Духовное питание жизни с помощью чая

Автор — Нань Цян. Из сборника «Утёсные чаи У И»
(Фуцзяньское художественное изд-во, 2009).
Перевод — Сергей Кошеверов.

Чайный эффект духовного питания жизни, в основном, воплощается в том, что посредством питья чая мы совершенствуем свой моральный облик, достигая духовного мира, в котором «скромен в выражении своих стремлений, спокоен в следовании далёкому пути» (цитата из древнекитайского философского трактата династии Западная Хань (середина 2-го века до н.э.) «Хуэйнань-Цзы» — прим.перев.).

Основателем японской концепции Чайного Пути является родившийся в 1141-м году в Окаяме дзенский мастер Эйсай. (В конце 12-го века он привёз из Китая в Японию чайные семена и сунскую технологию обработки и приготовления чая, также считается непосредственным родоначальником традиции дзен в Японии — прим.перев.) В конце своей жизни он написал чайный трактат «Записки о питье чая для питания жизни», в котором неоднократно поднимает идею о том, что благодаря питью чая укрепляется сердце, и уходят болезни. «Если человеческая душа неспокойна, тогда непременно надо пить чай, [так можно] регулировать работу сердца и поправляться от множества болезней». В обоснование этой идеи он пишет следующие строки: «Сердце — это благородный муж среди пяти внутренних органов, чай — это высшее воплощение горького вкуса, а горький вкус — это лучший вкус среди всех вкусов, поскольку сердце любит такой вкус».

Такая доктрина Эйсая берёт своё начало в древнекитайском учении У-Син (5 движений). Согласно ему в теле человека есть 5 внутренних органов: печень, сердце, лёгкие, почки, селезёнка. 5 соответствующих им вкусов: кислый, горький, острый, солёный, сладкий. Есть пять органов чувств: глаза, язык, нос, уши, рот. Собственно сами пять движений: Дерево, Огонь, Металл, Вода, Почва. Пять цветов: сине-зелёный, красный, белый, чёрный, жёлтый. Пять сезонов: весна, лето, осень, зима и окончания каждого из этих сезонов. Пять направлений: восток, юг, запад, север, центр. Учение У-Син не только делит на пять типов материю и явления природы и человека, но и считает, что между этими пятью типами существуют порождающие и преодолевающие связи. (Связи порождения: Дерево → Огонь → Почва → Металл → Вода → Дерево. Связи преодоления: Дерево → Почва → Вода → Огонь → Металл → Дерево — прим.перев.) Например, сердцу соответствуют горький вкус, язык, красный цвет, движение Огня и т. д. (В вышеуказанных категориях все элементы представлены в одном порядке — прим.перев.).

В концепции У-Син чай относится к движению Дерева, которое порождает движение Огня. Огонь выражен в горьком вкусе и красном цвете и представлен сердцем и языком. Природа чая и природа сердца взаимно порождающие, взаимно проникающие и взаимовыгодные, поэтому питьё чая может усиливать сердце, что приводит к покою пяти внутренних органов, благодаря которому жизнь может питаться, и долголетие может продляться.

Поэтому питание жизни с помощью питья чая фактически заключается в питании сердца. А сердце относится также к душе, поэтому питание сердца — это питание духа. На таком уровне действие чая от материальной поддержки здоровья поднимается до духовного питания жизни. Вследствие особенностей утёсных чаёв, а также соответствующего им способа заваривания гунфуча по всей видимости можно ещё лучше регулировать моральное состояние человека. В особенности в современном обществе с его высокими ритмами жизни и большим психическим напряжением становится ещё более очевидной роль утёсного чая в духовном питании жизни. Это выражается в трёх аспектах.

Настройка хорошего душевного состояния. Заваривание утёсных чаёв — это относительно сложный процесс, требующий определённых навыков. Надо не только учиться ему со всей душой, но более важно иметь терпение и внимательность, только тогда можно овладеть этим навыком. Легкомысленный человек никогда не научится этому искусству и никогда не сможет наслаждаться этим процессом. А легкомыслие в современном обществе — достаточно повсеместный порок, крайне мешающий психическому и физическому здоровью. Посредством заваривания и внимательного пробования утёсных чаёв вы можете регулировать свой душевный настрой, снизить раздрай в голове и поддержать внутреннее спокойствие.

Повышение коммуникативных способностей. Наличие относительно мощных коммуникативных способностей уже стало важным фактором успеха в современном обществе. Совместная дегустация утёсных чаёв с друзьями, гостями или клиентами является своего рода идеальным способом коммуникации. Если приходит гость, и ты подаёшь ему пиалку свежезаваренного чая, это мгновенно заставит его ощутить твои добрые намерения. Если у тебя есть хороший чай, и ты приглашаешь друга совместно его вкусить, то он обязательно почувствует твою задушевность. Если в разгар повседневных дел выкраиваешь немного времени чтобы заглянуть в чайную, и с одной стороны послушать музыку или посмотреть представление, а с другой — медленно посмаковать утёсный чай, то такие минутки доставят тебе ни с чем не сравнимую радость. А коли есть у тебя пара-тройка приятелей, с которыми ты встречаешься чтобы попить чайку и поболтать обо всём на свете, то неспешная дегустация утёсного чая поможет быстрее избавиться от накопившихся на душе тревог и тоски. Порою всего лишь одно внимательное чаепитие становится поворотным пунктом, меняющим в корне твою судьбу.

Восхождение в духовные сферы. Человек постоянно куда-то стремится, но в нашем мире очень много встречается разного рода соблазнов, и если не уметь управляться с ними, то очень легко потерять себя. Чай в свою очередь — это лучший напиток, позволяющий человеку сохранять ясность ума. Он не похож на вино. Природа вина — огонь, напьёшься и теряешь рассудок. Поэтому ещё в древности люди говорили, что чай «более всего подходит утончённым, скромным и добродетельным людям». Но если вдуматься, то разве только таким высокодуховным личностям подходит чай? Когда ты будешь постоянно пить утёсный чай, научишься им наслаждаться и разбираться в нём глубоко, то ты постоянно будешь изумляться заключённому в нём богатству цвета, аромата, вкуса, а также культурного содержания. И поэтому обретёшь очень много жизненных откровений, которые сделают тебя ещё более совершенным, имеющим более тонкие вкусы и способным смотреть на этот мир широко. А ведь это и есть признак того, что ты уже проник в самые высокие духовные сферы.

21 апреля 2020 г.
Сергей Кошеверов
https://vk.com/chryzolit


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.