Дэн Шихай. Об особенности пуэра «Чем старше – тем вкуснее»

В качестве ответа на достаточно распространенное в рунете мнение, о том, что старый пуэр – «байка» решил перевести удачей (иначе не скажешь) попавшую ко мне статью профессора Дэна Шихая «Об особенности пуэра «Чем старше – тем вкуснее». Это тезисы доклада, с которым профессор выступил на I Международном научном симпозиуме «Китайский Пуэр», который проходил в апреле 1993 года в г. Сымао (ныне Пуэр). Тезисы докладов были опубликованы в издании «Изучение культуры китайского пуэра. Сборник тезисов Международного научного симпозиума «Китайский пуэр» (中国普洱茶文化研究·中国普洱茶国际学术研究会论文集。云南科技出版社, 1994 год).
2016_03_20_03_001
Именно этот доклад проф. Дэна Шихая оказал сильное влияние на развитие производства пуэра: дело в том, что идеи, которые были выражены в настоящем докладе нашли поддержку у юньнаньских производителей. В результате при личном участии Дэна Шихая весной 1995 года был произведен чай Юньхай юань ча 云海圆茶, так же называется 古云海 (по названию компании). Этот чай имеет очень большую историческую ценность, т.к. это один из первых чаев с начала 60-х годов (когда был произведен последний чай из сырья только с крупных чайных деревьев – Малая зеленая печать 小字绿印), который бы сделан из чистого сырья с крупных деревьев – цяо му.

Максим Шведов

Об особенности пуэра “Чем старше — тем вкуснее”
(Кит. 越陳越香. Иероглиф 香 (аромат) здесь понимается в широком смысле:
вкус, аромат, ощущения в горле (т.н. гармония в горле) и другие свойства)

Дэн Шихай

Предисловие
В последние годы качество жизни населения сильно выросло. Решив проблему обеспечения населения пищей и одеждой, жители Китая смогли теперь наслаждаться изысканными блюдами и даже возвысили культуру питания до уровня искусства. Из семи главных для повседневной жизни китайцев вещей: дрова, рис, масло, соль, соевый соус, уксус и чай, чай в первую очередь был возвышен до уровня искусства. Чай является очень важной частью традиционной китайской культуры. Некоторые считают, что история чайной культуры это часть истории развития китайской культуры в целом.

Среди сотен сортов китайского чая, пуэр лучше всех может представить историю развития культуры Китая. Во-первых, пуэр сохраняет богатство и красоту старинной технологии производства прессованного чая; во-вторых, кроме того, что в пуэре, как и других чаях, ценится сырье, из которого он делается и технология производства, в нем ценится еще и многолетняя выдержка, то есть он имеет еще и историческую ценность; в-третьих, пуэр имеет особенность, которая называется “чем старше — тем вкуснее”, то есть становится лучше со временем; в-четвертых, человек, который полюбил пуэр может уже не получать удовольствия от других чаев. Пуэр — это действительно особенный чай и представитель истории и культуры чая в Китае.

Одна из главных причин растущей популярности пуэра — это его особенность становиться лучше со временем. Лучше становится вкус, аромат, ощущения во горле (т.н. гармония в горле) и другие свойства. Хотя, несмотря на то делается ли пуэр из молодых или старых листьев, мелких или крупных, сырой или приготовленный, хранится в сухом складу или в мокром, выдержан многие годы или нет, и т.д. это все равно пуэр, каждый из них имеет свои особенные вкус и аромат и формируют богатство и разнообразие видов этого чая. Например рассыпной из самых молодых почек и прессованный из старых, грубых и жестких листьев пуэр спустя годы выдерживания показывают себя совершенно по-разному. Поразительно, что даже заваривая один пуэр, он многократно меняется от заварки к заварке.

