Немного об африканском пуэре. Чайное хозяйство Сатемва

Что знает среднестатистический россиянин о Малави? Почти ничего – не каждый и вспомнит о существовании такой страны. Разве что ценители хорошего табака встречают это название более-менее регулярно. Из общедоступных источников можно узнать о том, что Малави (ударение на средний слог) протянулась в юго-восточной части Африки с севера на юг вдоль озера Ньяса, в Великой рифтовой долине, где, по некоторым предположениям, началась эволюция человеческой ветви гоминид; в XV-XVI веках была могущественной империей, основанной выходцами из Конго и наводившей страх на соседей, затем были периоды торговли с португальцами, британского колониального владычества (сперва – Британская Центральная Африка, затем – протекторат Ньясаленд), национально-освободительного движения, после чего лидер этого движения стал диктатором и три десятка лет удерживал власть – словом, обычная африканская история. Семнадцать миллионов населения, 90% из которых заняты в сельском хозяйстве, а ведущие отрасли промышленности – переработка табака и… чая.

Что знает о Малави российский любитель чая? В рунете можно найти отрывки из «Приглашения к чаю» В.М. Семенова и «Энциклопедии чая» Ю.Г. Иванова, из которых следует, что производится там низкокачественный, в основном гранулированный красный чай, идущий в купажи и основу для ароматизированных чаёв. Обращает на себя внимание только то, что чай в Малави начали выращивать аж в 1878 году.

А вот если погрузиться в мир англоязычных чайных блогов, то всё несколько иначе. По крайней мере, чайное хозяйство Сатемва и его красные, зелёные, белые (!) чаи, улуны (!!) и хэйча (!!!) известны далеко за пределами Африки и завоевали ряд наград на международных выставках.

Сатемва находится на крайнем юге страны, в провинции Тайоло, в нагорьях Шире (причём пишется это точь-в-точь как толкиеновский Шир – Shire – но читается с «е» на конце, да и населён этот регион не хоббитами), а река Шире, вытекающая из озера Ньяса, является притоком Замбези и главной водной артерией Малави. В начале 1920-х молодой шотландец Маклин Кей купил здесь участок земли у табачного фермера, чтобы выращивать чай. Его дело продолжил его сын Роберт по прозвищу Чип, а сейчас хозяйством владеет внук Маклина – Александр Кей. Александр побывал во многих чайных регионах мира, завёл множество чайных знакомств, и то, что он увидел во время своих путешествий, вдохновило его на эксперименты – в частности, на создание африканских постферментированных чаёв. При этом не ставилась задача скопировать чёрные чаи из Китая, ЮВА и Японии – были взяты общие принципы и на их основе с помощью японских партнёров создан оригинальный, самобытный чай (на сайте хозяйства он обозначен как dark tea, то есть хэйча, но в скобочках стоит «пуэр». Правда, написано это слово с ошибкой), мягкий, нежный, с землистыми и древесными тонами. То же касается белых чаёв и улунов – например, «Туманный улун #312» внешне мало похож на китайские улуны, зато отчётливо напоминает канадский улун из Ковичана, который делают Виктор Весели и Маргит Неллеманн — и при этом собирается с плантаций, которым почти 100 лет. Есть аналог копчёного сяочжуна – с прогревом на дровах из гуавы. Есть и уникальные продукты – например, белый чай из одних только черенков. При работе с высококлассным чаем в Сатемве внимательны к нюансам – некоторые сорта собирают только с определённых плантаций (и указываются их точные координаты); «Рукотворное сокровище #417» производят, только если в течение нескольких дней перед сбором стоит безупречно солнечная погода, иначе у чая не будет фирменных персиковых нот; и т.д.

И семья Кей предупреждает, что не собирается останавливаться на достигнутом – у них ещё много новых идей. Хотя, конечно, 95% производимого в Сатемве чая – простой гранулированный красный. И очень может быть, что вы его пили – в составе Lipton Yellow Label или Tetley.

Ещё мне понравилось, что в названиях многих чаёв использованы малавийские топонимы: есть несколько чаёв, названных в честь родного Тайоло, есть зелёный чай Зомба (так называется соседняя провинция), есть красный чай Бвумбве (ещё один город на юге Малави). У чаёв есть чёткие и ёмкие описания, причём часть из них строго объективны – «настой медно-коньячного цвета с ароматом печёного яблока», а часть рассчитана на привлечение внимания: «цвет красной африканской почвы, запах свежих африканских дождей»; цвет аналога Бай Хао Инь Чжэнь сравнивается с боком зебры, его аромат – с дыханием кедровых лесов горы Муланье, украшающей собою горизонт чайного хозяйства, а форма одного из красных чаёв – с рогами антилопы ньялы. В общем, ресурс национального колорита задействован по максимуму, но выглядит это не пошло, а игриво и соблазнительно.

Да и вообще с сайта Сатемвы (http://www.satemwa.com/index) многим стоило бы взять пример: внятная навигация, хороший дизайн и великолепная страничка «где купить», на которой перечислены все официальные дистрибьюторы с прямыми ссылками на них. Десять компаний в Великобритании, восемнадцать – в США и Канаде, двадцать – в Европе, от Франции до Литвы; есть партнёры в Японии, Мексике и на Филиппинах. В России – нет.

Сатемва заботится не только о продукции, но и о людях, и о планете в целом, и это не только слова. Малави – одна из беднейших стран мира, и государство не может помочь всем нуждающимся. В этих условиях особую роль играют усилия частных компаний (а Сатемва – крупное хозяйство: даже в «низкий» сезон в нём трудятся 1500 человек). В Сатемве есть начальная школа, в которой учится почти тысяча детей, причём Сатемва помогает её выпускникам продолжить своё образование; есть собственная небольшая клиника; хозяйство также помогает местной полиции транспортом и средствами связи. Жизнь многих семей на протяжении двух-трёх поколений связана с чайным хозяйством – есть потомственные работники Сатемвы. Сатемва не только не борется с небольшими соседними чайными хозяйствами – наоборот, всячески им помогает и открывает им доступ к рынку. Семья Кей прикладывает усилия к сохранению и преумножению лесов и бережно относится к природе — при выращивании чая в Сатемве не используются пестициды (кроме гербицидов).

Они ещё и чайную культуру местному населению привили, что вообще поражает – ведь чай пьют далеко не во всех бывших английских колониях, где его выращивают. А в Малави – пьют! И больше всего любят чай по-английски, с молоком и сахаром – вот только не всегда могут позволить себе купить сахар.

А ещё в Сатемве выращивают кофе – с 1970 г.

А ещё в Сатемву можно приехать погостить в пятизвёздочном (!) отеле или комфортабельном бунгало. А несколько раз в году хозяйство организует специализированные туры для чайных сомелье со всего мира.

А ещё посмотрите на фото. Разве это не круто?


Источники: http://www.tea-chronicles.com/tea-interview-satemwa-tea-estates-malawi/, http://www.satemwa-europe.com/, http://tealet.com/grower/profile/37, http://jacksonsafricansafaris.com/satemwa-tea-estates/ и др.

27 февраля 2018 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.