Немного о перуанском чае

Перу – государство на западном побережье Южной Америки. Больше половины из тридцати одного с лишним миллиона жителей Перу обретается на т.н. косте – узкой береговой полоске с весьма специфическими условиями: это пустыня со скудной растительностью и минимальным количеством осадков, но при этом с высокой влажностью, плотной облачностью и частыми густыми туманами. Гораздо лучше для сельскохозяйственной деятельности подходят западные и восточные склоны Анд на высотах 2300-3500 м. А на северо-востоке страны находится амазонская сельва, покрытая густыми тропическими лесами. Ландшафт и климат Перу потрясающе разнообразны: дюны на косте под непроницаемыми слоистыми облаками, горные ущелья и каньоны, пустынное плато Наска, снег и ледники на неприступных вершинах Анд, сеть притоков Амазонки с племенами, до сих пор избегающими любого контакта с цивилизацией, самый высокогорный населённый пункт в мире (городок золотодобытчиков Ла-Ринконада, 5100 м над уровнем моря) – если нужно было бы выбрать одну-единственную страну, чтобы показать всё интересное и захватывающее, что есть на земном шаре, то Перу неплохо бы для этого подошло.

Сбор чая в Куско

В XII-XV вв. на территории нынешнего Перу существовало государство инков – крупнейшая империя доколумбовой Америки. Испанское завоевание этого региона началось в 1524 г., а национальное освободительное движение триста лет спустя привело к образованию Перу как самостоятельного государства. Местное население и его культура пострадали в гораздо меньшей степени, чем, например, в Северной Америке – в горных районах и на востоке страны преобладают индейцы кечуа и аймара, а главным символом Перу является хорошо сохранившийся город Мачу-Пикчу – древняя столица инков. Но значительная часть населения имеет смешанное происхождение, в основном это испаноязычные метисы, хотя есть и потомки иммигрантов из разных европейских стран, а также китайская и японская диаспоры.

В 1895 г. доктор Бенджамин де ла Торре, сенатор от региона Куско, предложил выращивать чай в качестве альтернативы кофе, коке и тростнику, цены на которые в то время падали. Местные фермеры согласились с его доводами, и была достигнута договорённость о закупке семян в Японии. В 1913 г. перуанский консул в Японии Франсиско А. Лоайса отправил на корабле «Аньё Мару» первую партию чайных семян – 1200 фунтов. Де ла Торре высадил их на своей ферме в Уйро в порядке эксперимента. Уже через несколько лет был получен первый урожай, но в 1917 г. де ла Торре был застрелен своим бывшим работником Хуаном Речарте. После смерти пионера перуанского чаеводства первые плантации были заброшены.

В 1927 г. правительство проявило интерес к чайной отрасли, и были приглашены пять цейлонских экспертов, начавшие работу в провинции Ла-Конвенсьон, регион Куско, на восточных склонах Анд, тёплых и влажных. Спустя два года четверо из них были уволены, но оставшийся – Мартихениз В. Лиянаге – продолжил работу, создав плантации в регионе Уануко; он также написал первую книгу о культивировании и распространении чая на испанском языке. В 1941 г. число чайных растений на экспериментальной станции Тинго Мария (Уануко) достигло 800 000, что позволило построить фабрику, производящую красный чай, а через два года такая же фабрика появилась и в Куско, при этом в импорте оборудования помогали английские специалисты. На эти два района приходилось 90% производства чая; более мелкие чайные хозяйства возникли в Коснипате (регион Куско), Сандия Вэлли (регион Пуно) и Ла Мерседе (регион Хунин). В 1960-х чай из Перу был хорошо принят в Лондоне, что до сих пор является предметом гордости перуанских фермеров и даёт им надежду на лучшее будущее.

