когда в чашке останется не более 1/3, ее следует снова наполнить. Так как чай полезен для пищеварения, не следует подавать его на голодный желудок. Подавая чай, подайте и небольшие закуски к нему.

В зависимости от сорта, качества и цены чая, китайцы обычно приберегают самый лучший чай для близких друзей и почетных гостей. Согласно легенде, однажды великий поэт Су Ши навещал одного настоятеля монастыря. Сначала тот не знал, кто его гость, и, не приняв его всерьез, даже не предложил ему сесть. Однако, поговорив с людьми, он выяснил, что Су Ши — не из обычных людей, тогда он тут же предложил поэту сесть и велел «принести хорошего чая». То, какой чай вам подают, демонстрирует ваш статус в глазах хозяина. Когда президент США Никсон посетил Китай с визитом, премьер-министр Чжоу Энлай лично пригласил его в Ханчжоу — рай на земле, чтобы угостить его лучшим китайским чаем — Колодцем дракона с Западного озера.

Однако встречать гостей чаепитием — это не привилегия национальности Хань. Малые народы тоже так поступают. Например, у народности Бай из Юньнань есть обычай самых уважаемых гостей встречать «Чаем трех вкусов», о котором говорят «сначала горький, потом — сладкий, но самое лучшее — это послевкусие», подразумевая перемены, которые происходят в жизни. Когда прибывают почтенные гости. гостеприимные Бай устраивают их у очага. Когда вода закипит, достают специальный сосуд, который ставят на огонь и кладут в него чайные листья. Хозяин потряхивает сосуд, пока листья не согреются, после чего наливает туда кипяток. Когда вода попадает в разогретый сосуд, поднявшийся пар издает громоподобный звук. Это называется «Громовой чай». Когда чай готов, его подают гостям. Это первый вкус чая — горький. Он — янтарного цвета и вкус его — горький и терпкий, однако однако его яркий аромат полностью устраняет усталость от путешествия. Сразу после этого подают второй чай. В первый чай добавляют коричневый сахар, мед, растертый грецкий орех, кедровые орехи и другие компоненты, которые создают «сладкий вкус», действительно сладкий. Последний чай — «послевкусие» содержит острые компоненты, его подают с добавлением имбиря, растертых пикулей, коры кассии, сезамом, молотым арахисом и т.д. На языке народности Бай «острый» звучит так же, как «богатый», «горячий» и «близкий». Острота третьего блюда демонстрирует гостю, что хозяин относится к нему, как к родственнику. Также это пожелание гостю немедленно разбогатеть. После того, как чай третьего вкуса выпит, гостей приглашают потанцевать, наслаждаясь сердечной атмосферой. Вся утварь для подачи «чая трех вкусов» делается специально для этого. Церемония чаепития состоит из 18 обязательных действий. Каждый вкус подается двумя девушками или двумя юношами, один из которых держит поднос, а другой — подает гостю чашу двумя руками с поклоном, держа чашу на уровне лба, чтобы показать уважение к гостю.

Чай — это не только способ проявления гостеприимства, но и способ выразить отказ. Во времена династии Цин, у чиновников был обычай «подать чай и указать на дверь». Когда гость приходил с просьбой, его принимали с чаепитием, но оно отличалось от обычного. Чайную чашку не принято было поднимать, как чашу с вином во время тоста. Если у хозяина были срочные дела, или ему не нравился посетитель, он, подавая чашу с чаем гостю, поднимал ее, как чашу с вином, тем самым показывая, что сразу после чаепития гость должен удалиться. Обычно в таком случае гость удалялся, даже не выпив чая.

Элегантность в чашке чая

2014_05_16_02_004Ученые мужи прошлого жили в неразрывных отношениях с чаем. Каждый год, когда наступало время сбора чая, они посылали свежесобранный чай свои родным и друзьям, живущим далеко, чтобы показать, как скучают по ним. Когда ученые мужи собирались на праздник, наилучшим сопровождением для поэзии были чай и вино, больше почитался чай. Во вторую половину династии Тан ученые мужи, в подражание монахам, стали организовывать чайные праздники. Также во времена династии Тан, в налоговые реестры были занесены сорта «Фиолетовые ростки бамбука» и «Поклонение солнцу» с горы Гучжу, известные к тому времени повсеместно. Во время весеннего сбора чиновники лично надзирали за ним и устраивали ежегодные праздники пробования чая, на которые приглашались и студенты, и знаменитости. О таких событиях ходило множество историй. Во времена династии Сун эти праздники стали еще популярнее. В них принимали близкие по духу студенты и ученые. Тот, кто предлагал низкокачественный чай или готовил его плохо, бывал наказан.

