История чайного Уишаня. Часть 5. Династия Мин (1368-1644)
Часть 1. Династия Хань
Часть 2. Династия Тан
Часть 3. Династия Сун
Часть 4. Династия Юань
Часть 5. Династия Мин
Часть 6. Династия Цин и улуны (1)
Часть 6. Династия Цин и улуны (2)
Часть 6. Династия Цин и улуны (3)
Часть 6. Династия Цин и улуны (4)
Часть 6. Династия Цин и улуны (5)
Часть 6. Династия Цин и улуны (6)
Часть 7. Династия Цин и красные (чёрные) чаи
Часть 8. Период Республики (1911-1949)
Часть 9. Период с момента образования КНР
Продолжаю публиковать переводы из «Чайного канона У И» «武夷茶经» под редакцией Сяо Тяньси (萧天喜), посвящённые чайной истории этого региона.
После долгого перерыва возвращаюсь к истории любимого региона. Мы уже прошли периоды Хань (207 до н.э. — 220, предыстория), Тан (618-906, зарождение), Сун (960-1279, подъём) и Юань (1271-1368, расцвет). Настала пора поведать об упадке.
В династию Мин уишаньские чаи стали прожаренными зелёными
В ранний период правления династии Мин Уишань как и другие регионы страны извлекал выгоду из целого ряда мероприятий, предпринятых императорским двором с целью обуздать тиранию властей, смягчить социальные противоречия в обществе и стимулировать экономическое развитие государства. Однако чайная отрасль региона столкнулась с рядом затруднений, связанных с увеличением требований к качеству императорского чая-дани и постоянным ростом объёмов его производства. Помимо государственной дани местные производители чая ещё были вынуждены обеспечивать в гораздо большем объёме потребности местной элиты.
Чжу Юань Чжан родился нищим крестьянином, а умер императором. Такое было возможно только в Китае.
Всё началось с высочайшего указа основателя династии Мин императора Чжу Юаньчжана о запрете на чай драконьих комков и переходе на производство рассыпного чая. Надо сказать, что этот правитель, родившийся в 1328-м году, ещё за 15 лет до воцарения на троне был нищим крестьянином. Но в начале 50-х годов он возглавил одно из восстаний против власти монголов и, получив в итоге Мандат Неба, взялся за разумные перемены на благо народа. Решив самые насущные задачи, он обратил внимание на то, что производство комкового чая не выгодно никому: ни потребителям, ни производителям. И в 1391-м году, в 24-й день 9-го лунного месяца издал свой легендарный запрет на производство драконьих комков. И по мере постепенного претворения этого указа уишаньские чаи один за другим из пропариваемых комковых становились рассыпными, но теряли при этом в качестве.
Говорят, на пике ГрУди в династию Юань тоже рос чай. Спустя столетие его не стало.
В производстве уишаньских чаёв к середине эпохи Мин стали проявляться симптомы, точно описанные в «Песне об уишаньском чае» Ши Чаоцюаня: «В годы правления под девизом Цзинтай (1450-1455) чай надолго пришёл в запустение». Чжоу Лянгун (周亮工) в «Малых записках о Фуцзяни» упоминает о том, что в 36-й год правления под девизом Цзяцзин (1557) правитель уезда Цзяньнин Цянь Е, увидев запустение в чайных угодьях, закрыл чайные плантации. Причиной тому было вот что: «страдал народ от поборов и срубал посаженный некогда настоящий уишный чай, так что девять поворотов один за другим полысели». То есть он предложил вывести северную Фуцзянь из территории, где взималась чайная дань. Эти две вышеприведённые цитаты вместе подтверждают то, что целое столетие, с середины 15-го по середину 16-го веков в Уишане ничего особенно не изменилось в контексте чайных историй. В эпоху чайного запустения простой народ был не в состоянии платить дань чаем, а потому по возможности избавлялся от этого ресурса как от тяжкого бремени, и чайные угодья приходили в упадок. Кто-то переходил на новые агрокультуры, кто-то переселялся в более благодатные для чаеводства районы, а чайный Уишань пустел.
Вот таким был Уишань к середине 16-го столетия. Полнейший упадок.
Оживление наступило лишь во второй половине 16-го века, когда технология была усовершенствована до прожаренных зелёных чаёв. Минский поэт Се Чжаочжэ (谢肇淛, 1567-1624) в своём сочинении «Пять разнородных чаш» («五杂俎», «У Цза Цзу») писал: «Чай скручивают и просушивают на углях, и начало тому положила правящая династия». Тем самым повысились объёмы производства чая и его качество. Другой автор той же эпохи, Сюй Цышу (许次纾, годы жизни 1549-1606) в его «Чайных редкостях» («Ча Шу», «茶疏», закончено в 1597-м году) написал следующие строки: «Среди чаёв Цзяннани танские люди в первую очередь ценили Янсянь (чаи из Исина), во времена Сун самым важным считался чай из Цзяньчжоу (местность к югу от Уишаня). Теперь эти две территории производства императорских чаёв сильно ослабели, от Янсяня осталось лишь имя, цзяньчжоусский тоже не самый-самый, и лишь преддождевой чай из У И лучше многих». Известный исследователь чайного дела, живший во второй половине 20-го века Чэнь Чуань в книге «Общая история чайной отрасли» (Сельскохозяйственное издательство, май 1984-го года) заметил, что «развитие прожаренных зелёных чаёв, можно сказать, стало большой революцией в сфере чайного производства».
Сама сила уишаньской земли помогла чаю возродиться. На фото — посадки сорта Цюэ Шэ.
После перехода уишаньских чаёв на прожаренные зелёные технология создания чая упростилась, качество чаёв повысилось, что способствовало развитию отрасли. Живший в династию Мин образованный человек из Фучжоу, Сюй Бо (1570-1645) в своих «Чайных изысканиях» («Ча Као», «茶考», изданы в 1608-1613-м годах) писал: «В округе девяти поворотов (то есть в утёсном районе) не менее нескольких сотен семей занимаются выращиванием чая как ремеслом и ежегодно производят в общей сложности несколько сотен тысяч цзиней (несколько сотен тонн) чая. Он распространяется по воде и земле, продаётся повсюду, а имя У И рано или поздно но вновь прославится на всю Поднебесную» (взято из «Анналов Уишаня» цинского автора Дун Тяньгуна, свиток 21).
В течение всего одной династии Мин, то есть менее чем за три столетия уишаньский чай смог опуститься до самого дна и вновь начать уверенное движение наверх. Великий закон Перемен.
В 1607-м году голландская Ост-Индская торговая компания закупила в Макао уишаньский чай, который через Яву спустя три года достиг Голландии, и позже был переправлен в ряд других стран Европы. Так было положено начало экспорту уишаньских чаёв на Запад, а сами эти чаи были высоко оценены иностранными потребителями и с этих пор попали на мировой рынок. В течение 17-го века в Уишане началась складываться история как красных, так и улунских чаёв, но об этом мы поговорим в следующей главе.
Продолжение следует…
Сергей Кошеверов
11 декабря 2015 г.
Источник: https://www.facebook.com/kosheverov