Чаша тяван
Первые чаши тяван (chawan, 茶碗) появляются в Японии вместе с зеленым чаем в эпоху Нара. Тяваны используются как для чайной церемонии (тогда они называются юноми тяван), так и для более прозаических вещей – как чаша для риса (т.н. гохан тяван). Тяван для чайной церемонии сформирована под влиянием и воплощает в себе эстетику дзэн и принцип японского искусства ваби – простоты и безъизкусности.
Одной из самых интересных техник изготовления тяван является техника раку. У истоков искусства раку стоял великий Сэн-но Рикю (1520-1591), безмерно почитаемый в Японии как создатель тя-но-ю — чайной церемонии. Разработанный им ритуал чаепития, основанный на постулатах философии дзэн-буддизма, отличался исключительной скромностью, созвучностью окружающей природе, побуждал к размышлениям о смысле жизни, духовных ценностях. Подчеркнутая простота чайных домиков и комнат требовала соответствующей посуды для чаепития. И вот Сэн-но Рикю обратился к натурализовавшемуся в стране корейцу, работавшему в столице с обожженной глиной. Мастера звали Тёдзиро (1516-1592). Этот черепичных дел мастер по заказу Сэн-но Рикю вылепил и обжег в маленькой печи несколько чаш, которые вызвали настоящий восторг у великого мастера, ведь они очень точно соответствовали разработанным им идеалам чайного действа.
Основным видом керамики раку были чайные чашки тяван с высокими стенками. Также для чайного стола изготовлялись цветочные вазы, чайники и чайницы. Все изделия формовались только вручную, без помощи гончарного круга. Легкая асимметрия контура, неравномерная толщина стенок были отнюдь не оплошностью гончара, а результатом воплощения определенной художественной идеи. В создании подлинного стиля раку еще большее значение, чем формовка, играли операции обжига и обработки поверхности. Мастер Тёдзиро, опираясь на многолетний опыт в производстве черепицы, использовал технологические дефекты операций глазурования и обжига изделий для создания необычных декоративных эффектов. Сетка трещин на поверхности керамического сосуда, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь только кажутся досадной случайностью, браком. В действительности же именно эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики раку. Стиль раку, родившись в 16 веке, успешно развивался на протяжении последующих столетий. Самые искусные мастера раку пользовались в Японии исключительным почетом наравне со знаменитыми художниками и поэтами. Глазури, которыми пользовался мастер Тёдзиро, содержали в своем составе соединения железа, марганца, меди и давали после обжига черный и красный цвета. Эта цветовая гамма считается «классической» для стиля раку, хотя впоследствии она была дополнена другими вариантами окраски.
Источник: http://sengoku.ru