Китайский чай с Лю Туном. Глава 5. Распространение китайского чая по миру

Китайский чай с Лю Туном
Глава 1. Вечный аромат чая
Глава 2. Хороший чай с далеких гор
Глава 3. Искусство приготовления чая
Глава 4. Знаменитые люди и книги о чае,
Глава 5. Распространение китайского чая по миру
Глава 6. О знаменитых сортах чая
Глава 7. Прекрасная чайная утварь
Глава 8. Родство чая и дзен
Глава 9. Чайная церемония в Китае
Глава 10. Чай и обычаи
Глава 11. Чайные дома
Глава 12. Философия чая

Чай происходит из горных массивов на юго-западе Китая и уходит корнями в районы, населенные народностью Хань, широко культивирующих его, так что остальные народности Китая получили чай от них. Куда бы ни попадал чай – он вызывал необычайный интерес местных жителей, занимая важное место в их жизни. Из личного предпочтения и пищевой привычки, чай постепенно превратился в основу национального благосостояния. Начиная с династии Тан, чай становится ежедневной потребностью для китайцев, и все последующие династии осуществляли торговлю чаем и взымали чаем налоги со своих подданных. С распространением и признанием чая на севере, чай становится основой отношений между Хань и другими народностями Китая. А после выхода на мировой рынок чай становится важнейшей статьей международных отношений и способствует росту национального благосостояния.
2014_05_07_06_001

Налоговый чай и торговля чаем.

Чаепитие во времена династии Тан было очень популярно. В Древней Книге Тан говорится, что «Чай – это питание, как рис и соль. Он повсюду в моде. Он устраняет усталость и приятен на вкус. Крестьяне в полях – и те восхищены им». Как только чай стал «питанием», «приятным на вкус», свободной торговле чаем пришел конец. Заметив, как важен чай простому люду, правящие классы решают, что на этом можно сделать состояние, так что учреждаются чайные налоги. В 780 году, правительство династии Тан обложило чай налогом для пополнения военного бюджета, и это самый первый, но не последний чайный налог. Это был налог военного времени, который был отменен после усмирения мятежа. Через 16 месяцев, Император обнародовал эдикт с самокритикой, что показывает, насколько неблагоразумной считали такую меру правящие классы в то время. Однако к концу династии Тан, в попытке обуздать военный хаос, императорский двор снова прибегает к этому средству, даже в более интенсивной форме. Налог был установлен по весу, а не стоимости чая. Позднее правящий класс полностью прибрал к рукам продажу чая, его изготовление и даже культивирование деревьев перешло под управление правительства, принуждавшего крестьян пересаживать чайные деревья, или же уничтожать складские запасы. С помощью этих мер правительство Тан полностью подчинило себе производство и оборот чая и получало от этого огромную прибыль. Выращивание и производство чая достигло при Танах высокого уровня. Множество людей в производящих чай районах жило исключительно за счет чая. Эксклюзивная продажа чая принесла отдельным чиновникам состояние и тем вызвала общественное недовольство. Крестьяне региона между реками Янцзы и Хуанхэ стали выказывать гнев и недовольство таким положением, и угрожать правительству мятежом. К счастью, советник, который предлагал запретить торговлю чаем, был убит. А его преемник вернулся к прежней системе и разрешил частную торговлю. С тех пор различные династии применяли разные правила торговли чаем, однако преимущественные права государства в торговле присутствовали постоянно, пока не были отменены в середине династии Цин.

Обмен чая на лошадей.

Азиатские кочевники считали чай целительным средством от всех болезней. Чайные листья ели вместе с солью, чесноком и сушеной рыбой, так же как и в Европе, когда чай там появился впервые. Как и народность Хань, малые народности Китая приняли и полюбили чай. Они нуждались в чае из районов, находящихся под управлением правительства Китая, так что чай способствовал установлению гармоничных отношений. Все династии после Тан оказывали влияние на пограничные территории при помощи чая, считая, что чай «могущественнее тысяч солдат». Династия Сун даже пыталась принудить к заключению мира Юань Хао (1003-1048) – царя Западной Ся – путем прекращения поставки чая.

