Китайский чай с Лю Туном. Глава 4. Знаменитые люди и книги о чае

Китайский чай с Лю Туном
Глава 1. Вечный аромат чая
Глава 2. Хороший чай с далеких гор
Глава 3. Искусство приготовления чая
Глава 4. Знаменитые люди и книги о чае,
Глава 5. Распространение китайского чая по миру
Глава 6. О знаменитых сортах чая
Глава 7. Прекрасная чайная утварь
Глава 8. Родство чая и дзен
Глава 9. Чайная церемония в Китае
Глава 10. Чай и обычаи
Глава 11. Чайные дома
Глава 12. Философия чая

Китайская чайная культура имеет долгую историю. За это время люди не только открыли множество способов изготовления, приготовления и пития чая посредством практики, но также собрали их и записали в книги. После того, как Лу Юй написал свою Книгу о чае, как образец, записки о чае стали появляться практически в каждый исторический период, с многочисленными статьями по этой теме. Они создали потрясающую путеводную нить, для того, чтобы проследить историческое развитие чайного дела.
2014_05_07_05_002

Лу Юй и Книга о чае
Книга о чае, (часто переводят — Чайный канон) — это первая мировая чайная энциклопедия, оказавшая глубокое воздействие на все последующие исследования. Книги о чае более поздних поколений, все были подвержены ее влиянию в той или иной мере. Поэтому Лу Юй был канонизирован позднейшими поколениями как «Бог чая», «Чайный святой», »Чайный предок», «Чайный бессмертный» и так далее. Также о самом Лу Юе сохранилось несметное количество легенд.
2014_05_07_05_001
Лу Юй жил во времена династии Тан, родился около 733 г.н.э. и умер в 804 г.н.э. Он был сиротой, воспитанным монахом по имени Чжицзи. Рассказывают, что однажды Чжицзи во время путешествия нашел младенца, которого охраняли три диких гуся своими крыльями. Удивленный этим, Чжицзи взял ребенка в монастырь из сострадания. Лу Юй вырос в монастыре. Чжицзи воспитывал его как буддиста, однако узнав, что буддист (монах) не может жениться и иметь потомство, Лу Юй увлекся конфуцианством. Рассерженный этим, Чжицзи наказывал Лу Юя, поручая ему тяжелую и грязную работу, такую как уборка, чистка туалетов, и т.д. В то время в монастырях в обычае было чаепитие, так что совершенно естественно, что Лу Юй узнал чай. Позже, найди стены монастыря слишком тесными, Лу Юй сбежал, чтобы присоедениться к театральной труппе в возрасте 12 лет. Он исполнял был кукловодом, акробатом и фокусником. Разносторонее одаренный, он быстро продвинулся и стал управляющим. Во время одного из представлений, он был замечен высокопоставленным чиновником, который помог ему получить образование. После этого, Лу Юй путешествовуя, исследовал чайные районы, часто расспрашивая чаеводов о том, как они собирают и производят чай. Накопив с годами множество знаний, Лу Юй удалился в горы и вложил все это в написание книги. В итоге ему удалось завершить грандиозный бессмертный шедевр — Книгу о чае.

Историческая литература ничего не сообщает нам о том, насколько действительно был одарен Лу Юй как чайный мастер, однако сохранилось множество народных историй, восполняющих этот пробел. Одна история гласит, что однажды чиновник встретил Лу Юя недалеко от реки Янцзы. Зная, что Лу Юй — чрезвычайно одаренный чайный мастер, а вода в районе Наньлин (середина реки, прим.переводчика) реки Янцзы — высочайшего качества, чиновник счел это возможностью раз-в-жизни-бывает и специально послал солдата в Наньлин за свежей водой. Спустя недолгое время, солдат принес воду. Зачерпнув воду, и быстро взглянув на нее, Лу Юй сказал «хотя вода из реки Янцзы, она не из Наньлина, а скорее взята поблизости от берега». Солдат начал спорить, «Я ходил лично в Наньлин и сотня людей могут подтвердить, как я набирал воду оттуда. Как она может быть с другого места?» Лу Юй ничего не ответил. Тогда солдат начал наливать воду в котелок. Когда он был полон наполовину, Лу Юй внезапно сказал «Стоп! Отсюда пошла вода из Наньлина». Солдат был потрясен. На самом деле, солдат набрал полный сосуд воды, но лодка была неустойчивой, и половина воды пролилась. Опасаясь критики, он дополнил сосуд водой у берега, лишь для того, чтобы Лу Юй распознал его ложь с первого взгляда. Ошеломленный и испуганный, солдат провозгласил, что чайный бог заслужил свою славу, и он не смеет более скрывать от него правду.

