По мотивам опроса https://vk.com/wall-47905050_21875

Отправной точкой для него послужил пост одного уважаемого чайного деятеля, о котором я могу сказать много хорошего. Он весьма опытен и сравнительно компетентен в чайных вопросах, смотрит на чай трезво и не без иронии, много работает (что сейчас особенно ценно, потому что за три месяца того-что-нельзя-называть-своим-именем количество образовательного чайного контента в рунете, и до этого небольшое, упало почти до нуля), регулярно делится любопытной информацией о чае, а также собственными рассуждениями на разные темы, касающиеся чая и чайной культуры – и далеко не со всем я могу согласиться, но это и интересно. Лишь одно неизменно меня огорчает: он сосредоточен преимущественно на недорогом ординарном (ну, в моём понимании) чае, а о чае повыше уровнем говорит мало, и почти всегда – в пренебрежительном ключе, с насмешкой, мол, эти извращения нам с вами ни к чему. Меня тоже не назовёшь нейтральным, я тоже занимаюсь не только просвещением, но и пропагандой – только противоположной: «дешёвый чай – это тоже нужно и тоже по-своему интересно, но, право же, не стоит ограничиваться им». Тогда как у автора поста – «дорогой чай тоже существует и кому-то нужен, но лезть туда вам не стоит». Так, по крайней мере, это воспринимается мной. И меня всегда мучил – и продолжает мучить – вопрос: почему так?

Но пост был совсем не об этом, а о «чайных состояниях» — «о любых невкусовых ощущениях и переживаниях, вызванных употреблением чая». Точнее, о том, что автор поста, несмотря на богатый и разнообразный опыт, никогда ничего такого не испытывал. Эмоциональный подъём – случался, но в таких обстоятельствах, когда он случился бы и без чая, дискомфорт от перепоя чая натощак – тоже, мочегонное действие, испарина от горячего чая и т.п. – это всё да, но сверх этого – ничего. Чай, говорит автор, его «не бодрит, не расслабляет, не повышает креативности и работоспособности, не пьянит, не штырит, не прёт, не мешает спать, не открывает пути к самопознанию, не обостряет тонкое восприятие и ничего не притупляет».

Бинго! – воскликнул я. Так, может, в этом и разгадка? Ведь если чай действительно никак на человека не действует, то стимулов двигаться вперёд и вверх у него должно быть гораздо меньше.

Представьте, что книги или фильмы ни капельки вас не трогают – вы не сопереживаете героям, драматические моменты не вызывают у вас волнения, а от счастливых развязок не становится тепло на душе, по окончании не возникает чувства, что вы немного изменились, и так далее – вы просто хладнокровно регистрируете: ага, сюжет такой-то, язык такой-то, автор использовал такие-то приёмы, хм, да, занятно – и дальше пошли. При этом вы можете неплохо разбираться в кино или книгах – но будете ли вы по-настоящему их любить, жить ими? Будете ли вы стремиться ко всё более сложным и странным книгам и фильмам?

Если в чае для человека есть только цвет, аромат, вкус, послевкусие и связь всего этого с чайной географией, ботаникой, технологией, методикой приготовления и т.п. – и больше ничего, то ему, я думаю, проще остановиться где-то на середине чайной горы. Ну, подумаешь, у более дорогого и статусного чая немного интереснее вкус и аромат – стоит ли тратить лишние деньги и силы на его поиск? Более интересного вкуса и аромата можно добиться, поиграв с параметрами заваривания или просто добавив в чай какие-нибудь травы, цветы, фрукты или специи (и кстати, человек, о котором идёт речь, всё это любит).

Я так часто критикую увлечённость «состояниями» — а оказывается, у их полного отсутствия есть печальное следствие: высококлассный, необычный, редкий чай становится, по большому счёту, не очень-то и нужен. Оказывается, этот презренный «внутренний наркоман» выполняет важную работу, подкидывая уголь в топку локомотива, который без него останавливается на удобной бюджетной станции – и баста.

Так я подумал.

И решил это проверить, уточнив для начала со всей возможной вежливостью у автора поста: его следует понимать строго буквально? Чай реально никак на него не действует – как в седьмом варианте моего опроса? Или не действует – в смысле не действует как-то по-особенному, иначе, чем другие деликатесные продукты?

Выяснилось, что автор немного сгустил краски, как сказали бы в восточной сказке, сбросил всадника взвешенности с жеребца категоричности. И на самом деле его взаимоотношения с чаем ближе к третьему пункту в опросе: ничем особенным чай из ряда деликатесных продуктов не выделяется, и, конечно, тонкие переживания там есть, но чтобы вот так закатывать глаза, как многие делают – нет, такого нет.