В последние годы чайная культура в Китае переживает значительное оживление, это касается и рынка чая, и чайного искусства, и т.д. Особенно активному развитию чайной культуры способствует научное изучение чая, с каждым днем появляется множество статей и книг, посвященных изучению разных аспектов чая. Среди них много работ посвященных изучению разных аспектов пуэра. Но большинство из них посвящены изучению того, как добиться такого вкуса пуэра, который бы удовлетворял спрос более широкого круга потребителей. Однако работ, посвященных изменению пуэра со временем практически нет. В конце концов это может привести к тому, что формула “чем старше — тем вкуснее” скоро канет в лету.

Чайная промышленность на Тайване достигла больших успехов, в течение ближайших 10 лет таких же успехов сможет достичь и чайная промышленность континентального Китая, поэтому чаепроизводителям особенно важно перенимать тайваньский опыт. Спустя несколько столетий после того, как на Тайване появился улун, весь мир узнал о чаях Вэньшань баочжун и Дундин улун. Сейчас активно изучается Высокогорный чай, и в этой области добились уже больших результатов. Это стало возможно благодаря высокому уровню спроса на чай на Тайване. Во-первых, правительство Тайваня способствует популяризации чая в обществе; во-вторых, уровень культуры употребления чая сильно вырос. Благодаря этим двум факторам на Тайване сформировалась чарующая китайская чайная культура. На почти двадцати миллионное население Тайваня, приходится более тысячи чайных магазинов и около пятисот чайных домов. Естественно это стимулирует развитие тайваньской чайной промышленности.

Чайная культура континентального Китая сейчас переходит от уровня бытового употребления чая к высокому искусству пробования чая. Поэтому и производство чая должно перейти от производства только чая широкого потребления к производству еще и чая высокого качества. Поэтому необходимо на основе особенностей каждого чая, развивать их лучшие стороны. Если так же развить и пуэр с учетом его свойства “чем старше — тем вкуснее”, то он добьется признания у чайных ценителей всего мира.

Поэтому, чтобы соответствовать требованиям времени, необходимо развивать производство пуэра в провинции Юньнань ориентируясь не только на предпочтения широкого круга потребителей, но и на развитие тезиса “чем старше — тем вкуснее”. В связи с этим я хотел бы вынести на рассмотрение четыре предложения, которые глубже развивают тезис “чем старше — тем вкуснее”.

1. Собирать данные и изучать изменение пуэра со временем
Количество материалов об изменении пуэра со временем в отечественной и зарубежной литературе практически равно нулю. Даже в книге “Родина чая — Юньнань”, которая была издана китайской импортно-экспортной продовольственной компанией, собраны в основном официальные материалы о распространении пуэра и лишь в одном месте отмечается “получается в результате особенной технологии постферментации из листьев юньнаньского крупнолистового чайного дерева высушенных на солнце. Листья грубые, крупные, цвет глянцевый черный, коричневый либо красный. Вкус чистый и крепкий, послевкусие сладкое, имеет особенный состаренный вкус (вкус, аромат, и прочие характеристики). Обладает уникальным благотворным влиянием на здоровье, подходит и взрослым и детям. …Юньнаньский чай пуэр обладает уникальной особенностью, со временем он становится вкуснее, качество повышается, можно пить после длительного хранения….”. Помимо этой абстрактной формулировки, больше ничего конкретного об изменении пуэра со временем мне найти не удалось. Поэтому у ценителей пуэра нет фактов на которые можно было бы опереться, у каждого свое мнение, что приводит к множеству заблуждений. Хотя в среде ценителей пуэра всегда каждый говорит свое, нужна какая-то общая точка зрения. На современном рынке пуэра полный хаос, к тому же сам пуэр в зависимости от множества тонкостей в процессе производства и хранения получается очень разнообразным, поэтому в итоге получается полная неразбериха и отсутствие взаимопонимания. Такая обстановка очень негативно сказывается на развитии пуэра. Чтобы добиться улучшения ситуации, необходимо договориться об общепринятых стандартах оценки изменений в качестве пуэра со временем и научно обосновать что именно привело к таким изменениям во вкусе. Это поможет широкому кругу любителей пуэра сформировать основные условия для его дегустации, а производителям — основу для дальнейшего повышения качества.

