Набор чайной утвари из храма Фамэнь
Храм Фамэнь (法門寺) в округе Баоцзи, в ста с лишним километрах к западу от Сианя, провинция Шэньси – национальная достопримечательность уровня ААААА. Название его можно перевести как «Храм врат дхармы». Основан Фамэньсы был в конце династии Восточная Хань, в правление Хуань-ди (146-168 гг. н.э.) либо в правление Лин-ди (168-189 гг. н.э.). Почти две тысячи лет истории храма были богаты на события: он расцветал, когда власти благоволили буддизму, и приходил в упадок в периоды гонений, менял названия, бури войн и мятежей то разбивались о его стены, то рушили их, его главная пагода много раз уничтожалась и восстанавливалась вновь, порой меняя обличье и вырастая выше прежней. Можно сказать, что Фамэньсы похож на сам Китай.
Изначально четырёхэтажная деревянная Пагода истинного тела Будды (真身舍利宝塔) предназначалась для хранения нескольких костей Будды Шакьямуни. Согласно легенде, индийский царь Ашока разделил останки тела Будды на 84 000 частей и разослал их в разные части света, желая, чтобы благодатью был охвачен весь мир, и несколько таких реликвий достигли Шэньси – поэтому храм сперва называли Храмом Ашоки. Он неоднократно перестраивался, а тринадцатиэтажная кирпичная пагода появилась в конце эпохи Мин – её высота составляла 47 м, а строительство заняло 30 лет. Она тоже не раз горела и рушилась, и нынешняя железобетонная пагода значительно моложе – её построили в конце ХХ века, после того, как предыдущая была уничтожена сильным землетрясением. А уже в XXI веке была возведена грандиозная 148-метровая ступа Хэши (法门寺合十舍利塔) в виде сложенных рук, и Фамэньсы превратился в огромный религиозный и туристический комплекс.
В эпоху Тан поклонение буддийским святыням из Фамэньсы достигло апогея. Каждые тридцать лет их извлекали из храмового хранилища и с почестями препровождали в Чанъань, столицу империи (сейчас на месте Чанъаня стоит Сиань). Колесницы и оружие стражников украшали золотом и драгоценными камнями. Вдоль дороги выстраивались верующие, они не только кланялись и возносили молитвы, но и отрубали себе пальцы, поднося их Будде, сжигали волосы у себя на головах и даже выкалывали глаза. В столице реликвии сначала размещали во дворце, а затем переносили в императорский храм. Здесь к ним тоже текли реки подношений, но уже без членовредительства: министры и чиновники несли в храм драгоценности, шёлк с изысканной вышивкой, дорогую посуду и оружие; был в числе подарков и чай.
В 873 г. император И-цзун умер как раз в то время, когда мощи Будды гостили в столице. То ли из суеверия, то ли по какой-то другой причине его сын Си-цзун, вернув через год реликвии в Фамэньсы, повелел запереть их в подземном склепе под пагодой и больше не доставать. В последующие эпохи лишь посвящённые знали о тайном хранилище; для остальных же сокровища Фамэньсы постепенно превращались в легенду. Но эта легенда владела умами людей. Во время культурной революции, в 1966 г. банда хунвэйбинов, ворвавшаяся во двор храма и крушившая изваяния, собиралась сровнять храм с землёй, найти и уничтожить святыни. И тогда настоятель храма, мастер Лянцин, вышел к бандитам, облил себя горючим и поджёг. Это было не первое самосожжение в истории Фамэньсы – до Лянцина так поступили мастер Хуэйгун в эпоху Тан и мастер Фашуан в эпоху Цзинь. Они достигли высшего уровня практики и предали свои тела огню, чтобы оставить последователям очищенные огнём кости. А мастер Лянцин смог ещё и отвлечь нечестивцев от поиска сокровищ. Хунвэйбины были поражены его поступком и ушли.
Открытие подземного хранилища в 1987 г., во время подготовки к очередному восстановлению пагоды, стало для археологов неожиданностью. Помимо фаланги Будды в раке искусной работы, в склепе были обнаружены более ста предметов из золота и серебра, многочисленные изделия из нефрита, фарфора и стекла, ткани, остатки благовоний и т.д.
Были среди них и предметы для приготовления чая, пролежавшие под землёй 1113 лет и прекрасно сохранившиеся. Глядя на них, можно не только восхититься мастерством танских ремесленников, но и лучше понять, как готовили чай одиннадцать с половиной веков назад.
Чалунцзы (茶笼子) – чайные клетки (фото 3 и 4) служили для хранения прессованного чая, а также для прокаливания его перед употреблением. Затем чай нужно было растереть в порошок с помощью чаняньцзы (茶碾子) – чайной мельницы. Она представляла собой продолговатый резервуар, по которому прокатывали колёсико на втулке (фото 5). Получившийся порошок просеивали через чалоцзы (茶罗子) – металлическое сито в квадратной коробочке с выдвижным ящиком (фото 6). Для помещения чайного порошка в воду и размешивания служили маленькие ложечки на длинных ручках (фото 7). Входила в набор чайной утвари и яньтай (盐台) – солонка (фото 8): на протяжении эпохи Тан чай превратился из супа на основе чайного листа с добавлением разных ингредиентов (фруктов, орехов, специй) в чистый чайный отвар, но подсаливать его ещё не перестали. Наконец, чай был слишком ценен, чтобы выбрасывать неиспользованные излишки чайного порошка, и их хранили в красивых чайницах – чахэ (茶盒). В наборе из Фамэньсы чайница сделана в виде черепахи (фото 9). Кроме этого, в подземной сокровищнице были найдены чаши для питья и жаровни.
Посуда из Фамэньсы – древнейший из полностью сохранившихся наборов чайной утвари столь высокого уровня. Сейчас он входит в состав музейной экспозиции комплекса Фамэньсы.
Фамэньсы. Пагода истинного тела Будды.
Набор чайной утвари из Фамэньсы.
Источники — https://baike.baidu.com/item/法门寺.. , http://www.famensi.com/ , http://www.fmsjq.com/ , https://history.eco/kazimir-volskij-buddijskie-sokrov.. , http://ynik.info/2011/08/17/zolotoe_podzemele_famjen… , https://www.sohu.com/a/407266605_99926623 , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1757362351083709171.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1744746004019062874.. и др.
11 февраля 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038