История чайного Уишаня. Часть 1. Династия Хань

Часть 1. Династия Хань
Часть 2. Династия Тан
Часть 3. Династия Сун
Часть 4. Династия Юань
Часть 5. Династия Мин
Часть 6. Династия Цин и улуны (1)
Часть 6. Династия Цин и улуны (2)
Часть 6. Династия Цин и улуны (3)
Часть 6. Династия Цин и улуны (4)
Часть 6. Династия Цин и улуны (5)
Часть 6. Династия Цин и улуны (6)
Часть 7. Династия Цин и красные (чёрные) чаи
Часть 8. Период Республики (1911-1949)
Часть 9. Период с момента образования КНР

Как знают многие из вас, моим любимым чайным районом Китая является Уишань, где мне даже довелось прожить пару лет. Среди массы печатных изданий на китайском языке, посвящённых уишаньским чаям, безусловно, самым интересным и полным стоит считать «Уишный чайный канон» «武夷茶经» под редакцией Сяо Тяньси (萧天喜).
2015_10_18_01_001
Издание этой книги осуществлено при активном участии живой легенды китайского чая, символа чайного возрождения страны за последние 25 лет 105-летнего Чжан Тяньфу (张天福). Книга весьма толстая, подробная, содержит почти 850 страниц и шикарно издана на мелованной бумаге, в суперобложке и даже специальной сумочке. Перевод такого не побоюсь сказать Талмуда занял бы у меня несколько лет, поэтому я не торопясь изучаю определённые материалы материалы оттуда и готов делиться ими с вами. Начну с истории уишаньского чая.

Глава 1. В эпоху Хань уже имеются предания об уишаньском чае
2015_10_18_01_002
Чайный парк Уишаня украшают три статуи великих патриархов, связанных с чаем и Уишанем. В центре — Шэнь-Нун, легендарный мифический правитель южного Китая, с которым связывают открытие чайного растения. Справа — даос Пэн Цзу, поселившийся в горах У И и назвавший их именами своих сыновей, Пэн У и Пэн И. Слева — мощный повелитель древних уишаньцев, У И Цзюнь.

В эпоху правления династии Хань (207 г. до н.э. — 220 г. н.э.) Уишань был политическим, экономическим и культурным центром Фуцзяни. После гибели государства Юэ потомок Гоуцзяня (勾践, великого правителя Юэ, одного из пяти гегемонов эпохи Вёсны и Осени, 770 — 495 гг до н.э.), некий У Чжу (无诸) южнее Уишаня построил столицу нового государства, основанного им, и названного Минь-Юэ. 92 года, прошедшие с пятого года правления династии Хань (202 г. до н.э.) до первого года правления под девизом Юаньфэн (ханьского императора У-Ди, 110 г. до н.э.), являются в истории Уишаня периодом процветания.
2015_10_18_01_003
Карта Китая периода Вёсны и Осени. Жёлтыми прямоугольниками выделены столицы государств, управляемых пятью гегемонами. Царство Юэ расположено в правом нижнем углу, примерно там сейчас находится город Ханчжоу.

2015_10_18_01_004
После гибели государства Юэ от государства Чу в 334-м году до н.э., остатки юэсцев бежали на юг и основали там новое государство Минь-Юэ. Фактически границы Минь-Юэ совпадают с территорией нынешней провинции Фуцзянь. На самом севере расположен Уишань и недалеко от него на юг — столица Чэнцунь, основанная в 202-м году до н.э.

Но из-за разногласий правителя Минь-Юэ Юй Шаня с ханьским двором и его территориальных амбиций, вплоть до открытого противостояния с Хань, в 110-м году до н.э. ханьский император У-Ди (годы правления 140-87 до н.э.) послал в Фуцзянь большую армию с целью проведения карательной экспедиции против государства Минь-Юэ. Некоторые командиры миньского войска капитулировали перед Хань и замыслили убить Юй Шаня.
2015_10_18_01_005
Руины столицы Минь-Юэ Чэнцуня (дословный перевод названия — Деревня, обнесённая стеной). Также этот город называли Ханьским городом, так как он появился в начале эпохи Хань.