В середине ХХ века социальное напряжение в Перу нарастало, и в 1968 г. произошёл военный переворот, в результате которого к власти пришла левоцентристская группировка. Военное правительство постановило экспроприировать земли крупных хозяйств под девизом «земля для тех, кто на ней работает», и чайные плантации и фабрики превратились в кооперативы, управляемые самими рабочими. Это было бы ещё полбеды – хуже то, что леворадикальные силы не прекратили борьбу, принявшую характер партизанской войны. В 1970-1980 гг. сформировалось движение «Сендеро Луминосо» («Сияющий Путь»), считающее себя единственной подлинно коммунистической партией в мире и поставившее перед собой задачу добиться мировой революции. Однако «Сияющий Путь» оказался путём насилия и кровавых террористических актов; герильеры систематически занимались наркоторговлей и вымогательством денег у местного населения, в том числе у чаеводов, использовали пленных как рабов и устраивали зверские «народные суды». Ответные меры правительства, впрочем, также были жестокими. В вооружённых конфликтах за двадцать лет погибло и пропало без вести около 70 000 людей, причём отдельные группировки «Сендеро Луминосо» в горах центральной части страны не уничтожены до сих пор.

Это не могло не сказаться плачевно на народном хозяйстве. Район, где находилась станция Тинго Мария, из чаеводческого превратился в район производства кокаина. Уануко и сейчас ещё не преодолел последствия этих страшных десятилетий и заметно отстаёт от Куско, плантации которого пострадали меньше и составляют теперь 77% чайных земель Перу. Но в Куско были свои трудности – ненадлежащее, неумелое управление, а также конкуренция со стороны более дешёвого аргентинского чая привели к сокращению производства, падению качества и росту долгов. Фермеры выходили из кооперативов, бросали свои хозяйства и перебирались в крупные города в поисках заработка. Стартовавший в 1985 г. проект возрождения перуанского чаеводства с участием правительства Нидерландов и финансовой и технической поддержкой с его стороны несколько стабилизировал ситуацию, но её по-прежнему трудно назвать благополучной. Неаккуратный сбор чайного сырья и устаревшее оборудование не позволяют в полной мере раскрыть потенциал перуанского чая и сделать его конкурентоспособным на мировом рынке. Объёмы производства за полвека выросли лишь в полтора раза и составляют немногим более 1500 тонн в год, а экспорт даже снизился по сравнению с 1961 г. По данным American Specialty Tea Alliance (https://specialtyteaalliance.org/world-of-tea/tea-pro..), Перу находится в конце третьего десятка чаепроизводящих стран (Россия — в пятом десятке; впрочем, за точность американской статистики я не поручусь). Средний доход фермера-чаевода в Куско – 40 долларов в месяц. Часто чаеводы выращивают ещё и кофе, и другие культуры, что помогает им держаться на плаву.

При этом нельзя сказать, что Перу – совсем не чайная страна. Большей популярностью здесь пользуются другие напитки, но и чай перуанцы пьют – потребление его составляет более 2300 тонн в год, причём среди импортного чая преобладает аргентинский, а не чай ведущих стран-производителей.

Несмотря на очевидные трудности, в Перу находятся чайные энтузиасты. Например, Арафат Антонио Эспиноза Ортиз, руководитель компании RUNAQ, созданной в 2012 г. Насколько я понял, история RUNAQ началась с того, что Арафат вместе с другом навестил отца этого приятеля – фермера, владевшего, среди прочего, небольшой заброшенной чайной плантацией. Он собирался уничтожить её и освободить землю для более перспективных культур и поинтересовался у молодёжи, чем её лучше занять. Друзья думали о маракуйе, стевии, клубнике, но всё это требовало заметных финансовых вложений. В итоге они попросили предоставить им возможность привести плантацию в порядок и организовать производство высококачественного чая. Однако это оказалось не так-то просто. Во-первых, друзья сосредоточили усилия на повышении качества сырья, аккуратно собирая только нежные флеши – но обработка на старых станках дала чай, мало чем отличающийся от низкосортного пакетированного, и он не заинтересовал торговцев дорогим импортным чаем в Лиме (столице Перу). Вдобавок они сделали ставку на зелёный чай, непонятный и нелюбимый жителями Перу, которые воспринимают его не как источник удовольствия, а как невкусное средство для похудения, и мгновенно сломать стереотипы не удалось. Основатели RUNAQ могли бы отказаться от своего начинания, но, сделав паузу и поразмыслив, они не без некоторого труда нашли специалиста-технолога, который помог изменить настройки оборудования и добиться более достойного качества. И в 2014 г. чай RUNAQ появился на прилавках магазинов.