Внутренний Китай производил чай, в то время как малые северные народы культивировали лошадей. В начале династии Тан, обычно люди народности Хань обменивали шелк на лошадей с другими народами. Чай не занимал в этом обмене важное место, чайные листья были лишь забавой аристократов. Однако, во второй половине династия Тан непрерывно была занята подавлением различных мятежей и бунтов. Это требовало огромного количества лошадей, и так как недоставало необходимого количества шелка, то правители решили менять чай на лошадей. Тем временем, как и во внутреннем Китае, чай от аристократии распространяется в народ. Интересная история произошла во время обмена с народностью Хуй Хэ (малый народ на северо-западе Китая). Они отказались менять лошадей на чай, однако предложили 1000 лошадей в обмен на Книгу о чае Лу Юя. Чиновники правительства Тан бросились на поиски книги, которой ни у кого не было. В конце концов поэт Пи Жисю (834-883) решил эту срочную проблему, пожертвовав свой экземпляр. Эта история показывает, насколько модным стало к тому времени чаепитие среди других народов. После династии Тан, последующие династии – Сун, Мин и Цин использовали унаследованную схему торговли чаем и обмена на лошадей, так что этот бартер насчитывает более 1000 лет.

Дорога из Тан в Тибет и Чайно-Лошадиный путь.

Сычуань и Юннань – древнейшие чаепроизводящие регионы в Китае. Так что можно подумать, что Тибет, который граничит с этими провинциями, знаком с чаем с эпохи Хань. Однако сами тибетцы считают, что их познакомила с чаем принцесса Венчен. Во времена ранней Тан, Сунцзан Гамбо (617-650), который только что основал государство в Тибете, отправил послов в столицу Тан к императору Тайцзуну (царствовал с 626 по 649) и предложил заключить брачный союз. Тайцзун решил выбрать из его родственниц-принцесс и выдать ее замуж в Тибет. В 641, эскорт принцессы Венчен отбыл из Чанана (современный Сиань провинции Шаньси), прошел по северному берегу реки Вэй, пересек длинные горы Цинчжоу (современные Тяньшуй провинции Ганьсу). Затем они повернули на запад через Хэчжоу (современный Линся провинции Ганьсу) и Хуанхэ, пока не достигли провинции Цинхай. Они проехали от Лунчжи до Шанчена (современный Синьин провинции Цинхай), вдоль реки Цянь (современная Яован) по направлению на юго-запад. Они перебрались через горы Чжи (современные Байянкара) и прошли вдоль реки Маоню (современная Тунтянь), пересекли регион Юшу и поднялись в горы Дангла к Нагчу в северном Тибете. В конце концов они прибыли в столицу Тибета Лхосу (современная Лхаса), открыв новую главу в истории взаимоотношений между Тан и Тибетом.

Принцесса Венчен привезла с собой лекарства, календарь, семена овощей, текстиль, технику пивоварения, и чай. Говорят, что принцесса Венчен так и не смогла привыкнуть к климату Тибета и местной пище. Она выпивала полчашки молока на завтрак, и полчашки чая, чтобы устранить сильный запах. Позже она стала смешивать молоко и чай, добавляя топленое масло, таким образом, положив начало масляному чаю, столь любимому у тибетцев.

Исторические записки говорят, что чайные листья, с которым познакомились тибетцы, были выращены в провинциях Аньхой, Чжецзян, Хунань, Хубэй и Сычуань. Начиная со времен, когда принцесса Венчен отправилась в Тибет, послы сновали туда-сюда, между государством Тан и Тибетом, заключая договора и торговые сделки. Дорога из Тан в Тибет быстро расцвела в этих условиях. Этот путь был единственным, между внутренним Китаем и провинцией Цинхай и Тибетом, а также единственным путем из Китая в Непал, Индию и другие страны. Она существует уже более 1300 лет.

Знакомство с чаем изменило жизнь тибетцев. У них есть народные поговорки на эту тему, такие как эта – «еда Хань наполняет живот лишь наполовину, а тибетский чай делает его полным» и «лучше голодать три дня, чем один день не пить чая». Это связано с тем, что на Цинхай-Тибетском плато плохо растут овощи, и в основном местные едят молоко и мясо, и только чай приносит телу достаточное количество витаминов.

В ответ на растущий спрос на чай, возник новый торговый канал, такой же, как великий Шелковый путь. Через горы и высокие пики, на юго-западной границе Китая, открылась самая прекрасная, опасная и восхитительная дорога в мире. Это исторический «Чайно-Лошадиный Путь». Он впервые возник в Западную Хань, тогда он назывался «Шу Шен Ду Дао», что переводится как дорога между Сычуань и Индией. С по мере того, как фокус торговли смещался в сторону чая, ко временам Тан дорога расцвела и укрепилась в более поздние времена, развившись в самую обширную и мощную сеть торговых путей на Азиатском континенте.