Вот моя гипотеза и не оправдалась.

Но мне захотелось посмотреть: а люди, у которых чай реально не вызывает никаких невкусовых ощущений и переживаний – они вообще есть? Много ли их? А среди тех, у кого так или иначе вызывает – много ли тех, для кого чай «единственный, не имеющий сотоварищей»? Тех, кто не только чай, но и хорошее вино, виски, сыр, табак, шоколад и т.д. воспринимает как пищу для эмоций и для ума – больше или меньше?

Если убрать из подсчёта выбравших шестой вариант (а это стоит сделать – если человек знаком только с чаем, лишённым деликатесной функциональности, нет смысла учитывать его при подсчёте тех, у кого чай-деликатес вызывает невкусовые переживания, и тех, у кого не вызывает), то окажется, что те или иные «чайные состояния» испытывают больше 76% опрошенных.

Правда, 20,5% связывают эти переживания не с самим чаем, а с тем, что его окружает. И как по мне, это очень, очень много. Просто представьте, что кто-то скажет вам, что картина произвела на него глубокое впечатление в основном потому, что в музее был красивый интерьер, торжественная и одновременно уютная атмосфера, и группа на экскурсии была душевная и заинтересованная. А без этого картины его не трогают. Это было бы странно, не правда ли? А когда речь о чае, это считается вполне нормальным. Вот поэтому у нас в стране так мало заботятся о качестве чая, и так много – о том, что вокруг да около.

Из оставшихся пятидесяти шести процентов большинство – 33% – ставят чай в один ряд с другими деликатесами, а около 14% выделяют чай из этого ряда. Делать из этого глубокомысленные выводы вряд ли стоит – если слегка изменить формулировку, соотношение наверняка изменится. Не говоря уже о том, что у нас специфическая во многих отношениях аудитория: проведите такой же опрос в группе каких-нибудь высокодуховных адептов Чайного Пути, Древних Традиций и Настоящих Чайных Церемоний, а ещё лучше – среди ЗОЖ-озабоченных чаеманов, для которых вино и табак – табу, яд, гроб, гроб, кладбище – и вы увидите совершенно иную картину… Но я, чего греха таить, рад, что людей, осознанно и прочувствованно взаимодействующих с приличным вином, табаком, сыром и т.д., немало.

А у выбравших первый и особенно второй ответ, возможно, всё ещё впереди – но это, разумеется, не точно. Дело вкуса, желания, жизненных приоритетов, а отчасти и удачи. Но хороший чай не так уж редко становится дверью в мир деликатесной гастрономии, энологии и т.п. – такие примеры есть даже в комментах под опросом. А вот обратные ситуации – когда человек начал, допустим, с интереса к серьёзным винам, а продолжил любовью к изысканному чаю – встречаются, по-моему, гораздо реже. Почему – предмет отдельной дискуссии. Есть мнение, что причина в том, что винная культура намного более развита, чем чайная: в мире вина вы обнаружите более компетентных (и я бы добавил, более образованных, воспитанных и ответственных) людей, более качественные и информативные тексты, более адекватное отношение к продукту, к его качеству, к критериям его оценки и так далее, в конце концов, попросту лучший сервис. И переход от менее развитой культуры к более развитой – логичнее, чем в обратном направлении… Но я думаю, что дело просто-напросто в бóльшей доступности чая. Приличный чай по сравнению с другими деликатесами – очень дешёвое удовольствие. Его могут позволить себе и те, для кого миры других деликатесов недоступны по чисто экономическим причинам. Чай для них становится первой школой, где учат относиться к питью внимательно, уделять внимание нюансам и извлекать из этого удовольствие. И этот навык потом оказывается полезным в более «дорогих» мирах, если человек становится более состоятельным в финансовом плане.

Тех, кому рассуждения о долго сохраняющемся «послевкусии» после просмотра хорошего фильма в применении к чаю должны казаться лютой дичью, тоже не так уж мало – почти 24% (пятый и седьмой варианты). И самое интересное, что среди них, как и среди «первых», «третьих» и «четвёртых», есть не только опытные любители чая, но и владельцы чайных проектов, ведущие чайных групп и т.п. Некоторые из них занимаются чаем уже много лет. Если верить в то, что все их чайные ощущения сводятся к вкусовым, плюс, может быть, немного бодрости или расслабления – значит, достаточно глубокий и устойчивый интерес к чаю возможен и без «состояний».