В настоящее время компания владеет девятью гектарами чайных плантаций в Чоквелло (район Уайопата, провинция Ла-Конвенсьон, Куско) и придерживается экологического землепользования. Чай растёт среди деревьев, дающих тень и предоставляющих среду обитания для диких птиц. Линейка продукции состоит из крупнолистового зелёного и красного чая – чистого и с натуральной ароматизацией (ваниль, корица, мята, малина) и местными лекарственными травами. Объёмы производства невелики и составляют лишь около 18 тонн в год, но в RUNAQ не гонятся за количеством, делая упор на ручной сбор и тщательную обработку. Арафат говорит, что может обработать только 90 кг чая в день, тогда как в Аргентине механическим способом можно собрать 90 кг чая за минуту, но это не главное, поскольку спрос на качественный чай есть, и он постоянно растёт. В RUNAQ понимают, что более перспективны рынки других южноамериканских стран – потребление чая на душу населения в Чили и Аргентине на порядок выше перуанского – но всё же хотят добиться признания и у себя на родине. Тем более, что цель своей деятельности Арафат Эспиноза и его партнёры видят не только в создании успешного бизнеса, но и в оздоровлении природной и социальной среды. Например, компания финансирует небольшую деревенскую школу – причём за счёт продажи календулы и других лекарственных растений, землю для выращивания которой предоставляют матери учеников. Само слово «runaq» в переводе с языка кечуа означает «для людей».

Источники — https://crazyteamakerblog.wordpress.com/2017/04/04/te.. (как я понимаю, бОльшая часть этой статьи взята из посвящённой Перу главы «The Tea Industry», автор – Nick Hall), http://runaq.com.pe/runaq-la-marca-que-busca-reverdec.. и др.

А вот тут – https://lazyliteratus.teatra.de/tea-grown-peru/ — можно ознакомиться с впечатлениями от дегустации чая RUNAQ.

Дополнение 1. В сети отелей Inkaterra подают чай собственного производства – небольшие чайные садики расположены в непосредственной близости от отелей. Гости даже могут собственноручно собрать и сделать чай, и на взгляд некоторых из них, этот аттракцион может посоперничать с древними достопримечательностями Перу (см. https://www.thedailymeal.com/eat/tea-peru, https://traveltoeat.com/edible-machu-picchu/#respond, https://www.wanderingwagars.com/two-week-peru-itinera... Горячо рекомендую последнюю ссылку – это красочный отчёт о двухнедельном путешествии по Перу, после просмотра которого в эту страну невозможно не влюбиться).

Дополнение 2. Ища информацию о перуанском чае, то и дело натыкаешься на коку – она несравненно более популярна, её листья заваривают и пьют как чай. Считается, что помимо прочих эффектов, настой коки помогает от «высотной болезни» — что очень актуально для Перу (см., например, https://sites.duke.edu/project_dukeengage_in_peru/201..). Есть ещё множество растений и их смесей, заменяющих перуанцам чай – в частности, гуаюса (http://lifebio.wiki/ilex_guayusa http://zoneplanet.ru/guayusa/) и зловещее эмольенте (http://polina.harbertstudio.com/emoliente-peruvian-re..). Хотя, похоже, по-настоящему национальные напитки — «Inca Cola» (газировка с вербеной лимонной) и pisco sour – коктейль на основе pisco, местного аналога бренди, с лимонным соком, сахаром, льдом и яичным белком. Существует даже специальный праздник – День pisco sour. И День рома тоже есть. В общем, чаю непросто проложить себе дорогу к сердцам жителей Перу.

Мачу-Пикчу


Перуанский рынок.


Чайные плантации в Куско.


Чайные плантации в Тинго Мария.


Обработка чая. 1964 г.


Арафат Антонио Эспиноза Ортиз. Можно сказать, лицо современного перуанского чаеводства.


Зелёный чай RUNAQ.


Бленды RUNAQ.

11 марта 2019 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.