После поражения Минь-Юэ император У-Ди под предлогом того, что «земли Восточного Юэ сжаты многочисленными преградами, народ Минь-Юэ дерзок и продемонстрировал это не один раз» повелел переселить оставшихся после войны миньцев на земли между Янцзы и Хуайхэ, дабы освободить их исконную территорию. (Ян Цун, «Доклад о раскопках на месте руин столицы Минь-Юэ, расположенной в Уишане», Фуцзяньское народное издательство, апрель 2004).

Чтобы усмирить оставшееся миньское население Уишаня, спустя 10 лет, в 100-м году до н.э., У-Ди во время ритуала жертвоприношения всем божествам отдельно выделил среди их числа У И Цзюня, легендарного повелителя древних уишаньцев, и повелел принести ему в жертву вяленую рыбу (Сыма Цянь, «Исторические записки», свиток 28), чем и успокоил бывших граждан Минь-Юэ.
2015_10_18_01_006
Ханьский император У-Ди

Вышесказанное демонстрирует то, что в эпоху Хань, а особенно при императоре У-Ди ханьский двор был осведомлён об Уишане, часто навещал эти края, поэтому неудивительно и даже логично, что с этих мест ханьцами собиралась дань, и представители двора пробовали местный чай. На основании этого великий сунский литератор, художник и каллиграф Су Ши (1037-1101), написавший немало чайных стихотворений, в своём знаменитом произведении «Сказание о прекрасных листьях» («Е Цзя Чжуань», 《叶嘉传, опубликовано в 12-м томе полного собрания сочинений Су Ши) воспел уишаньский чай в образе человека, и к тому же красиво изобразил картину того, как У-Ди получает в виде дани этот чай и пробует его. Чай из У И автор назвал Е Цзя, то есть Листовая Красота, смысл в том, что эти чайные листья невероятно прекрасны. Су Ши показал Е Цзя в образе путешественника: «Охочий до знаменитых гор попадает в Уишань, и возрадовавшись, остаётся тут жить». Всё это подтверждает тезис о том, что в ханьскую эпоху, за сто лет до Христа в Уишане уже был чай.
2015_10_18_01_007
Сунский политический деятель и литератор Су Ши, второе имя — Дун По.

Ханьский У-Ди, узнав о том, что в Уишане имеется хороший чай, повелел правителю области Цзяньчжоу разыскать его и сделать предметом дани. Увидев этот Е Цзя, У-Ди необычайно обрадовался и изрёк: «О, сколь давно мы уже слышим твоё имя, но не знаем тебя фактически, так попробую-ка я тебя прямо тотчас». Способ приготовления чая в то время был такой: поджарить, постучать, измолоть, просеять, варить – так лучше всего раскрывался чай из У И.
2015_10_18_01_008
После того, как Е Цзя прибыл ко двору, он столкнулся с некоторой ревностью и нападками, однако У-Ди распробовал его, и чай у него вызвал глубокие чувства. Он сказал: «Заставляет влюбиться в него», «Отворил моё сердце, оросил мою душу», «Воистину чистый и опрятный муж», «Дворцовый гость добрался до банкетной беседки и не мог не покорить своей красотой». Всё это доказывает то, что У-Ди оценил уишаньский чай и восхитился им, сделав его напитком императорского двора.
2015_10_18_01_009
Е Цзя в образе человека.

Впоследствии, вероятно из-за того, что некоторые министры ратовали за экономию, сам император и его окружение охладело к чаю. Однако спустя некоторый промежуток времени У-Ди заскучал по Е Цзя и повелел вернуть его во дворец, то есть вторично этот продукт попал в реестр императорской дани, заслужив благосклонность имперского двора.