Изначально, продажа пуэра — это, так же как французское вино, семейное дело: здесь работает традиционный принцип “дед сделал — внук продал”, то есть тот чай, который продается сегодня был сделан предыдущим поколением семьи, а тот пуэр, который произведен сегодня — будут продавать внуки. При таком подходе, естественно, можно время от времени пробовать как чай меняется, можно понять, что пуэр “чем старше — тем вкуснее”. Но китайское общество многие годы развивалось не стабильно, что привело к тому, что в настоящее время в Юньнане можно крайне редко встретит в продаже пуэр старше 10 лет. Поэтому нет возможности оценить как пуэр старится и как становится лучше.

Начиная с конца 30-х годов 20 века, после основания Китайской Чайной Компании, гонконгские торговцы покупали в Юньнани очень много пуэра. Часть они перепродавали за границу (в основном в Юго-Восточную Азию), большая же часть осталась в магазинах Гонконга. Когда несколько лет назад тайваньские ценители чая стали увлекаться пуэром, гонконгские торговцы достали со своих складов старый пуэр, чтобы продать его тайваньцам. Сейчас на Тайване уже не мало коллекционеров старого пуэра, которые собрали достаточно богатые коллекции прекрасного старого пуэра, который доказывает тезис “чем старше — тем вкуснее”. Я очень надеюсь, что в Юньнани, где производится пуэр, будет создана организация, которая бы изучала как чай со временем становится лучше. Такая организация могла бы собрать старый пуэр внутри страны и за ее пределами, или вместе с коллекционерами и специалистами проводить исследования. В противном случае, те редкие старые пуэры, которые до сих пор остались в разных местах либо будут выпиты, либо испортятся от неправильного хранения. Тогда нам придется ждать еще несколько десятилетий, прежде чем у нас снова появится материал для изучения.

2. Производить пуэр из сырья одного размера
Прежде чем производить пуэр, юньнаньское сырье сортируют на 10 классов по размеру. Судя по старым пуэрам, в те времена при производстве пуэра обращали особенное внимание на соответствие сырья. Например, при производстве туоча использовалось мелкое сырье до 4 размера, блины делались из листьев среднего размера 5-8 класса, цзиньча (грибы) — из старых грубых листьев 9 и 10 класса. Пуэр сделанный из разного сырья имеет разные особенности вкуса и аромата. Чтобы распробовать особенности вкуса, пуэр должен быть сделан как можно однороднее. Это так же как есть хого (китайское блюдо, бульон, в котором варят разные продукты), в котором смешано все подряд, быстро съел и все, не получится насладиться каждым вкусом. Поэтому в старину придавали большое значение однородности сырья, только так могут раскрыться вкусовые особенности пуэров сделанных из сырья мелкого, среднего и крупного размеров.

Начиная примерно с 60-х годов 20 века, юньнаньская ветвь Китайской Чайной Компании (中茶牌公司) круто изменила технологию купажироваия чая, теперь в чаях разной формы смешивали много листьев разных размеров. Теперь купаж для каждого конкретного чая делался на основе нормативов. Эти нормативы таковы: для ци цзы бинов — это шай цин (сырье, высушенное на солнце) 3-8 размеров, цзинь ча (грибы), прочие блины, фан ча (квадратные кирпичи) — 3-10 размеры. В цзинь ча к тому же добавляют красный чай, чтобы цвет настоя готового продукта был более насыщенного оранжевого цвета. Технология купажирования как правило оставалась неизменной, чтобы сохранить стабильность качества чая. Ниже приведена таблица соответствия купажа разным формам пуэра, произведенного из юньнаньского сырья.

