Китайский чай с Лю Туном. Глава 8. Родство чая и дзен

Китайский чай с Лю Туном
Глава 1. Вечный аромат чая
Глава 2. Хороший чай с далеких гор
Глава 3. Искусство приготовления чая
Глава 4. Знаменитые люди и книги о чае,
Глава 5. Распространение китайского чая по миру
Глава 6. О знаменитых сортах чая
Глава 7. Прекрасная чайная утварь
Глава 8. Родство чая и дзен
Глава 9. Чайная церемония в Китае
Глава 10. Чай и обычаи
Глава 11. Чайные дома
Глава 12. Философия чая

Чай — родное для Китая растение, тогда как буддизм — религия заимствованная. Изначально между ними не было ничего общего, однако со временем они постепенно сроднились, можно сказать, что теперь они неотделимы друг от друга. О родстве чая и дзен говорят не без причин. Лу Юй говорит в Книге о чае, что «чай по природе своей — холодный, и потому наиболее подходит людям высоконравственным». Вкус чая достигает наиболее полно раскрывается в послевкусии, вначале горький, а затем — сладкий после внимательного пробования. Это таинственным образом совпадает с буддийским убеждением о непременном наступлении счастья после горя.
2014_05_12_02_004
В Книге о чае неоднократно отмечено, что уже во времена Вэй и Цзинь, а также Северной и Южной династий, монахи придавали большое значение чаю и многие известные монастыри в горах выращивали чай для своих нужд. Прославленный монах Хуэйюань во времена Восточной Цзинь (317-420) выращивал чай на горе Лушань (север провинции Цзяньси на юговостоке Китая) и часто сочетал чаепитие с написанием поэм на протяжении целой ночи. Однако только с воцарением династии Тан, буддизм начал действительно существенно влиять на чайную культуру. Во многом это связано с возникновением движения Дзен (в Китае — Чань, вообще-то, полагаю, Лю Тун использует японское слово Дзен как более известное и общеупотребительное — прим. переводчика).

Происходящий из Индии, буддизм был представлен в Китае во времена династии Хань. После этого, буддизм и родные Китаю идеологии, такие , как конфуцианство и даосизм — состязались, взаимно обогащаясь, в конце концов породив типично китайское культурное наследие — Дзен-буддизм. Дзен-буддизм — это кристаллизованный буддизм, впитавший в себя даосское мышление. Также в нем можно проследить влияние национального достояния — конфуцианства. Однако дзен-буддисты почитают Шакьямуни как своего основателя. Легенда гласит, что однажды Шакьямуни лишь указал на цветок, не произнося ни единого слова. Никто из учеников его не понял, кроме Махагайа, который улыбнулся учителю. Эта притча иллюстрирует такие черты Дзен, как «не словами описанное, а лишь посредством духовной коммуникации передаваемое понимание».

Дзен опирается на то, что каждый имеет природу Будды, следовательно, он способен стать Буддой. Тем не менее, в зависимости от способов практики, Дзен-буддизм делится на два течения — Внезапного просветления и Постепенного. Сторонники Постепенного просветления считают, что сердце человека, изначально чистое, тем не менее загрязнено предубеждениями и амбициями. Что следует делать аскету — так это постоянно обновлять свою чистоту, подобно стиранию пыли на зеркале. В противоположность этому, последователи Внезапного пробуждения пренебрегают этой монотонной работой над постоянным очищением, с их точки зрения, раз уж сердце изначально чистое, то стать Буддой можно мгновенно. Проще говоря, Постепенные верят в переход от нечистоты к чистоте, а Внезапные в принципе отрицают возможность загрязнения.

2014_05_12_02_001
Будда будущего — Милэфо. Иногда трудно себе представить настолько жизнерадостное будущее.