В конце концов Су Ши написал такие строки: «Происхождением он из Фуцзяни, но его потомки, так же носящие фамилию Е, ничуть не хуже». И ещё: «В Поднебесной есть много носящих фамилию Е, но по вкусу и силе аромата никто не сравнится с фуцзяньскими чаями». Из этих слов можно сделать выводы, что за сотню лет до наступления нашей эры фуцзяньские чаи уже весьма прославились в Китае, причем среди них те, что были сделаны в Цзяньани и Уишане, оказывались на голову выше прочих.
2015_10_18_01_010
Текст Су Ши является важным документом для изучения истории китайских чаёв в древности, очень многие чайные люди эту поэму комментировали, трактовали и спорили друг с другом. Комментируя этот текст, великий чайный святой 20-го века У Цзюэнун сказал: «Фактически языком антропоморфинизации Су Ши воспел чаи из Фуцзяни» (У Цзюэнун, «Обозрение чайного канона», 2-е издание, Китайское сельскохозяйственное издательство, март 2005).
2015_10_18_01_011
У Цзюэ Нун, настоящий Лу Юй 20-го века. Живя много лет в Уишане, активно способствовал становлению современной технологии производства утёсных чаёв.

В прошлом большинство людей полагало, что наиболее ранние легенды об уишаньских чаях происходят из времён правления династии Южная Ци (479-501 гг н.э., эпоха Северных и Южных династий). В качестве доказательства тому приводят текст цинского автора Цзян Хэна (1672-1743) «Сказание о Ваньганьхоу» (《晚甘候传》, см《云寥山人文钞》). Оба текста схожи по антропоморфному представлению чая и прозаическому слогу, однако текст Цзяна по большей части описывает легендарный сунский императорский чай из Северного Сада в Цзяньчжоу, и лишь в одном предложении упоминает куда более раннюю эпоху Северных и Южных династий: «Жертвоприношения Сэнь Бо (один из эпитетов чая в образе человека, Ваньганьхоу было одним из его титулов) и милость Ван Су (легендарный учёный эпохи Южная Ци)». Всё остальное в тексте цинского автора описывает чайные дела эпохи Северная Сун, к тому же сам титул Ваньганьхоу (Господин Поздняя Сладость) к эпохе Сун поменял свой смысл на противоположный. А вот текст Су Ши по большей части посвящён подробностям того, как ханьские императоры пробовали чаи из У И, посему можно сказать, что он куда ближе к исторической логике развития уишаньского чая. Во-первых, по времени Су Ши жил более чем на 600 лет ранее Цзян Хэна, и естественно куда подробнее разобрался в древнейистории уишаньского чая (в последующее время после жизни сунского литератора эту историю очевидно несколько исказили), к тому же Су Ши написал достаточно много чайных стихов, среди которых немало было посвящено чаям из Цзяньчжоу и У И. Во-вторых, ханьский двор согласно «Е Цзя Чжуань» поддерживал постоянные связи с Уишанем. А южноцисские правители судя по тексту Цзян Хэна имели с уишаньским чаем редкие отношения. Поэтому версия о ханьском происхождении первых легенд об уишаньском чае выглядит куда более резонной. Тем не менее, текст Су Ши более лиричный и поэтичный, автор легко тасует колоду времени, поэтому с научной точки зрения его нельзя принимать в расчёт для установления точного времени происхождения уишаньского чая.

Однако в книге «Рассказы о фуцзяньских чаях» («Миньчашо», 《闽茶说》), написанной бывшим директором Фуцзяньского музея Чэнь Луном (Фуцзяньское народное издательство, январь 2006), говорится следующее: «На месте раскопок на руинах древней уишаньской столицы было обнаружено очень много артефактов, среди которых имеется немало керамических изделий явно чайного назначения, что ещё раз подтверждает тезис о повсеместном распространении чайной культуры у жителей государства Минь-Юэ в эпоху Хань». Памятники материальной культуры являются убедительными доказательствами того, что древние уишаньцы в эпоху Хань уже имели привычку употреблять чай.

Продолжение следует…

Сергей Кошеверов
4 октября 2015 г.
Источник: https://www.facebook.com/kosheverov


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.