Наработка исинского чайника
Каждый коллекционер исинских чайников, скорее всего, слышал, что, если использовать их достаточно долго, в конце концов, можно будет просто наливать в них кипяток, а на выходе будет получаться чай. Это миф, всеобщее заблуждение, частично возникшее из-за некачественных переводов с китайского.
В исходном тексте было написано примерно следующее:
紫砂壶的特点是不夺茶香气又无熟汤气,壶壁吸附茶气,日久使用空壶里注入沸水也有茶香.
В общих чертах, это значит, что уникальность исинских чайников в том, что они не обедняют чайный аромат, не позволяют листьям «свариться» и накапливают со временем чайную ци. И, если после достаточно длительного использования налить в пустой исинский чайник кипяток, можно будет почувствовать лёгкий аромат чая. Вы получите ЛЁГКИЙ АРОМАТ чая, НЕ НАСТОЙ! Не нужно ожидать, что остатки чайного настоя со стенок чайника растворятся и превратятся в полноценный настой!
После какого-то времени использования чайника вы можете заметить, что он становится более блестящим. Сколько нужно времени, чтобы это произошло? Некоторые начинают блестеть уже после пары недель использования, у большинства процесс наработки может занимать от месяца до нескольких лет! Ну, а с какими-то чайниками этого не происходит вообще.
На фото 1 мы видимх чайник 70-го года, это одна из моих любимых форм. Этот чайник изначально был тусклым, но приобрёл блеск довольно быстро: через две недели ежедневного заваривания разных чаёв.
Оба чайника, изображённых на фотографии № 2 использовались месяц, каждый день я заваривал в них разные чаи. Можно увидеть, что чайник на переднем плане начал нарабатывать блеск (который, вероятно, станет заметнее через несколько месяцев использования), но не достиг уровня сияния чайника на заднем плане. Они были изготовлены в одну и ту же эпоху, они из одинаковой глины, обожжены одинаковым способом и имеют практически одинаковый вес (что говорит об одинаковом количестве глины, ушедшем на чайник). Единственное различие – изготовитель. Если постучать по тому и другому, звук будет практически одинаковый, что говорит о примерно одинаковой степени обжига. Так что же может быть тем различием, которое влияет на наработку чайника?
Фото 2
На фото № 3 чайники были изготовлены в 1989 году из глины великолепного качества. Чайник слева использовался на протяжении месяца, а чайник справа – всего несколько дней.
Эти чайники чуть ли не единственные «успешные» в наработке красивого глянца. Из всех чайников, с которыми я сталкивался, и которые есть в моей коллекции, таких меньше 5%. У удачливых коллекционеров процент может быть выше, а у некоторых может быть один «успешный» чайник на сотню.
Фото 3
В ходе моего исследования я начал понимать, как и почему образуется блеск, а так же выявил критерии, при учитывании которых шанс выбора «успешного» чайника выше.
Недавно мне довелось воспользоваться своей теорией для покупки чайника, вот он на фото № 4 – всего две недели ежедневного использования, а степень блеска приятно удивляет.
Фото 4
Что происходит с исинцами, когда в них заваривают чай? С добавлением горячей воды чайник расширяется и сжимается, когда воду выливают, и чайник охлаждается. Это легче всего наблюдать при заваривании в хорошем шуй пине или похожем чайнике, у которого вы можете закрыть отверстие на крышечке. Когда горячая вода только добавлена, и отверстие закрыто, можно увидеть, что вода будет на грани того, чтобы вылиться из носика и из-под крышечки, однако через несколько секунд она как бы втянется обратно. Это произойдёт просто потому, что чайник при нагревании увеличился в объёме, прибавив примерно 0,5 см³.
Это может равняться всего лишь 0,5 мл, но для поверхности чайника это значительное увеличение. Такое расширение можно наблюдать на картинке ниже: хун ни сянь пяо пустой (слева), и он же, наполненный горячей водой (справа) (фото 1). Цвет чайника становится темнее. Этот эксперимент можно проводить на многих чайниках из красной глины (хун ни/hong ni) разных эпох, и вот мои наблюдения: чем больше чайник, тем заметнее потемнение цвета; чем дольше чайник используется, тем быстрее оно проявляется, практически сразу с наработанным чайником, и с задержкой в секунды две с новым.
Что происходит на поверхности этого чайника? Тогда как поверхность выглядит гладкой для человеческого глаза, под микроскопом высокого разрешения видно, что поверхность неровная, как гористая местность с возвышенностями и впадинами. Когда в чайник наливают горячую воду, возвышенности отдаляются друг от друга, впадины становятся шире, и результатом является изменение в цвете, которое проще всего заметить с красной глиной.
Фотография с сайта airpano.com, Гуйлинь, Китай.
При регулярном использовании, даже если просто наливать в чайник горячую воду, не заваривая чай, чайник может начать нарабатывать красивый блеск. Это происходит из-за повторяющихся расширений-сжатий поверхности чайника, из-за которых от поверхности отделяются микрочастицы, делая поверхность более гладкой, т.е. глянцевой на вид.
И ещё лучше, если вы завариваете чай! Чай взаимодействует с глиной, и какие-то компоненты чая могут связываться с поверхностью глины. Некоторые минералы, находящиеся в воде, также могут соединяться с поверхностью глины в микроскопических количествах. После использования чайника, возьмите хлопковую ткань и хорошо натрите его, вы можете заметить, что сияние стало заметнее. Но это не значит, что чай нужно растирать по чайнику, чтобы появились тёмные чайные пятна, воспитание и наработка совсем не об этом. Большое количество чая на глине не способствует выработке блеска, если бы так было, чайники бы блестели изнутри. Хорошая поверхность, протирания с небольшим количеством воды, чая и нагревание чайника для расширения/сжатия поверхности – всё, что нужно!