Практикующие постепенное просветление прибегают к сидячему Дзен (то есть, сидению в медитации). Дзен — это слово, происходящее из Санскрита, означающее воспитание сердца, а следовательно, очищение. Во время практики, ученики сидят, скрестив ноги — левая нога на правой, а правая — на левой ноге. Голова держится вертикально, спина прямая, нельзя ни двигаться, на качаться, ни наклоняться, на прислоняться к чему-то. Взгляд направлен вперед или сфокусирован в одной точке, чтобы достичь состояния спокойной медитации. Так как чай позволяет долго оставаться внимательным и бодрым, не перевозбуждая, как крепкое вино, он становится непременным атрибутом практики. Согласно легенде, Дхарма — основатель Дзен-буддизма в Китае, отрезал себе веки на глазах, чтобы сохранять бодрствование, и из их плоти выросли чайные кусты. Из этой истории хорошо видно, насколько родственные отношения связывают чай и сидячий Дзен. Буддисты выразили то добро, что дает чай сидящему в медитации в «Трех драгоценностях». Во-первых, чай помогает сохранять бодрость в время ночной медитации. Во-вторых, помогает справиться с перевариванием еды. И последнее, чай дарит людям безмятежное сердце, свободное от желаний. Первые записи о сидячем дзен сделаны во времена Восточной Цзинь, когда монах по прозванию Дан Даокай, чтобы сохранять бодрость, принимал некие лекарства, а также особый сорт чая, который называл «Чайный напиток» — смесь, состоящая из чая, имбиря, апельсина, фиников и других приправ. Идея постепенного перехода от нечистоты к чистоте оказала сильное влияние на китайскую чайную культуру. Во времена династии Тан, чайная культура широко распространилась, так что многие стали сочетать практику сидения в медитации — с чаем. Лу Юй. которые вырос в монастыре, называл «чайный напиток» — помоями. Он написал в своей книге — «добавлять лук, имбирь, кожуру апельсина, кизил, мяту и т.д. в котелок и готовить все это вместе…все равно, что хлебать помои из канавы». С тех пор все больше уделется внимания сильному, чистому вкусу чая, точь в точь, как Дзен подталкивает искать и открывать собственную правду и чистоту сердца.

2014_05_12_02_002
Сидящий в медитации Будда в Ле Шань

Другое направление дзен — сторонники внезапного просветления — отвергали аскетичное сидение в медитации, направляя свое внимание на понимание Дзен, их обычная практика «понимание слов», предназначенная для устранения заблуждений и достижения понимания посредством остроумных и эксцентричных загадок. Согласно их убеждениям, Дзен — практика для одаренных от природы людей. Говорят, что только умные и одаренные достигают успеха в этой практике, менее талантливые — идут по пути сидения в медитации. Тем не менее, в силу видимой легкости и веселья, внезапное просветление приобретает со временем все больше последователей и становится ведущим направлением в буддизме. Многие из тех, кто практиковал медитацию, переходят к практике внезапного просветления. Даои (709-788) был одним из них. Продвигая его к просветлению, его наставник положил кирпич перед ним на землю и предложил сделать из него зеркало. Даои удивился: «Как можно сделать зеркало из кирпича?» Наставник ответил: «Если из кирпича не сделать зеркало, то как сидение в Дзен сделает тебя Буддой?»

Хотя сторонники внезапного пробуждения относились к медитации без всякого почтения, тем не менее, они считали ее необходимой повседневной составляющей практики. Размышляя над «пониманием слов», монахи часто собираются и уходят в путешествие, так чаепитие становится необходимым для создания настроения. Монахам этого направления тоже нравится чай. Монах Чжаочжоу во времена династии Тан был большим поклонником чая. Кто бы ни спросил его совета, как быстрее достичь просветления, он отвечал «Иди, выпей чая!» .В это самое время чай становится повседневной потребностью у обычных людей, как рис и масло. Люди всех классов и сословий приобретают привычку пить чай. Чжаочжоу имел ввиду, что в Дзен нет ничего мистического, это обычная вещь, как носить воду или пить чай. Наставник Хуйнэн (638-713) — основатель движения внезапного просветления — говорил: «Буддизм — это когда мир понимается таким, какой он есть. Искать в Буддизме особой мудрости — все равно, что искать рога у кролика». По одним и тем же причинам чай духовно соответствовал разным направлениям Дзен. Сторонники внезапного просветления презирали слова, и даже отказывались говорить — это роднит их с даосизмом. Знаменитое сравнение, которым они пользуются — следующее: «Вы можете указать на луну, но палец — это не луна». Более того, только словами можно выразить истину, однако сами они — истиной не являются. Дзен — превыше языка, как чайная церемония — лишь способ чаепития, однако при этом — нечто большее. Дзен, обращенный к интуитивному опыту и непосредственной реализации, выходит за пределы искусственных барьеров и ограничений. Это довольно революционная идея для того времени.