Исторически Чайно-Лошадиный Путь имеет три основных ответвления – дорога из Танов в Тибет (современный тракт Цин (Цинхай) – Чжан (Тибет)) и две линии, которые называются Дьянь (Юннань)- Чжан (Тибет) и Чуань (Сычуань) – Чжан (Тибет). Линия Дьянь-Чжан начинается в Сышуаньбаньна и Сымао на юге провинции Юннань, через Линьцан, Байшань, Дали, Лицзян, Чжундян и Децинь в Чанду, Линчжи и Лхасу на Тибете. Чуань-Чжан выходит из Яаня в Сычуань, через Кандин в Чамдо, чтобы встретиться с Дьянь-Чжан и пересечь Тибет вплоть до Лхасы. После этого чайные листья продавались на другой стороне Гималаев – в Индии, Непале, и других странах южной Азии. Из этих трех рукавов, первой развилась дорога из Танов в Тибет. После этого развились два других пути, так как интерес тибетцев к чаю был велик. Они уже не только обменивали чай на лошадей. Табуны лошадей перегоняли туда-сюда по этой дороге, доставляя из Сычуани и Юннани чайные листья, еду, из Тибета – лекарства и шерсть, украшения и специи из Индии и других стран. Чтобы облегчить транспортировку, чай стали спрессовывать в форме кирпичей, которые было удобно упаковывать и хранить. На протяжении тысячи лет Чайно-Лошадиный Путь был ключом культурного, экономического и религиозного обмена между всеми национальностями Юннани, Сычуани и Тибета. Он также стал основным каналом распространения китайского чая и чайной культуры по миру, так как, переходя из рук в руки между купцами разных стран, чай отправлялся далеко в западную Азию и Европу.

Распространение чая по миру.

Чай просачивался в мир из Китая двумя путями – по морю и по суше. По суше пути вели в среднюю Азию, западную Азию и Европу, через старые шелковые пути времен Тан, дороги в юго-западную Азию, Танско-Тибетским путем, и Чайно-Лошадиным Путем, двумя основными рукавами, а также чайным путем в Россию через монгольское плато, возникшим во времена династий Мин и Цин. Основных морских путей было три. Один проходил из Цзянсу, Аньхой, Чжецзян и Фуцзянь в Японию и Корею через порты Янчжоу и Цянчжоу во времена династий Сун и Тан. Другой начинался в чаепроизводящих районах Цзянси, Чжецзяна и Фуцзяни – в Америку, через порты Нинбо, Цянчжоу и Гуанчжоу и пересекая Тихий океан. Последний – из Нан Яна в Америку, через Индию и Европу.

Во времена Сун, Юань и ранней династии Мин, Китай строго запрещал вывоз чая, препятствуя его распространению. На третий год правления, Йонгл – император династии Мин (1405), Чжен Хэ (1371-1433 или 1435) поехал на запад, с огромным запасом знаменитого чая и посетил разные места, раздавая чай в качестве подарка. Это открыло экспорт чая. Во времена ранней Цин, экспорт чая вырос, запрет был практически отменен, и государство разрешило частным лицам торговать чаем. До установления морских путей, в Шанси возникла группа торговцев, путешествующих по суше. Они ездили в горы Уи, чтобы закупить чай, «пересекая Феншуй, огибая Цзуцзянь, через Шаньси и Ургу (современный Уланбатор) на север в Кьяхту (один из основных китайско-русских портов), покрывая расстояние более 6000 км и через Сибирь в Европу. Это был Чайный Путь. Чайные листья, транспортируемые по суше, сохранялись лучше, чем те, что путешествовали по морю, так что в Россию попадал более качественный чай. В основном это был кирпичный чай. Очень скоро русские приняли и полюбили китайский чай. Как говорят современные писатели, чай стал неотъемлемым атрибутом китайско-русской торговли, так как привычка к питью чая приобретается легко, и от нее трудно избавиться.

В 1729 г. Китай и Россия подписали Кьяхтинское Пограничное Соглашение, формально присваивающее Кьяхте статус места, в котором две страны заключали сделки, в том числе и по чаю. В конце 18-го столетия, Чайный Путь достиг своего расцвета, эффективно продвигая чай и другие товары на внешние рынки, развивая экономические связи между Китаем и Европой. По этой дороге, груженые повозки, лошади и мулы, безостановочно перемещались. К 1830 году, экспорт чая достиг 93% в объеме Китайско-Российской торговли.

Популярность чая в Британии, как и в других странах, развивалась сверху вниз – от королевской семьи и аристократии – к простолюдинам. Скоро чай стал обычным элементом жизни рядового британца. Британцы импортировали чай из Китая, начиная с 1637 года, когда британский купец привез из Гуанчжоу 112 фунтов чайных листьев. Поначалу в Британию привозили в основном зеленый чай, однако его постепенно вытеснил черный чай, не такой привередливый к перевозке, который и стал любимцем простых британцев.