Но мне лично трудно поверить в то, что люди настолько по-разному устроены, что существует какой-то загадочный ген чувствительности к «чайной ци», который одним достался, а другим нет. Взять, опять же, книги: одного растрогает простенькая книжонка, а другой только посмеётся над тем, как легко играть на струнах его души, зато в этом втором произведёт некий внутренний сдвиг сложный, многослойный роман, с которым у первого никакого контакта не получится. Но такой душевный «дальтонизм», при котором вся художественная литература – мимо, если и бывает, то очень редко.

Или возьмём китайцев. Если почитать китайские чайные порталы и блоги, возникает впечатление, что бедные китайцы начисто лишены этого «гена волшебства». И как только они создали чайную культуру без него? Про внешний вид чая – пишут, про аромат – пишут, про вкус, про всякие там хуэйгани, хоуюни, шэнцзини, тьфу, язык сломаешь, про древние легенды и про то, как компартия заботится о чайной индустрии – обо всём пишут, а вот о «состояниях» — ничего или почти ничего. «Пол под ногами шевелится после чайника пуэра» — никогда не видел, чтобы китайцы такое писали. Неужели они такие бесчувственные?

В общем, я думаю, что те, кто выбрал первый и третий ответы, и те, кто выбрал пятый и седьмой, не так уж сильно отличаются друг от друга. И испытывают или, как минимум, способны испытывать схожие переживания. Но одни придают им значение, пристально их разглядывают, смакуют, гоняются за ними, другие – спокойно живут с ними, а третьи – игнорируют их, или побаиваются, или отворачиваются и отмахиваются от них, чтобы не мешали; кто-то привык говорить о них с самим собой и с другими, а кто-то – нет.

В России, понятное дело, много тех, кто привык и значение придавать, и озвучивать, тут это не моветон, а совсем наоборот, и попадая в российскую чайную среду, человек принимает как нечто само собой разумеющееся, что «состояния» — это не просто не стыдно, а желательно, ценно и важно. Наверно, у редкостной «ци-центричности» российского чайного сообщества должны быть плюсы – как у всего уникального. Но мне они почему-то не приходят на ум. А вот минусы очевидны, и о них говорилось много раз, сейчас нет нужды останавливаться на них подробно. Во-первых, «невкусовые переживания» гораздо менее прямо связаны с качеством чая, нежели его внешний вид, вкус и аромат. И чем бóльшей значимостью мы их наделяем, тем дальше уходим от объективной оценки чая, а следовательно, тем меньше возможностей для прогресса, как личного, так и сообщества в целом. Во-вторых, переоценка эмоциональной составляющей чайных впечатлений приводит к тому, что эмоции и, в частности, эмоциональный комфорт ставится во главу угла – в ущерб всему прочему. Отсюда нетерпимость к критике, снисходительность к невеждам, ворам и подлецам, отказ называть вещи своими именами и т.д. Часто начинает казаться, что люди собрались не дело делать, а оказывать друг другу психологическую поддержку, утешать друг друга, хлопать друг другу в ладошки, поглаживать по головкам и улыбаться с фигами в карманах. А в-третьих… просто задумайтесь на минутку, как воспринимаются окружающими высказывания типа «пол шевелится» или «не успеваю ощутить необычные, тонкие, сложные переживания, сразу накрывает». Заходит едва-едва заинтересовавшийся качественным чаем человек в чайный паблик, а там – вот это. Или что-нибудь ещё похлеще. Кого это привлечёт? И кого это оттолкнёт? Не стоит думать, что это так уж безобидно, не стоит недооценивать вклад «наркоманской» лексики и риторики в непреодолимую маргинальность чайного движения России.

Ещё раз прибегну к любимой аналогии: когда фильм, книга, музыкальная композиция или картина вызывает эмоции или наводит на глубокие размышления, преображает ваш внутренний пейзаж и так далее – это нормально. Так и задумано. Но сообщество, в котором люди наперебой твердят о том, как их на киносеансе вставило, торкнуло, вштырило и нахлобучило, и могут обсуждать кино только в таком ключе… н-да.

Но я не хочу сказать, что вы не должны чувствовать то, что чувствуете, или что вы не должны говорить о том, что чувствуете. Не надо принимать картину Васи Ложкина за руководство к действию. Это просто котики, которые у Васи получаются лучше, чем сакура.

Я хочу сказать, что вам не обязательно плыть по волнам ваших переживаний безвольно, как лепестку сакуры. Есть выбор, на что наводить фокус вашего внимания, есть выбор, каким переживаниям придавать значение, за какими из них идти. И вне зависимости от того, испытываете вы «чайные состояния» или нет, в ещё неизведанных вами частях вселенной возможных переживаний для вас непременно найдётся что-то интересное.

04 июня 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.