Лу Юй не был хорош собой и еще он слегка заикался. Однако он был рожден с щедрым сердцем, искренне восхищался добродетелями других людей, и чувствовал глубокую печаль, наблюдая их несовершенства, как будто сам страдал от них. Написав Книгу о чае, Лу Юй стал знаменит настолько, что сам император приглашал его к себе на службу. Однако, Лу Юй наслаждался свободной и размеренной жизнью, засиживаясь подолгу за чаем каждый день в саду, распевая песни и отдыхая с друзьями. В зрелые годы, Лу Юй утратил враждебность по отношению к буддизму и стал хорошим другом многим известным монахам и многому от них научился. Истории говорят, что после своей смерти он был похоронен рядом со своим приемным отцом, Чжицзи, как бы в компенсацию за юношеский бунт.

Книга о чае состоит из трех томов, десяти глав. Первая глава — начало — о происхождении, наименовании, сортах, местах производства, и характеристиках чая. Вторая глава — оборудование — говорит о сборе и инструментах, применяемых в производстве чая разными способами. Третья глава — изготовление — в ней рассуждения о подходящем времени и условиях для сбора чая, шесть этапов изготовления чая, классификация чайных лепешек по восьми уровням в зависимости от формы и цвета. Четвертая глава — инструменты -описание 23-х различных инструментов, применяющихся для приготовления чая. Пятая глава — кипячение — рассказывает о приготовлении чая и и различии качества воды. Шестая глава — чаепитие — описывает историю чаепития и показывает разные способы. Седьмая глава — история — самая большая часть книги. Она включает в себя упоминания о чае в древней литературе, описывает 43 исторических фигуры, с древнейших времен до самых Танов, и содержит 48 легенд, анекдотов и басен, связанных с чаем. Восьмая глава — производство — классифицирует чайный лист, производимый по всей стране в восьми районах, в каждом районе — на 4 уровня качества, со скурпулезным описанием. Девятая глава — пропуски — обсуждает, какие инструменты можно не использовать в каких условиях и каким способом. Десятая глава — иллюстрации — наглядное пособие, которое можно было повесить на стену для улучшения навыков приготовления чая. Книга о чае освещает весь процесс от сбора чая, до приготовления, обращаясь к каждому аспекту чайной культуры. Ее можно назвать чайной энциклопедией. Позже ее перевели на несколько языков и она оказала огромное влияние на мир в целом. Так как Лу Юй был все более почитаем, продавцы чая дальнейших поколений включили его фигуру в чайные инструменты, веря, что Лу Юй благословит их бизнес. Некоторые даже дарят его фигуру в подарок покупателям чая.

Цай Сян и Записки о чае

Цай Сян (1012-1067) был чиновником высокого ранга и экспертом по чаю, также он широко известен как выдающийся каллиграф династии Сун. Основываясь на технологии изготовления большого драконового чая, он создал непревзойденный по красоте, тщательно выполненный, и превосходный по вкусу чай малого дракона, который скоро стал образцом для подражания. Современники восклицали: «Золото добыть легче, чем чай малого дракона!» Цай Сян был выдающимся специалистом. однажды он навещал своего хорошего друга. Хозяин приготовил специально для него чай малого дракона, однако после первого же глотка Цай Сян сказал: «это должно быть большой драконовый чай». Хозяин позвал к себе мальчика-слугу, который подавал чай, чтобы допросить его. Тот признался, что недавно было много гостей, и чая малого дракона осталось мало, так что он смешал два вида чая вместе. Эта история идентична истории о Лу Юе и воде, однако более реалистична. Цай Сян сам разработал технологию изготовления чая малого дракона, так что весьма вероятно, что он знал его вкус очень хорошо. Если мальчик-слуга знал это, он не осмелился лгать Цай Сяну.

Лу Юй в Книге о чае не упоминает самый знаменитый чай династии Сун — Бэйюань из провинции Фуцзянь (возможно потому, что он еще не был знаменит в его время). Цай Сян весьма сожалел об этом, так что он написал Записки о чае, чтобы компенсировать этот пробел. Записки о чае состоят из двух частей. Первая часть делится на десять абзацев, посвященных качеству чая и способам его приготовления. Вторая часть состоит из девяти абзацев, описывающих утварь для приготовления чая. Цай Сян настаивал на предварительном внимательном осмотре чая, ибо внешнее — много говорит о внутреннем. Хорошая чайная лепешка подобна лицу здорового человека. Ее глянец, гладкость и идеальная форма — говорят о высоком качестве. Цай Сян также был поклонником природного вкуса чая и был против практики добавления в чайные лепешки специй.