Дзен привлекал не только низшие классы, но и правителей. Наставника Хуйнена высоко ценила императрица У Цзентьян (624-705) и привлекала его к решению политических вопросов. В 849 году, император из династии Тан попросил у 120-летнего монаха совета относительно долголетия. Монах ответил, что долголетие ему принесли не лекарства, но чай. Он выпивал от 40 до 50 чашек чая в день, иногда даже 100. Императоры династии Тан, которые вначале запрещали Дзен, со временем стали его поддерживать. Император Сицзон (873-888) совершал тайные высочайшие императорские ритуалы в знаменитом храме в провинции Шаньси, принося в жертву чай в серебряных и золотых сосудах. Тот факт, что чай приносился вместе со священными буддийскими реликвиями в специальном помещении храма — говорит о близком родстве, установившемся между дзен и чаем.

Практически все знаменитые монастыри производили хороший чай. Так как династия Тан освобождала монахов от уплаты налогов и сборов, то многие пошли в монахи. Наставник Дзен Хуайхай (что переводится — сердце, щедрое, как море) говорил «День без работы — день без еды», воодушевляя своих учеников совмещать занятия Дзен с садоводством, выращивать чай. Многие монастыри имели земли, на которых разбивали чайные сады и выращивали чай. Многие знаменитые сорта были выведены в монастырях -»монастырские» чаи. Широко известный мендинский чай, говорят был высажен наставником Дзен — Пухуэем из монастыря Храм Сладкой Росы (на горе Меншань на юго-западе Китая) собственноручно, во времена династии Хань. Уже во времена Цзинь — это был налоговый чай. Знаменитые утесные чаи с гор УИ, в провинции Фуцзянь — «Брови долголетия», «Сердце лотоса», «Хвост феникса и борода дракона» — производились в монастырях. Во времена северной Сун, монахи из монастыря Воды и Луны на горе Дунтин (провинция Цзянсу западный Китай) делали очень хороший чай, который позднее стал известен как Билочунь (изумрудные спирали весны), хотя тогда он назывался по имени монастыря. Знаменитый поэт Лю Юси (772-842) династии Тан упоминает в своих поэмах новый метод, к которому стали прибегать в культивации чая. Чай стали выращивать с бамбуком черезполосно, что предохраняло чай от избыточного солнца и насыщало его чистым ароматом бамбука. Монах собирал чайные листья, чтобы угостить посетителей. Он поджаривал их на специальной сковородке, и они распространяли сладкий аромат. Это самое первое упоминание о «прожаривании зелени» как технологии изготовления чая.

2014_05_12_02_003
Монастырская лавка на острове Путо — здесь продается всевозможная буддийская атрибутика, священные книги, и конечно же, местный чай — Путошань Фо ча.

Поэт и художник Цзен Банцяо (1693-1765) династии Цин написал следующий куплет: «Знаменитые люди развлекаются каллиграфией, написанной водой, в то время как знаменитые монахи состязаются в искусстве приготовления чая». В монастырях обычно был «чайные монах», который выращивал чай, «чайный начальник», который готовил чай и «чайный хранитель», ответственный за хранение и распределение чая. Также в монастырях был «чайный зал» и «чайная комната», где монахи пили чай, читали тексты и обсуждали принципы Дзен. В зале богослужений обычно имелись барабаны. Те, что располагались в северо-восточном углу, назывались «барабаны дхармы», а те, что в северо-западном, «чайные барабаны». Чайный барабан — обычно полый, деревянный, в форме рыбы. В барабаны дхармы били для сбора монахов на занятия по объяснению принципов, а в чайные — для приглашения монахов на чаепитие. Чай также подавался в перерывах между медитациями. В новогодние праздники монахи собирались, чтобы отведать чай нового урожая, выращенный в монастырском саду. Это была знаменитая церемония «Популяризация чая». Монастырь Цзиншань на горе Тяньму в провинции Чжецзян — известный, как лучший монастырь Дзен к югу от реки Янцзы — выделял каждую весну особую партию чая, которую готовил лично главный чайный мастер, и подавал чай монахам и гостям, а также делал чайные подарки. Во время чаепития монахи и гости осматривали чай, вкушали его аромат, любовались цветом чайного напитка и оценивали его качество. Такие чайные посиделки проводились более 100 лет, от династии Сун до Юань. Существовали и другие похожие чайные собрания. Такие, как посвященный Будде «Памятный чай». Маленькими глоточками по числу лет, проведенных в монашестве — «Чай самопожертвования». Только чай подавался на «Чайных встречах». В некоторых монастырях статуи Будды купали в чае, называя эту церемонию «Омовение Будды чаем». Часто в этих собраниях принимали участие ученые мужи. Ученые и монахи обменивались чайными подарками, заводили друзей, превращая чаепитие — в широко распространенную моду. Во времена Южной Сун (1127-1279) монастыри часто проводили масштабные чайные праздники, в которых могло участвовать до 1000 человек. Затяжное чаепитие, являвшееся центральным событием такого мероприятия — становится частью монастырского уклада.