Спрос на чай в Британии рос, и он постепенно занял главное место в Китайско-Британской торговле. Так как спрос на чай стал огромным, в торговом балансе между Британией и Китаем возник гигантский дефицит. К концу 18-го столетия, Британия тратила 40000 лянов серебра на импорт чая из Китая, посредством Ост-Индийской торговой компании, каждый год. Британия поставляла в Китай шерсть и товары из металла и хлопка, однако все они вместе не составляли и 1/6 части от стоимости закупленного чая. Британские торговые корабли отправлялись в Китай груженные серебром, а возвращались с чаем. Чтобы изменить ситуацию, Британия ввела тяжелый налог на импорт чая, который повысил его цену на 100% в 1833 по сравнению с 1806 годом. Тем временем, Ост-Индийская торговая компания, активно занималась поиском альтернативных источников чая. В те времена практически чай рос только в Китае, и семена чайного дерева были строго запрещены к вывозу. В 1834, британский губернатор в Индии, лорд Бентик, организовал чайный комитет для изыскания возможности выращивания чая в Индии. Несмотря на полный запрет для посещения иностранцами внутреннего Китая династией Цин, секретарю комитета Гордону удалось тайно проникнуть внутрь страны и закупить большое количество семян чайного дерева в горах Уи, которые были тайно переправлены в Калькутту в 1835 и высажены в провинции Ассам, из которых выросли 42 тысячи деревьев. Позже комитет сумел пригласить из Китая мастера, который произвел первую партию чая (8 коробок) по технике, используемой в горах Уи, в 1838 году. Они были доставлены в Лондон и произвели сенсацию в правительстве, и обществе, и стали основой чайной индустрии номер 1 в мире. В 1867, побеги этих чайных деревьев были высажены на Шри-Ланке, и создали страну-экспортера чая номер 3 в будущем. Начиная с 1860, Китай постепенно проигрывает состязание с Индией и Цейлоном на мировом рынке. Этот рынок, пядь за пядью, отвоевывает Индия, и полностью выигрывает в 1880 году, начиная с которого, Индия является главным поставщиком чая в мире.

Так как экспорт чая из Китая пробивал дыру во внешнем торговом балансе Британии, британское правительство приказало Ост-Индийской компании тайно ввезти в Китай опиум, чтобы выровнять торговый баланс. Пытаясь остановить утечку серебра из страны, правительство Китая запрещает курение опиума и торговлю опиумом, строго пресекая импорт опиума. Это немедленно привело к Опиумной Войне между Китаем и Британией в 1840 году. После войны, как победитель, Британия запросила у Китая разрешения «вести дела в 5 портах», два из которых находились в Фуцзяни. Чай из Уи в огромных количествах импортировался через Сямень, Фучжоу и Гуанчжоу. Эти «5 портов» постепенно вытеснили северный торговый путь, заменив его на «морской чайный путь». Группа торговцев из Шаньси распалась. После Опиумной Войны, Китай пядь за пядью терял свой суверенитет и территорию, с этого началась 100-летняя история унижения.

Подобная, изменяющая мир чайная война коснулась и Британии. Импортированный из Китая чай продавался дальше по всему миру, в том числе и в Северной Америке, где был самый большой в мире перевалочный пункт торговли чаем. Британия установила специальный налог для своих северных американских колоний, который вызвал ожесточенное сопротивление местного населения. В 1773, «Бостонское чаепитие» привело к тому, что 342 коробки с 18000 фунтов чая упокоились на дне морском навсегда. «Бостонское чаепитие» было началом войны за независимость, а чай, который утонул, был чаем из Уи. После обретения Америкой независимости, Китайско-Американская торговля оживилась. Американцы меняли женьшень, тюленьи кожи и сандал на чай в Гуанчжоу, и привозили чай в Америку на продажу. На этом было сделано не одно состояние. В прибрежных районах Америки, многие мечтали разбогатеть на торговле с Китаем. Те, кто мог купить лодку, способную вместить пять человек, отправлялись в Гуанчжоу за чаем.

Опиумная война и война за Независимость имели непосредственное отношение к чаю. Маленькие чайные листья шаг за шагом меняли структуру мира. Невероятно, как ослабевшая и обедневшая от Опиумной войны страна с 1000-летней историей, сто лет спустя воспряла и стала новой современной силой. Такие взаимосвязи – подходящий предмет для размышления.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.