Чай был предметом описания и вознаграждения в обучении. Существует бесчисленное множество поэм, живописи, каллиграфических работ о чае. Для студентов чай был благородным предметом, который имеет множество различных сторон, находящих отражение в творчестве, и воодушевляющим к поднятию морального духа. В диалоге между Су Ши и Сыма Ганом, времен династии Сун, это блестяще отражено. Сыма Ган спрашивает Су Ши:

«Чай и тушь для каллиграфии — имеют противоположную природу, ибо чай должен быть белым, а тушь — черной, чай должен быть крепким, а тушь — легкой, наилучший чай — свежий, а тушь — становится только лучше, хранясь, год от года. Как же и то и другое может тебе одинаково нравится?» Суши ответил на этот вопрос весьма изящно:

«Чай и тушь — также имеют нечто общее. Редкий чай и хорошая тушь — пахнут приятно, и в этом их ценность одинакова. Они как два благородных мужа, один черен лицом и уродлив, а другой — бел и прекрасен, но оба одинаково возвышенны сердцем.» — вот что Су Ши ответил Сыма Гану.

Чай воплощал моральный идеал для ученых. По этой причине, чайные подарки приобрели особую весомость и стали важным путем для взращивания дружбы и построения отношений. Например, Уян Сю во времена Сун, на протяжении 18 лет писал книгу. Он вложил в нее много труда и попросил знаменитого каллиграфа Цай Сяна написать вступительное слово к ней. В качестве ответной услуги, он послал Цай Сяну драгоценную воду из источника Хуэйшань и чай Дракона и Феникса, чему каллиграф был чрезвычайно рад, с его точки зрения, этот подарок был «изысканным и необычным».
2014_05_16_02_005

Не только друзья и знакомые использовали чай для улучшения отношений, но и абсолютно незнакомые люди могли завязать дружбу, основанную на любви к чаю. Знаменитый эссеист Чжан Дай (1597-1679) написал такую историю. Он часто слышал от своих друзей, что некий пожилой человек по фамилии Минь — очень хорошо готовит чай, и пошел к нему с визитом. Увидев Чжан Дая, старик внезапно вспомнил, что забыл свою палку и поспешил назад, в то время, как Чжан Дай терпеливо ждал. Вернувшись с палкой, старик был несколько удивлен тем, что Чжан Дай все еще здесь. Чжан Дай рассказал о цели своего визита и отказался уходить, не отведав чая. Польщенный таким отношением, Минь повел его в специальную чайную комнату и скоро чай был готов. Будучи сам чайным мастером, Чжан Дай точно определил происхождение чайной утвари, чая и воды. Старик Минь восхитился тем, что впервые за свои 70 лет встретил столь понимающего человека, они оба прониклись друг к другу глубокой симпатией, с тех пор они стали друзьями.

Таких людей, как Чжан Дай — любящих чай, понимающих чай,и умеющих его приготовить — не бывает много. Один из таких людей — великий поэт Бай Юй (772-846), возможно, самый широко известный поэт в Китае. Написав очередную поэму, он читал ее одной старой женщине. Если она ее не понимала, он переделывал снова и снова, пока она не поймет. Его поэмы были чрезвычайно популярны среди современников. Даже куртизанки гордились умением спеть его Оду к Лютне. Бай Юй был страстным любителем чая, он часто разделял это удовольствие с монахами из монастырей в окрестностях Ханчжоу. Он написал более 20 поэм, посвященных чаю, и даже написал его биографию, сравнивая чай с высокородным министром. Многие торговцы копировали его поэмы для продвижения чая на рынке. Баю, который был предан чаю все жизнь, это было очень приятно.

Ли Цинчжао (1084-1151) — самая известная поэтесса времен династии Сун. Она также был знаменитым чайным мастером. Ли и ее супруг — имели много общего, в том числе любовь к чтению и чаю. Ли была чрезвычайно эрудированной, она могла дословно цитировать книги, могла сказать наизусть конкретную строку определенной страницы из книги. Они с супругом часто заключали пари на этот счет и победитель получал право выпить чай первым. Ли Цинчжао выигрывала очень часто и потом долго искренне смеялась с чашкой чая в руке. Поэтому чай проливался и часто она и вовсе не выпивала его. В конце династии Сун, когда возникла угроза с севера от реки Янцзы и начались беспорядки, супруг Ли Цинчжао был убит в хаосе войны. Горечь от утраты семьи и страны наполнила поэмы Ли печалью. Ее тихая, пасторальная жизнь, полная чая, поэзии и музыки превратилась в воспоминания.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.