Знаменитые учителя Дзен часто являлись выдающимися чайными мастерами. Хороший друг Лу Юя — поэт и монах Цзяожан — был первым, кто ввел в оборот словосочетание «чайная церемония». Некоторые считают его первооткрывателем этого действия.Среди многих его поэм, посвященных чаю, есть «Ода к чаепитию», в которой он пишет:

Один глоток развеял сонливость и прояснил мысли,
Второй глоток освежил ум, подобно тому, как дождь смывает пыль,
Третий глоток принес просветление и заботы исчезли без следа.

Если сравнить уровень чаепития с процессом взращивания добродетели, многие из наставников Дзен имели превосходные навыки в приготовлении чая. Монах Цзичжи, что вырастил Лу Юя, так привык к чаю, приготовленному Лу Юем, что прекратил пить чай после того, как он покинул монастырь. Император, прослышав об этом, пригласил его к себе и предложил ему чаю, приготовленного несколькими чайными мастерами. Однако монах лишь пригубил каждую чашку. И только когда император тайно попросил Лу Юя приготовить чай, монах выпил всю чашку со словами: «Этот чай приготовил Лу Юй!» Есть и еще более невероятные истории. Во времена Сун знаменитые чайные мастера взбивали пену в каждой чашке чая. Ей придавали различную форму — горы, солнце и луна, птицы, животные, и т.д. — это называлось «Чайная опера» или «Водяная живопись». Высококлассные мастера Дзен могли сочинить поэтическую строку к каждой чашке чая, по теме рисунка из чайной пены. и четыре чашки чая создавали им элегантную Чжуечжу, традиционную китайскую поэтическую форму из четырех строк со строгой ритмической формой.

Чай занимал важное место не только в Дзен, но и в других направлениях буддизма. Направление Ми во времена династии Тан — также считали чай наилучшим приношением Будде. Более того, распространяясь среди буддистов, чай попал из Китая в Японию. В 803 г.н.э. японский монах по имени Сайчоу приехал в Китай для изучения буддизма. Когда он вернулся в Японию два года спустя, в его кармане лежали семена чайного дерева с горы Тяньтай (провинция Чжецзян), положив конец японской дочайной истории. Сайчоу высадил семена в Йошицзинья в Йецзани в Киото. Этот чайный сад существует по сей день с мемориальной табличкой «Это самый первый в Японии чайный сад». Во времена Южной Сун, японский монах по имени Есаи также приехал в Китай для изучения буддизма. По возвращении домой он написал книгу «Сохранение здоровья при помощи чая». Есаи считал, что различные лекарства лечат только отдельные болезни, а чай — лечит все. Он также записал способ приготовления чая времен Южной Сун, который впоследствии и стал знаменитой японской чайной церемонией. Во времена династии Мин, основываясь на литературе, оставленной монахами времен Тан, Цян Линсю восхищенно описал японскую чайную церемонию как проявление «гармонии, уважения, спокойствия и тишины». Не будучи монахом, Цян Линсю полностью уловил родство между чаем и Дзен. Он сказал, «сущность чая — не более, чем кипячение воды и приготовление чая». Эта концепция «Повседневного Дзен» — идеально согласуется с тем, что говорил монах Цзаоцзоу и наставник Хуэйнэн.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.