Что же определяет хорошую поверхность? Ответ был найден во время гониометрических (раздел тригонометрии, изучающий измерение углов – прим. перев.) экспериментов на чайниках, которые нарабатывали глянец, и тех, что оставались матовыми. Техника проведения проста, как и цель – определить смачиваемость поверхности. Чем выше смачиваемость, тем шире капля воды растекается по поверхности, делается плоской, чем она ниже, тем капля более округлая. Одни из лучших чайников показывали низкую смачиваемость, когда были холодные, но когда их нагревали до 90-95°С (температура вскипевшей воды), смачиваемость поверхности значительно увеличивалась. Проще говоря, в холодном состоянии возвышенности и впадины поверхности довольно плотно прилегают друг к другу, практически не позволяя воде или чаю связываться с ней, а в горячем пространство, возникающее при расширении, делает поверхность более смачиваемой.
Так как приобретается это свойство? Этот вопрос напомнил мне о записях Гоу Цзин Чжоу. Гоу глубоко почитал творчество Шао Да Хэн династии Цинь и провёл много лет, изучая редкие чайники Шао. По словам самого Гоу, Шао добился идеальной степени обжига для каждого своего чайника. Каждый чайник, который попадался Гоу для изучения, был великолепен. В семидесятых Гоу преподавал обработку глины, и для одного из этапов нужно было её отбить. Как ни странно, для Гоу это был очень важный момент, однажды, пара его учеников часами отбивала глину огромными молотками, но когда Гоу увидел результат, он вскричал, что глина должна быть отбита «до смерти»!
Работа Шао Да Хэн 大亨掇只壶
Что он на самом деле имел в виду, это, скорее всего, то, что из глины должно было быть убрано определённое количество воздуха, она должна была стать более однородной, однако слишком долго отбивать её нельзя, чтобы избежать низкой пористости из-за разрушения большинства частиц. Нельзя и недостаточно долго отбивать глину, чтобы избежать чрезмерной пористости. Хорошо отбитая глина способна «жить», она может дышать, она однородна и имеет склонность расширяться при нагреве равномерно.
Исинские глины обладают двойной пористостью. Что такое «двойная пористость», легко объяснить с помощью аналогии. Представьте себе коробку, заполненную шарообразными губками. Множество крошечных пор, имеющихся у них, позволяет им впитывать воду. Эти поры и называются «первичной пористостью».
А пространство между губками в коробке – «вторичная пористость». Так в исинской глине сами частицы пористые, и, когда глина замешивается и отбивается, между частицами появляются микрополости, заполненные воздухом или водой, что является вторичной пористостью. Вторичная пористость зависит от того, как обработает глину мастер, и она является основным критерием, определяющим скорость наработки чайника.
Преданность мастера Гоу гончарному ремеслу, сосредоточенность и внимание к мельчайшим деталям сделали его легендой в мире китайского искусства. Его шедевры покоряют сердца даже тех коллекционеров, которые не собирают исинские чайники. На картинке пример чайника-«подсолнуха»: превосходное качество глины, идеальный обжиг и невероятно красивое сияние наработанности.
Словом, вот, что, будет интересно, наверное, большей части читателей, – критерии, которые помогут выбрать «успешный» чайник.
- 1. Избегайте выбирать чайники, издающие при постукивании низкий звук, скорее всего, глина в них перенасыщена воздухом, а степень обжига не самая оптимальная.
- 2. То же относится к чайникам с поверхностью, напоминающей наждачную бумагу. Поверхность может быть грубой местами, но умеренно. Если при прикосновении поверхность напоминает наждачную бумагу, скорее всего, глина была недостаточно отбита.
- 3. Выбирайте чайники с достаточной степенью обжига, не те, что блестят, как отполированный металл, – это признак слишком сильного обжига.
- 4. Подбирайте чайники из глины средней плотности: не те, что весят так, как будто они отлиты из железа, но и не чересчур лёгкие.
- 5. Знайте цвет, который приобретает глина при хорошем, достаточном обжиге. Хорошо обожжённая хун ни, например, приобретает приятный красный оттенок. При недостаточном обжиге она будет оранжеватой, при чрезмерном – тёмно-красной.
- 6. Проверьте поверхность: брызните на чайник водой, чтобы определить уровень смачиваемости. Если поверхность хорошо смачивается уже в холодном состоянии, скорее всего, глина слишком пористая. Если только в горячем – то, что нужно, чайник засияет через очень короткий срок использования.
- 7. Выбирайте чайники правильной эпохи. Чайники 70-х годов, обожжённые в туннельных печах, сделанные из превосходного качества глины того времени, часто «воспитываются» и нарабатывают блеск без больших усилий.
- 8. Чем больше и площе чайник, тем легче заставить его засиять! Это связано с поддержанием температуры, а также с более масштабными расширениями/сжатиями поверхности.
- 9. Не полируйте чайник наждачной бумагой или чем-либо подобным, это повредит его верхний слой и не будет способствовать наработке блеска. Как только вы начнёте шлифовать чайник, пути назад нет, останется только продолжать шлифовать его до того момента, когда он станет блестящим, как делают со многими чайниками в Таиланде.
- 10. После одного-двух месяцев использования чайника, когда он сухой, натрите его хлопковой тканью – вы увидите, что блеск стал глубже. Не позволяйте образовываться чайным/водным пятнам на поверхности, это не наработка
Источник
Подготовлено Домом Живого Чая
Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com