Будучи исключительным каллиграфом, Цай Сян часто приглашал на чай друзей, чтобы добавить удовольствия занятиям каллиграфией. Когда его просили сделать каллиграфическую надпись, ему часто дарили чай. Цай Сян не проиграл ни одного чайного состязания. Благодаря его исключительным талантам чайного мастера и каллиграфа, его Записки о чае стали поистине бесценными, чем вызвали у многих жгучую зависть. Книга была украдена его подчиненным и тайно размножена, с большим количеством ошибок. Цай Сян был очень этим опечален, а ошибки в манускрипте заставили его чувствовать горечь. У него не осталось иного выбора, кроме как потратить время на переделку книги. В этот раз книга была каллиграфически вырезана на горе, во избежание беспокойства о том, что она будет украдена или фальсифицирована.

Чжао Цзи (император Хуэйцзун) был восьмым императором династии Сун. Будучи не особо одаренным императором, он был талантливым художником, достиг необычайных высот в каллиграфии, живописи, литературе и других артистических областях. Он основал новый каллиграфический стиль — Син Цзинь — своего рода драгоценность, вызывавший восхищение не только современников, но и последующих поколений. Император Хуэйцзун был блестящим художником и чайным мастером. Как бы то ни было, именно из-за него была свергнута династия Северная Сун (960-1127).

Чжао Квангуинь — первый император династии Сун — был сначала военным офицером. Он получил свою власть от предыдущей династии. Однако, чтобы другие не последовали его примеру и не захватили его царство, он передал управление армией в руки гражданских чиновников, которые не имели ни малейшего понятия, как ею управлять. Как следствие, армия династии Сун — всегда была очень слабой, что усиливало угрозу завоевания с севера. Ко времени правления императора Хуэйцзуна, ситуация катострофически ухудшилась. Он проживал свою жизнь, как некую разновидность искусства. Полностью погруженный в творчество, он игнорировал грубую реальность. Когда укрепилась национальность Нурчен, что проживала на северо-востоке, и начала угрожать династии Сун уничтожением, император Хуэйцзун ошибочно принял это за растущее благополучие «восстановления из руин и расцвет прибрежных регионов», и сосредоточился на написании «Общих заметок о чае». В 1125 г. н. э. северные армии широко вторглись в земли династии Сун. Торопливо передав власть своему сыну, император Хуэйцзун ожидал, что теперь он спасен, однако его наследник также не смог исправить ситуацию. На второй год вторжения армии Нурчен продвинулись далеко на юг, взяли столицу Сунов и захватили в плен тысячи людей, включая императора и его сына. Император Хуэйцзун испытал все муки пребывания в иностранной земле, и в конце концов умер там.

Император Хуэйцзун обожал пить чай. Он нарисовал картину, которая называется «Картина чаепития», на которой он в обычной одежде наслаждается беседой и обсуждает чай, окруженный министрами. В сохранившихся письменных источниках упоминается, что император Хуэйцзун собственноручно готовил чай своим министрам. Пена на его чае была подобна луне в окружении россыпи бриллиантовых звезд.Общие заметки о чае — это обобщение императором Хуэйцзуном опыта его предков, а также собственных достижений. Книга состоит из 2800 слов, однако она весьма полная, подразделяется на введение и 20 описаний места, климата, сбора, пропаривания и прессования, изготовления лепешек, сортировки, и т.д. Книга содержит три главных мысли. Во-первых, она знакомит с процессами выращивания, сбора и изготовления чая Бэйюань (производится в наше время в округе Цзянь провинции Фуцзянь), который представлял собой высочайший уровень качества в то время. Во-вторых, она знакомит нас с классификацией чайных лепешек. В-третьих, в ней описано искусство приготовления чая и чайные состязания.Император Хуэйцзун упоминает, что чай следует собирать утром и прекращать сбор после восхода солнца. Чайные лепешки обладают тремя признаками: «яркий цвет, плотная текстура и хруст при разламывании», которые говорят о высоком качестве. Он считал, что качество чая зависит не столько от мест произрастания или сорта дерева, а от талантов мастера-изготовителя и продвинутости технологии. Важнейшая часть книги — о чайных состязаниях. Изобретенный им способ приготовления чая — «Семь шагов» — это самая сложная и изысканная чайная церемония в китайской истории.

Чжу Цянь и Путеводитель по чаю

Чжу Цянь (1378-1448) был семнадцатым сыном Чжу Янцзана — основателя династии Мин. С ранней юности Чжу Цянь блистал среди других сыновей и к 14 годам был титулован принцем. Как и император Хуэйцзун, Чжу Цянь не был успешным политиком. Его брат Чжу Ди (1360-1424) заключил его под домашний арест и не освобождал вплоть до завершения переворота и коронации. После этого, Чжу Цянь удалился от общества и в преклонные годы обратился в даосизм, прожив жизнь, свободную от превратностей и тревог суетного мира.

