Чайная вселенная Запретного города
В сентябре прошлого года в Гугуне – Запретном городе, огромном дворце-музее в историческом центре Пекина открылась выставка «Ча Шицзе» (茶世界) – «Мир чая», или «Чайная вселенная». Были представлены около шестисот экспонатов из тридцати китайских и зарубежных археологических и культурных учреждений – шедевры каллиграфии и живописи, древняя чайная утварь и, конечно же, образцы чая, в частности, цинская пуэрная голова весом пять цзиней (около 3 кг).
По окончании выставки экспозиция была преобразована в «странствующую» — свыше ста пятидесяти предметов из Запретного города отправились в мировое турне, и на каждой остановке их будут дополнять местные реликвии. Первой остановкой стал Музей провинции Фуцзянь – торжественное открытие состоялось 27 декабря. В Фучжоу «Чайная вселенная» будет гостить до конца марта.
В этом собрании немало настоящих сокровищ – чайники Ши Дабиня (этот выдающийся мастер жил в самом конце Мин), великолепные домуху (см. https://vk.com/wall-47905050_21974 ) времён Цяньлуна, чайный набор из Фамэньсы (см. https://vk.com/wall-47905050_22898 ) и многое другое. Нашлось место даже пузатому самовару из Эрмитажа. Но моё внимание привлекли три более невзрачных экспоната (на трёх последних фото).
Первый – это небольшая керамическая жаровенка, найденная в руинах печи Хуанъе в городе Гунъи (провинция Хэнань) и относящаяся к эпохе Тан. На жаровенку, предназначенную для прогрева чая перед приготовлением чайного отвара или настоя, взирает фигурка учёного. Подобные изделия встречаются в местах гончарных промыслов танских времён во множестве, причём фигурки имеют одни и те же черты – полагают, что это Лу Юй. Иногда можно услышать мнение, что «Чайный канон» Лу Юя не оказал заметного влияния на современников, а интерес к нему возник гораздо позже, много веков спустя. Но судя по дизайну этих жаровенок, ещё при Танах автора первого трактата о чае стали почитать как чайного святого.
Второй – макабрический рисунок времён Южной Сун, на котором изображено выступление уличного кукольника: он не только управляет марионеткой-скелетом, но и сам выглядит, как скелет – по-видимому, в воображении увлечённых представлением детей. Ничего чайного в этой сценке нет. Но в нижнем левом углу рисунка виден скарб бродячего артиста в двух коробах на палке, которую можно перекинуть через плечо – так носят только самое необходимое. И в одном из коробов прекрасно виден большой чайник для кипячения воды. Очевидно, в конце Сун чай уже прочно вошёл в повседневный быт небогатых людей.
А третий – корни чайных деревьев, предоставленные Чжэцзянским институтом археологии. Они были обнаружены при раскопках поселения неолитической культуры Хэмуду в Тяньлошане (городской уезд Юйяо города Нинбо провинции Чжэцзян). Корни находились в трёх искусственных выемках рядом с остатками большого дома в центре поселения, из чего ясно, что эти деревья имели определённую ценность для древних жителей Тяньлошаня. Они были тщательно изучены специалистами Пекинского, Чжэцзянского, Гуансийского и Токийского университетов. Особенности анатомии и наличие теанина неопровержимо свидетельствуют о том, что корни принадлежали чайным камелиям, а радиоуглеродный анализ даёт возраст не менее 6000 лет. Можно сделать вывод, что культивирование чайных растений началось ещё в каменном веке (!).
Посетительница или сотрудница?
Восьмигранный эмалевый чайник времён Цяньлуна.
А это вполне современная гайвань – в экспозиции есть и раздел, посвящённый новому стилю в чайной культуре.
Танская жаровенка с фигуркой Лу Юя.
Южносунский рисунок: чайник в скарбе бродячего кукольника.
Корни культивируемых чайных деревьев, которым больше 6000 лет.
Источники — https://baijiahao.baidu.com/s?id=1775835453398985732.. , https://www.sohu.com/a/748166158_121123734 , http://big5.news.cn/gate/big5/www.news.cn/culture/202.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1786509153612366484.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1786577918642005502.. и др.
04 января 2024 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038