Вид сырья Купаж Название чая
Юньнаньское сырье
Зеленый чай
Красный чай
Обрезки и обломки
Добавления из неклассифи- цированного сырья
Цзинь ча
3-4 5% 5-6 10% 7-8 27% 9-10 40%
2%
4%
10%
Блин
5-6 8% 7-8 20% 9-10 44%
2%
26%
Круглый чай (Ци цзы бин)
3 5% 4 10% 5 15% 6 20% 7 25% 8 25%
Грубый чай
9-10 30%
2%
28%
40%

Сейчас, помимо смешивания разного сырья в одном чае, для украшения внешнего вида чая внутрь и наружу кладут разное сырье (т.н. внутренний 里茶 и наружный чай 面茶). Так в блине есть два слоя: нижний слой — внутренний, состоит из сырья крупного и грубого (внутренний чай), верхний слой — внешний, состоит из мелкого и нежного сырья (наружный чай). Состав юньнаньских внутреннего и наружного сырья следующий:

Цзинь ча
Блин
Фан ча
Круглый чай
Туо ча
Грубый чай
Наружный чай %
35
21
21
30
25
Внутренний чай %
65
79
76
70
75
100

Из приведенных выше материалов можно увидеть, что в кирпичах, которые делаются из грубого чая, используется в основном сырье 9 и 10 размеров, вообщене используется наружный чай. Это соответствует старой технологии производства, но в него добавляют красный и зеленый чай, что ей противоречит. Примерно 17 лет назад (статья была написана в 1993 году) юньнаньская ветвь Китайской Чайной Компании (中茶牌公司) выпустила кирпич, сделанный из довольно мелкого сырья и туго спрессованный, номер 7562. Позже было выпущено еще две партии такого чая: одна произведена на мэнхайской фабрике, 5 кирпичей в одной упаковке; вторая — производства Юньнаньской агропромышленной и коммерческой компанией, 4 кирпича в одной упаковке. Эти несколько партий нарушили традиционный состав сырья грубых кирпичей (粗砖), так как использовали сырье примерно 3-8 размеров, т.е. смешали в одном кирпиче очень большое количество сырья разного размера. Сегодня, основная масса юньнаньского пуэра, за исключением некоторых видов рассыпного чая и туо ча, производится из купажа листьев разного размера, а некоторые даже с добавлением других сортов чая.

3. Производить сырой пуэр из сырья, высушенного на солнце (晒青生茶普洱茶)
Согласно традиционному подходу к дегустации, только сырой (шэн) пуэр, который изготовлен из сырья, высушенного на солнце и хранился в сухом складу может быть стандартом вкуса. Потому, что только качества, которые пуэр приобрел при таких условиях считаются подлинной природой пуэра. Сегодня, пока еще не придумано более точных и научных стандартов оценки, дегустаторы опираются на этот подход в оценке качественных изменений пуэра со временем (чем старше — тем вкуснее).

Опыт показывает, разная технология производства чая приводит к разному вкусу. Вкус чая, произведенного из одного и того же юньнаньского сырья, может в результате получиться бодрящим, крепким и сильным (досл: с янской и жесткой природой 阳刚性 ), а может — успокаивающим и мягким (досл: с иньской и мягкой природой 阴刚性). Но на вопрос какой из них лучше, жесткий или мягкий, нет однозначного ответа, потому что у каждого человека свои вкусы и предпочтения. Однако в среде знатоков чая нашего и предыдущих поколений есть одна общепринятая истина, которая стала неписанным стандартом качества пуэра, что лучший пуэр — “естественный и свежий” (自然新鲜). Следуя этому убеждению, специалисты выдвинули три ключевых условия в производстве пуэра: “сырье, высушенное на солнце (шай цин 晒青)”, “сырой пуэр (шэн ча 生茶)” и “сухой склад (干仓)”. Эти три условия производства постепенно становятся стандартом вкуса для дегустации и основанием для оценки качества пуэра. Как правило пуэр, который произведен с учетом этих трех условий, обладает довольно естественным и свежим вкусом.

4. Шай цин (сырье, высушенное на солнце)
Старый пуэр, особенно тот, что был произведен до образования КНР, производился в основном частными чайными фабриками. Фабрики были не большие, оборудование не совершенное, поэтому завяливали и просушивали чай прямо на солнце, от чего такое сырье получило название шай цин — высушенное на солнце.

