Китайский чай с Лю Туном. Глава 7. Прекрасная чайная утварь
Китайский чай с Лю Туном
Глава 1. Вечный аромат чая
Глава 2. Хороший чай с далеких гор
Глава 3. Искусство приготовления чая
Глава 4. Знаменитые люди и книги о чае,
Глава 5. Распространение китайского чая по миру
Глава 6. О знаменитых сортах чая
Глава 7. Прекрасная чайная утварь
Глава 8. Родство чая и дзен
Глава 9. Чайная церемония в Китае
Глава 10. Чай и обычаи
Глава 11. Чайные дома
Глава 12. Философия чая
Что касается чайной утвари, то до династии Тан она неотделима от утвари кухонной. Однако с ростом популярности чаепития, чайные приборы становятся все более утонченными. Лу Юй в своей книге упоминает более 20 различных чайных приборов и инструментов, которые использовались для сбора, изготовления, хранения, поджаривания, приготовления чая и собственно чаепития. Производство фарфора во времена Тан и Сун начало развиваться очень быстро после того, как чаепитие вошло в моду.
Возьмем, к примеру чайную чашку времен Тан. Наиболее яркие представители селадонов (зеленовато-серой керамики) — печи Юэ, Вучжоу, У и Яочжоу, белый фарфор представляла печь Син, и знаменитый черный — печь Децин. Согласно Книге о чае, «селадон — хорош для чая», в то время как белый, желтый и коричневый — придают чаю красноватый оттенок, пурпурный и черный — соответственно, все они не выглядят хорошо. Селадон из Юэ был наилучшим. Причины, по которым фарфор из печи Син был менее превосходного качества, перечислены в этих трех сохранившихся выражениях: «Фарфор Син подобен серебру, а фарфор Юэ — нефриту», «Фарфор Син похож на снег, а фарфор Юэ — на лед» и «Фарфор Син — белый, что делает чай — розовым, тогда как Юэ — зеленый и делает чай — зеленым». В истории развития китайской керамики, начиная с Восточной Хань, когда начали производить селадоны, до Тан, среди всех печей, быстрее развивалась и производила наиболее примечательные образцы печь Юэ, превосходя все остальные по качеству.
Когда пришла династия Сун, чайные традиции изменились, люди стали употреблять взбитый чай с белой пеной. Также в моду вошли чайные состязания, так что на высочайшие позиции поднялся фарфор, покрытый черной эмалью. Ни одна знаменитая печь не состязалась более в производстве селадонов или белого фарфора, но только закаленного черного. Наибольшим почетом в литературе тех времен пользуются «Заячий волос» и «Масляная капля» из печи ЦзяньЯн, что в Фуцзяни. Эти два вида фарфора, покрытого черной глазурью, различных оттенков красного на черном, с толстыми стенками и донышком, хорошо сохраняющие тепло. Такая посуда поставлялась даже к императорскому двору, в то время как селадоны и белый фарфор были забыты.
В династию Мин в моду вошел рассыпной чай, открытая чайная утварь стала недостаточно хороша для раскрытия чайного аромата ,а также она плохо сохраняла тепло. Так что появление чайника стало очевидной необходимостью. Приготовление чая в маленьком чайничке насчитывает 400-летнюю историю, начиная с его появления в конце 16 столетия.
Чайники из пурпурной глины производятся в провинции Исин — знаменитой китайской »столице керамики» . Она располагается неподалеку от озера Тай, окрестности которого — знаменитое место выращивания чая со времен династии Тан. Первые чайники из пурпурной глины появились уже во времена поздних Тан. Однако лишь во времена Мин чайник из пурпурной глины становится модным и драгоценным инструментом для приготовления чая, в чем согласны большинство экспертов в области керамики, потому что именно во времена Мин в моду входит естественная и непринужденная атмосфера чаепития. Обладая высокой воздушной проницаемостью, чайники из пурпурной глины превосходно раскрывают чайный аромат. В результате долгого использования, чайник обрастает изнутри корочкой чайного налета, который придает заваренному в нем чаю сладость. Чайник из пурпурной глины — изысканной формы, превосходный по качествам и приятный на ощупь. Их не только приятно использовать для приготовления чая, но и заботиться о них. Со временем чайник приобретает прекрасный блеск. Если по такому чайнику легонько стукнуть, он издает прекрасный металлический звук. Чайник может быть покрыт глазурью, как снаружи, так и изнутри, так, чтобы он выглядел древним, придавая оттенок примитивности его простой красоте. Тело чайника может быть покрыто резьбой или росписью, а дно покрыто вырезанной каллиграфией, рисунком или даже лепной картиной. Таким образом ценность чайника выходит далеко за пределы его практической стоимости.
Династия Цин добилась наивысшего расцвета в изготовлении керамики а также в выведении разнообразных сортов чая. Под стать разнообразию чайных листьев, было придумано множество различной чайной утвари. В дополнение к чайникам из Исина, появились пятицветные фарфоровые эмали, розового семейства, например, элегантные по форме и сияющего цвета. Потрясающее разнообразие чайной утвари доставляет изысканное эстетическое удовольствие во время чаепития.