Путеводитель по чаю Чжу Цяня состоит из двух частей — предисловия и содержательной части, содержательная часть подразделяется на обсуждение чая и каталог. Обсуждение чая касается свойств чая, представляет пять имен чая, а также содержит комментарии к более ранним книгам о чае. Выражая глубокое уважение к работам Лу Юя и Цай Сяна, он однако предлагает читателю иное мнение. Чжу Цянь, не отрицая популярность чайных лепешек во времена Тан и Сун, считал практику «поджаривания и размалывания в порошок» — лишающей чай его настоящего вкуса, в то время как рассыпной чай полностью сохраняет природный вкус чая. Так же он критикует Лу Юя за чрезмерное увлечение «любознательностью». Все это согласуется с тенденциями того времени — рассыпной чай вытесняет прессованный, а приготовление чая исключает прожарку.

Каталог чая включает описание четырех этапов употребления чая — оценка чая, оценка воды, кипение воды и приготовление чая, два этапа изготовления чая — сбор и окуривание ароматами, и десять приспособлений — плита, котел, мельница и т.д. Чжу Цянь внес несколько интересных усовершенствований в эти аппараты. Например, чайные ложки. Предыдущие династии использовали золотые ложки, при Минах стали использовать серебро и медь, однако Чжу Цянь отдавал предпочтение ложкам, изготовленным из скорлупы кокосового ореха. В противоположность поколениям династии Сун, предпочитавших глазированный черной глазурью фарфор, он настаивал на использовании белого фарфора, называя его «чистым и приятным глазу». Также он критиковал обычай современников пользоваться чайными полками, сделанными из дерева, называя крапчатый и черный бамбук — чистейшими материалами. Короче говоря, Чжу Цянь выступал против роскоши, банальности, излишеств и ненужных усложений, призывая к естественности и простоте. Он открыл способ изготовления ароматизированного чая, предлагая цветами сливы, сладкого османтуса и жасмина добавлять аромат и свежесть чаю.

Лучшая часть Путеводителя по чаю — это описание чайной атмосферы. Согласно Чжу Цяню, чай помогает людям «избавиться от забот и приподняться над вульгарностью » так что он «способствует взращиванию добродетели». Так что он советует пить чай в уединенных местах, таких как — вблизи горного ручья, в сосновом лесу или бамбуковой роще, под серебристой луной тихой ночью, или же около яркого и чистого окна. Во время чаепития следует избегать вульгарных разговоров, следует «изучать метафизику и искать истину, очищая мысли и возвышая ум».

Лю Тинцянь и Дополнительная книга о чае

За сотни лет, что прошли от династии Тан до династии Цин, произошли огромные перемены в местах и способах производства чая, а также в чайной утвари, что использовалась для его приготовления. Пришло время появиться новой книге о чае, богатой ссылками и цитатами, а также весьма практичной. Это была Дополнительная книга о чае.

Эта книга следовала структуре Книги о чае Лу Юя, подразделяясь на десять частей — происхождение чая, производство чая, чайная утварь, приготовление чая, чаепитие, чайная церемония, изготовление чая, общая информация о чае и иллюстрации. Внося исправления и дополнения в книги, написанные от Танов до Циней, эта книга не только в десять раз превышает Книгу о чае по объему, но и существенно отличается от нее по содержанию. Эту книгу можно назвать общим всеобъемлющим итогом знаний, выраженных в древних книгах о чае. Ее автор — Лю Тинцянь — был чиновником в Уи, провинция Фуцзянь, идеальном месте для ученого. увлеченного чаем. Он не только приложил огромные усилия к изучению и пониманию чая из Уи, но и широко аккумулировал все возможные знания о чае. Черновики книги он написал, еще находясь но посту. После отставки, он отправился в свой родной город, завершил книгу и представил ее миру в 1734 году.

В дополнение к всем освещенным работам, еще две достойны упоминания — Биография Йе и Цзя и О чае и вине. Биография Йе и Цзя — это биография чая, написанная великим поэтом Су Ши, династии Сун. В этой книге он сравнивает чай с верным министром и благородным мужем. О чае и вине — статья в виде диалога, написанная ученым Ван Фу династии Тан. В статье чай и вино ведут горячий спор, восхваляя себя и принижая оппонента. В конце концов вода примиряет их, так как ни вино, ни чай — невозможны без воды, так что им лучше умолкнуть и приложить усилия к взаимному развитию. Статья написана легко и остроумно, полна юмора, что отличает ее от прочих статей о чае.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.