После смены власти, юньнаньские чайные сады были национализированы, производство чая сконцентрировалось в руках государства, для поддержания определенного объема производства и уменьшения влияния погодных условий на процесс производства, было решено перейти на завяливание и сушку сырья горячим воздухом (высушенное в печи сырье — хун цин 烘青). Такой способ был экономически более выгодным и позволял увеличить объем производства. Современные научные исследования показывают, что использование шай цина, хун цина и чао цина (сырье, высушенное на сковороде 炒青 ) по разному влияет на вкус чая. Но высушивать чай на солнце — это самый естественный способ. А особенный вкус, который в отличие от сырья, высушенного горячим воздухом имеет шай цин, многие знатоки пуэра называют “естественной особенностью”. Но на данный момент большинство производителей пуэра используют, в основном, сушку сырья горячим воздухом, особенно вызывает огорчение тот факт, что есть такие производители, которые полностью отказались от использования сырья, высушенного на солнце.

5. Сырой пуэр 生茶
В прошлом, когда производство чая было частным, семейным делом, чай передавался в семье из поколения в поколение, а продажа осуществлялась по схеме “делать молодой чай, подавать старый чай”. Поэтому, произведя сырой пуэр, большинство производителей оставляло его, чтобы дети или внуки его продали, что сформировало своеобразный “круговорот старого чая”. Современные же производители используют современные технологии, применяют современные методы управления процессом производством и самим предприятием, стимулируют продажи и стремятся быстро получить прибыль, к тому же, уровень дегустации вкусовых изменений старого чая только начинает медленно повышаться.

Так как спрос еще не высок, немногие действительно понимающие пуэр дегустаторы имеют возможность время от времени пробовать ставшие уже культурным наследием старые пуэры. А так как рынок потребления старого пуэра действительно высокого качества еще не сформирован, не удивительно, что производители ориентируются в основном на производство приготовленного (шу) пуэра. На рынке пуэра к настоящему времени сформировалась идеология “сегодня произвели, сразу же продали, быстро выпили”, которая экономически более выгодна производителям. Но изначально пуэр относится к ферментированному чаю, даже после более чем столетнего хранения при заваривании он вызывает чувство свежести. Приготовленный же пуэр, даже если его заварить сразу после того, как он был произведен, полностью теряет свежесть и очарование подлинного пуэра. Современные юньнаньские производители пуэра, чтобы соответствовать ситуации на рынке, кроме незначительного количества сырых туо ча, которые способствуют похудению, и сырых ци цзы бинов, в основном производят приготовленный пуэр. Действительно вызывает сожаление, что формула “чем приготовленнее — тем вкуснее 越熟越香” вытесняет сегодня формулу “чем старше — тем вкуснее”.

6. Сухой склад
Пуэр принадлежит к постферментированным чаям. Процесс постферментации может протекать в двух условиях: с участием плесневых грибов Аспергилл (Aspergillus) и без участия. Больше всех процесс постферментации изучали в Японии. Аспергиллы появляются в пуэре, в том случае, если в листьях остается слишком большое количество влаги, либо при высокой относительной влажности воздуха. Если в процессе сушки, чай не был просушен до определенного содержания влаги в листе, либо после производства пуэр хранился в помещении с высокой влажностью воздуха, это может привести к появлению аспергилл и к тому, что постферментация чая будет проходить с их участием. Если аспергиллы появились в случае, когда чай просушен правильно и хранится в помещении с низкой влажностью — ферментация в таком чае проходит естественно, такая ферментация называется асептическая постферментация.

Пуэр, постферментация которого протекает с участием аспергилл обычно называется “Пуэр из влажного склада” (в России иногда называют мокроскладным пуэром), без участия аспергилл — “Пуэр из сухого склада”. Иногда пуэр из мокрого и сухого склада можно определить по внешнему виду. Но если пуэр, который лежал на мокром складе, затем поместили на сухой склад, его будет не просто определить по внешнему виду. Однако такой чай можно определить при заваривании. На мокром складе пуэр плесневеет, это крайне негативно сказывается на его свежем вкусе. Как правило, вкус приготовленного пуэра и пуэра из мокрого склада очень похожи. Но встречаются и такие пуэры, которые пролежали на мокром складе не долго, подверглись непродолжительной постферментации под воздействием аспергилл, которые после трех-пяти заварок могут проявить особенный вкус пуэра из сухого склада. При современном уровне развития технологий, контролировать условия внутри склада вовсе не трудно. Только в случае хранения на хорошем сухом складе можно получить самый свежий старый пуэр.

