Удивительные истории о чаях с горного хребта У И. Часть 5

Автор: Чэн Лэй. Опубликовано в номере 883
китайского еженедельника Жизнь (апрель 2016).
Перевод: Сергей Кошеверов

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5


Итак, по разные стороны хребта У И есть два городских округа, располагающих аналогичными географическими условиями и экологической средой, подобными технологическими фундаментами для производства чая, и даже сходным историческим происхождением. Но подобно тому, как на карте можно отметить границу между ними, в реальной жизни эти города тоже пошли по разным колеям. Причину, приведшую к такому положению вещей, фактически не сложно понять. Сможет или нет яньшаньский чай, обладая собственными талантами, добиться соответствующего положения на рынке, ведь для его прорыва нужно лишь создать идентификаторы качества и убедить потребителей учитывать практически общую географию Яньшаня с более знаменитым соседом.

Кроме того, есть и ещё одна, более интересная точка зрения. Два места с разным «социальным положением», тем не менее, сталкиваются с одной и той же ситуацией. Граница двух провинций проложена не только между регионами Уишань и Яньшань. Помимо этих «центральных производственных районов» у хребта У И есть просто две стороны, северо-западная, цзянсийская и юго-восточная, фуцзяньская. И там, и там издревле сажали чай, ну разве что масштабы цзянсийских посадок всегда были поменьше. Но сейчас на двух сторонах хребта в большом количестве встречаются заброшенные чайные угодья. В Яньшане это обнаружилось 20 с лишним лет назад, но на фуцзяньской стороне, в уездах Чжэнхэ, Сунси, Шоунин, Пучэн и других такая картина наблюдается и сейчас.

Буколический пейзаж в Масу — месте, где растут Цун Соу, Его Величества Кусты. Их возраст превышает 120 лет.

Готовя этот материал, мы повидали немало таких гор в этих краях. Экология там превосходная, но добраться туда крайне затруднительно. Помимо редких дикорастущих чайных деревьев в ущельях, каньонах, на склонах встречаются искусственные посадки чая, давно смешавшиеся с сорняками, какими-то кустами, высокими деревьями. На таких делянках неудобно собирать чай, а если и удобно, то количество собираемого в единицу времени крайне мало. В таких местах подобным бизнесом нельзя прокормить семью, и одной из причин этого, возможно является отсутствие спроса на такой полудикий чай.

На высокогорье У И часто встречаются такие «зелёные терема» — специальные постройки для производства традиционного дымного чая Чжэншань Сяочжун (он же — Лапсанг Сушонг)

Неявные причины такого положения разнообразны. Чэнь Жунбин приводит такие цифры: всего в мире производится 3,5 миллиона тонн чая, но его потребление не превышает трёх, то есть на полмиллиона тонн предложение перекрывает спрос. Большая часть богатых производственных мощностей находится в Китае. Но вместе с этим по-прежнему остаётся немало китайских регионов, которые упорно борются за звание «первого чаепроизводящего уезда». Помимо того, что производственные мощности находятся в избытке, людям на селе ещё приходится решать вопросы образования своих детей. Поэтому происходит отток молодёжи в города, что приводит к старению в рядах чаеводов. По словам Ян Фэна средний возраст сборщиков чая в Чжэнхэ превышает 50 лет.

Заброшенный чай, несмотря на его низкую урожайность, фактически является очень хорошим чаем, плюс это же традиционная чаеводческая территория вокруг реки Цзянь. Все эти чайные деревья в сравнении с более обжигаемыми палящим солнцем чайными посадками обладают куда большей ценностью. Почему молодые рабочие руки внезапно потеряли всякий интерес к земле? Из-за растущей конкуренции крестьяне лишились прочных основ своей деятельности. Китайский чай вообще имеет два параллельных пути своего развития: традиционные технологии и промышленное производство, причём оба не находятся в противоречии, а наоборот влияют друг на друга множеством факторов.

В районах высокогорья царит органическая обстановка — для ухода за чаем там не требуется применять ни ядохимикаты (высоко вредители не залетают), ни неорганические удобрения (96% лесопокрытия, обеспечивающего достаточную питательность почвы).

