Удивительная глазурь ТяньМу

Совсем недавно глазурь «Тяньму» стала особенно привлекать к себе внимание мастеров гончарных дел: теперь они стремятся к тому, чтобы все время придумывать самые разнообразные виды глазури (прим. «Тяньму» произошло от китайского названия расположенного в горах храма ТяньМу – 天目 tiān mù. В переводе это означает «очи неба» — образное обозначение двух главных небесных светил Солнца и Луны. Согласно различным источникам, в этом храме имело место быть питие чая из таких вот чашек, покрытых особой глазурью с соединениями железа. В китайскоязычных источниках преимущественно используется термин 天目釉 — tiān mù yòu, который в дословном переводе как раз и обозначает «глазурь ТяньМу». Однако в русскоязычных источниках чаще встречается японское название – Тенмоку).
2015_02_15_01_001
Опираясь на довольно любопытные факты из специальной литературы: книг, пособий и статей из популярных журналов, мы постарались собрать некоторую информацию, касающуюся темы использования глазури в керамике. Кроме этого, мы обратились к англоязычной статье «Dedicated to the Research of Liang-yang Shao» из специализированного журнала по чайной индустрии «The Art of Tea» и поэтому также расскажем Вам о мастере по имени Лян-яо Шао (Liang-yao Shao) – о человеке, посвятившем большую часть своей жизни любимому делу – работе с глазурью Тяньму. За свою неустанность и желание экспериментировать и узнавать новое, Лян-яо Шао завоевал особое место в этой безграничной области производства керамической посуды.

2015_02_15_01_002
Глиняная чашка, покрытая черной обливной глазурью. Классика сунской эпохи.

При свете солнечных лучей или даже обычной настольной лампы, фарфоровые чашки, покрытые глазурью Тяньму, действительно могут творить чудеса: неожиданно быстро сменяющие друг друга оттенки – это или бросающиеся в глаза хрустальные крапинки, словно мириады звезд на ночном небосводе, или радостные разноцветные пузырьки – совершенно особенные и ни с чем несравнимые. Несмотря на возможные неудачи и бесконечные попытки, Лян-ян Шао с искренней радостью переживает неповторимость собственных чувств, которые он испытывает каждый раз, когда бережно достает из печи новую чашку, и с замиранием сердца погружается в изучение того нового, что подарила ему эта изумительная глазурь. Пытливость ума Шао и серьезная увлеченность делом позволяют ему обнаружить в своих чашках не только совершенство. Идеальным, по его мнению, является то изделие, которое отличается аккуратно образовавшимися кристалликами на его поверхности. Но даже неотвратимые, на первый взгляд, дефекты на чашке являют собой особую красоту. А несовершенство Тяньму заключается лишь в том, что эта глазурь может быть сравнима с неизученным и неизведанным рудником, хранящим в себе неисчерпаемые сокровища, которые ты будешь находить все время, пока продолжаются твои неустанные поиски.

2015_02_15_01_003
Подобная кристаллизация глазури называется «Золотая куропатка». Фото изображения, представленного в журнале «The Art of Tea».

2015_02_15_01_004
«Пятна черепахи». Кристаллические соединения на поверхности чашки после обжига. Фото изображения, представленного в журнале «The Art of Tea».

Вообще применение глазури как таковой и глазури Тяньму в частности в мире керамики весьма широкое. Сам Лян-яо Шао за последние годы усовершенствовал технологии производства, которые сегодня позволяют ему применять технику как самую простую, так и более сложную. Любая разновидность Тяньму обладает многочисленными особенностями и характеристиками – подобное разнообразие никак не ограничивает мастеров при выборе нужной глазури для претворения в жизнь родившейся идеи по созданию чашки. Взять, к примеру, узор, напоминающий панцирь морской черепахи бисса, о котором мы говорили ранее. Впервые такой узор был создан в печи Цзичжоуяо (провинция Цзянси, эпоха династии Сун). Так однажды после применения глазури во время обжига чашки на ее грубой поверхности появились желтые крапинки, особенно выделявшиеся на фоне черной обливной глазури, плавно переходящие от светлых оттенков к темным, что очень напомнило мастерам панцирь черепахи.В качестве дополнения к выше сказанному предлагаем Вашему вниманию выдержку из статьи «Чашка чая», опубликованной в 1983 году в научно-популярном журнале «Химия и жизнь». Автор этой статьи, М. Богачихин, относительно тонкостей изготовления чашек в те времена пишет следующее:

«Во время обжига при температуре около 1300°С глазурь, как обычно, расплавляется, но она не в состоянии растворить всю окись железа. Окись выделяется в виде бурых микрокристаллов, из-за которых глазурь получается непрозрачной и грубой (верхний край пиалы иногда даже покрывали медной или серебряной фольгой, чтобы не поцарапать рот). Скопления кристалликов в виде полос и создают узор «заячья шерстка»; если же кристаллы собираются в круглые пятна, то это уже «пятна куропатки»».

Не менее интересные сведения по поводу обжига керамических изделий и получаемых результатов после обжига дает Б.Б.Виногродский в своей книге «Путь чая. Предметы и люди». Автор рассказывает о печи Цзичжоуяо, в которой «обожженные фарфоровые изделия получались глубокого насыщенного цвета, который служил прекрасным фоном для орнаментов и рисунков с народными мотивами и традиционными украшениями». Из этой печи «вышло множество прекрасных образцов фарфоровой посуды: с сине-зеленой глазурью, с отпечатками по белой глазури, с черно-коричневыми узорами по белой глазури, с чисто зеленой и чисто черной глазурью. Умельцы использовали самые разные способы украшения: печати с цветами, живые цветы и листья деревьев, цветные рисунки, вырезки из бумаги, вдавленные узоры. Они придумали технологию наклеивания древесных листьев или узоров из бумаги, которые при обжиге сгорали и создавали узоры с естественными и плавными линиями. Пятна тигриной шкуры, капельки воды, капельки масла, пятнышки перепелки – вот названия редчайших узоров, вышедших из многовековой печи».

Когда мы позволяем нашему сознанию быть свободным, стирая созданные нами самими границы, мы обретаем удивительную возможность переживать вновь и вновь все то, что безмолвно хранит в себе история. Также и традиционное китайское искусство керамики, пронизанное вековой философией, вмещает в себя всю глубину древней культуры Китая и ясно отражает эстетику чайного действа в современной жизни.

Текст Клуб Чайной Культуры «Ча-И», г. Екатеринбург, чайное сообщество www.chaism.pro


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.