7. Сохранять и выращивать новые крупные чайные деревья (цяо му)
В среде ценителей пуэра есть два названия: пуэр со старых деревьев и пуэр с новых деревьев (имеется в виду, пуэр, сделанный из сырья со старых и новых деревьев). Коллекционеры в первую очередь стремятся приобретать пуэр со старых деревьев. Пуэр производится из листьев крупнолистового чайного дерева, с крупных чайных деревьев (цяо му), которые растут в субтропическом поясе на Юге провинции Юньнань, поэтому терпкий вкус такого сырья гораздо сильнее, чем у обычного мелколистового сырья. Старые юньнаньские чайные деревья, не только высокие и крупные, но их возраст к тому же очень велик. В автономном округе Сишуанбаньна растут дикие чайные деревья более 32 метров в высоту, чей возраст более 1700 лет и высаженное человеком более 5 метров в высоту и более 800 лет возрастом дерево, которое называют Царем чайных деревьев. Говорят, раньше каждое дерево в чайных садах Юньнани было старым, каждые несколько лет ствол дерева подрубали, тогда из корней вырастало новое чайное деревце. Так корень становился все длиннее, глубже и обширнее, благодаря чему качество листьев становилось лучше.

Начиная с 50-х годов 20 века на чайных горах Юньнани начали осуществлять программу по укорачиванию чайных деревьев с целью повышения рентабельности. Такое решение было принято, так как старые деревья давали мало листьев, к тому же работать с большим деревом не удобно. Укороченные же деревья, которые постепенно стали кустарниками, хотя и имеют не развитую корневую систему, но, если применять химические удобрения, дают большие урожаи, к тому же их удобно обрабатывать, в том числе и механически собирать урожай. Из приведенного выше поверхностного анализа становится очевидно почему коллекционеры пуэра не жалея средств ищут пуэр со старых деревьев.

Отъехав пять- шесть часов на машине от Сымао (в наст. время называется Пуэр), мы попадаем в город Цзинхун. По дороге мы проезжаем через обширные ухоженные чайные плантации новых укороченных деревьев. Однако опыт современных знатоков пуэра, показывает, что пуэр с новых деревьев не выдерживает проверку временем, более того, такой чай уже далеко отошел от формулы “чем старше — тем вкуснее”. В настоящее время нужно приложить все усилия, чтобы сохранить существование и старых и новых деревьев, для этого необходимо сохранять те старые деревья, которые до сих пор остались и продолжать высаживать деревья, которые смогут стать старыми деревьями. Только так можно сохранить важную для истории китайской чайной культуры традицию — “чем старше — тем вкуснее”.

8. Заключение
На Тайване есть одна расхожая фраза: “Сегодня не сделал — завтра пожалеешь 今天不做,明天就会后悔”. Применяя эту фразу к пуэру, важно сохранить традиционный подход к пуэру — “чем старше — тем вкуснее”, тогда мы сможем вернуть пуэру его подлинное очарование и достойное место в чайной культуре Китая. Разве это не то, к чему мы должны стремиться?! Так или иначе, я надеюсь, что эта небольшая статья поможет вызвать интерес к изучению изменений, которые происходят в пуэре со временем и дальнейшему углублению тезиса “чем старше — тем вкуснее”.

Император династии Мин Тайцу, сам того не желая, подорвал авторитет прессованного чая, так как люди вслед за ним начали пить рассыпной чай, что привело к большим изменениям в чайной культуре. Но с другой стороны это было следствием упадка в чайной культуре, которая расцвела при династиях Тан и Сун. Хотя заваривать чай в чашке намного проще, это привело к слому традиционной китайской чайной культуры, потере исторической связи. Свойство пуэра становиться лучше со временем может научить людей чаще обращаться к истории и наполнять нас богатством традиционной культуры. Удивительная чайная культура времен Тан и Сун, вслед за “Каноном чая” Лу Юя преодолела расстояние в более чем тысячу лет, достигнув наших дней.