Фабричная форма сбора и обработки чая, крупные фирмы и головные предприятия, а также агрокооперативы, обьединяющие какое-то количество разрозненных мелких хозяйств — всё это всегда считается более высоким уровнем сельскохозяйственной бизнес-модели. По мнению многих экономистов, агрономов, предпринимателей и чиновников такая модель обычно подразумевает более низкие издержки и более высокую эффективность производства. Выстраиваемые ими чайно-промышленные «империи» вынуждают малые крестьянские хозяйства, придерживающиеся традиционных технологий, уделять пристальное внимание объёмам производства. Постепенно начинают игнорироваться радость от успехов, трудовая гордость и связи человека и природы.

Производственный фундамент мелких фермеров проистекает из следующей концепции: земля вскармливает всё сущее, соразмерно своим ресурсам, а крестьяне посредством трудовой «помощи» земле дают жизнь продуктам и соотносят их с далёким рынком. Но в системе ценностей при производстве китайского чая имеется очень много того, что не выразимо с помощью рыночных способов. Например, красивый буколический пейзаж, экологические условия, устойчивые почвы, вплоть до ежегодного «самопожертвования» во время страды. Так на уишаньских горах чайные деревья растут в возможно наилучшей среде обитания, но в ситуации равноценных условий для развития их урожайность ниже в половину, а то и больше по сравнению с загущенными посадками. Ещё, например, можно использовать метод цикличного производства, то есть фермер, входя в новый цикл производства, применяет побочную продукцию, полученную во время предыдущего цикла: органические удобрения, естественный обмен веществ, жмых и т.д. — это не только поддерживает ресурсы, но и обеспечивает устойчивое развитие. Однако у рынка, тем не менее, нет возможности реализовать ценность всех этих усилий, и очень многие потребители весьма критично рассматривают традиционные технологии чая с позиции промышленно производимого чая.

Осознание новых ценностей нуждается в манифестации: по-настоящему хороший чай, после того, как мы отбросим покров всякого рода небылиц, народных преданий вплоть до откровенных мистификаций, оказывается сельскохозяйственным продуктом как таковым, то есть чаем, способным благодаря сноровке, эмоциям и природе, трогать людей за живое, и это непременно продукт лакшери. Нечто рождённое Землёй и Небом, заставляющее приходить в возбуждение Человека.

Производство чая является сложным и запутанным процессом, и тут можно привести такой пример: влагосодержание в свежем листе, а также скорость и степень изменений в процессе обработки чая. У свежего листа имеется 80% влаги, у полуфабриката после первичной обработки — не более 7. Разница в скорости и степени влагопотери листа вызывает соответствующие физико-химические изменения в теле листа, в результате чего постепенно формируются различные качественные характеристики чайного листа: цвет, аромат, вкус и форма. Сортов чая, растущих на хребте Уи и его отрогах, превеликое множество, и размеры их листьев и стеблей, длина, толщина, плотность, содержание влаги и т.д. не являются стандартными, поэтому нужно обрабатывать чай, глядя на лист, ведь всякий опыт происходит из человеческого опыта.

Вы никогда не сможете представить, насколько уныло пить чай, сделанный строго по техническому регламенту. К разным чаям надо подходить с разной стороны с точки зрения методов обработки. Так называемая традиция передачи технологии — это система, позволяющая понимать чай и развивать его, используя интеллект и способности людей, производящих этот продукт. Главная истина в самом чае как основе всего, о чем мы тут говорим. В этом процессе постижении чая участвуют и чайные производители, и чайные потребители, и точкой, где встречаются их интересы, безусловно, является прекрасный вкус чая. В индустриальном обществе широкомасштабное производство чая превращает его в один из рядовых напитков или вещей. А если подняться выше этого и взять чай, выросший на самой прекрасной горной делянке и обработанный по самой волшебной технологии, то в настое такого чая таятся глубокие человеческие чувства и переживания. В современном обществе такой продукт однозначно является своего рода роскошью.

Перевод: Сергей Кошеверов
Источник: https://www.facebook.com/TeaInRoom


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.