Если мы сможем, на основе уже существующей литературы, сохранить традицию выдерживать пуэр годами, и продолжать изучать старение пуэра, душа Лу Юя и его потомков возрадуются и в то же время испытают грусть. Возрадуются, потому что до сих пор есть чай, который делается по технологии, которую он описал: “Сбор, пропаривание, сминание, прессовка, просушивание, нанизывание на веревку, развешивание нанизанного чая и чай готов”. Люди до сих пор могут попробовать такой чай, насладиться его состаренным вкусом. Испытают грусть, потому что среди описанных Лу Юем в своей книге 11 провинций, в которых производится чай отсутствует юньнаньский пуэр, который продолжает традиции описанные им. Но если мы и дальше продолжим недооценивать уникальную особенность пуэра становиться лучше со временем, настанет день, когда формула “чем старше — тем вкуснее” станет далекой историей, и больше никогда люди не смогут ей насладиться.

Удивительное стихотворение ученого и поэта эпохи династии Юань Юй Цзи воспевает вкус состаренного пуэра:

Дедушка в высокой шапке, состарившийся в Мэйшане,
Чайный дымок слегка растрепал волосы.
Давно подаренный Лунтуань лежит в тряпичном мешочке,
Кто разберет где колодец в безлунную ночь?

老却眉山长帽翁,茶烟轻扬鬓丝风。
锦囊旧赐龙团在,谁为分泉落月中?

Литература

1. 制茶学 (Наука о производстве чая). 安徽省屯溪茶业学校主编,1979年6月。
2. 制茶学 (Наука о производстве чая). 安徽省屯溪茶业学校主编,1979年6月。
3. 制茶学 (Наука о производстве чая). 安徽省屯溪茶业学校主编,1979年6月。
4. 中国茶经 (Китайский Канон Чая). 上海文化出版社,1992年2月。
5. 中国茶艺入门 (Введение в китайское чайное искусство). 章学依译

(Автор: Дэн Шихай, профессор Тайваньского педагогического университета)

Дэн Шихай (Deng Shihai)
Родился 15 ноября 1941 года, профессор Национального Педагогического Университета Тайваня, президент-основатель Тайваньского Общества «Ассоциация Китайского чая», известный ученый, продолжатель традиции ушу — Тайцзицюань стиля Ян в шестом поколении.
Дэн Шихай вырос в Малайзии, в простой семье.
Закончил Национальный Педагогический Университет Тайваня. В восьмидесятые годы двадцатого века на Тайване организовал бизнес по импорту глиняных чайников, а в свободное время преподавал гимнастику Тайцзицюань, а впоследствии, стал учителем Тайцзицюань в этом же Университете.
В 1992 году Дэн Шихай отправился в Гонконг, для того чтобы купить большую партию старого Пуэра, принадлежавшей тогда одному старому чайному двору, и вернулся на Тайвань. С этого времени началась его «чайная карьера». Вернувшись на Тайвань, Дэн Шихай написал книгу о чае Пуэр. В то время на Тайване и в Китае чай Пуэр был малоизучен, и книга «ЧАЙ ПУЭР» стала своеобразной чайной библией, настольной для многих продавцов и коллекционеров чая Пуэр, послужила толчком к развитию коллекционирования этого вида чая не только на Тайване и в Китае, а также в Тайланде и Южной Корее и в других странах.
В настоящее время Дэн Шихай – один из авторитетнейших знатоков Пуэра в мире.

2016_03_20_03_002
8 апреля 2011 г.
Источник: ныне не существующий сайт tissinfo.ru (Максим Шведов), его копия на http://web.archive.org
Перевод и авторские комментарии Максим Шведов https://vk.com/id4520266


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.