Возрождение грузинского «Дарджилинга»

Современный российский потребитель, к сожалению, ассоциирует слово «чай» с прилагательными «цейлонский», «китайский», «индийский». О том, что когда-то был чай «грузинский», знает лишь старшее поколение. И, увы, у него о нем не всегда самые лучшие воспоминания. Поэтому сегодня грузинский чай идет на российский, украинский, казахстанский рынки не так успешно, как грузинское вино и минеральная вода «Боржоми». Более того, и в самой Грузии почти 75% чая – это импорт.
2014_01_03_11_003
Развеять «дурную славу» грузинского чая последних лет существования Грузинской ССР, оказывается, не так-то просто. Хотя те, кто пробовал «новый» грузинский чай, почти единодушны в том, что он намного превосходит ординарные сорта цейлонского, китайского и индийского чаев.

Почему же так произошло? Что случилось с грузинским чаем? Почему его качество в годы СССР так резко ухудшилось, а сегодня он иногда может соперничать с элитными чаями?

Для того чтобы понять это, нужно совершить экскурс в историю, и одновременно посетить одно из возродившихся в последние годы чайных производств в Грузии – Ткибульскую чайную фабрику.

Дурная слава

Курс на развитие чаеводства в свое время в СССР был взят вынуждено. Требовалось насытить внутренний рынок собственным чаем и не тратиться на его импорт. В итоге в Западной Грузии, в районе Сочи в РСФСР и в Закатальской и Ленкоранской зоне Азербайджана в 20-30-е годы были заложены чайные плантации. И одно время грузинский чай имел приемлемое качество.

Однако на имидже грузинского чая сказались последствия неправильной политики в отрасли после того, как первым секретарем компартии Грузии стал небезызвестный Эдуард Шеварднадзе. Критерием успешности чаеводства стали количественные показатели.

Для обеспечения вала чайного листа повсеместно, где только можно, начала внедряться механическая уборка специальными чаеуборочными машинами. Эта машина срезала и «засасывала» не только нежные флеши, но и грубые листья, сучки, пыль, мусор, насекомых и т.д. и т.п. Собранное сырье стало профанацией чая.

Также в советские времена, к сожалению, постоянно нарушали технологии. В погоне за валом чай собирали в любых условиях, при любой погоде и любого качества. В итоге чаеводческие районы выполняли и перевыполняли план. Партийное руководство получало очередные преференции, но потребители сразу же заметили ухудшение качества грузинского чая.

Жалобы дошли до ЦК. Решено было чай «улучшить». Однако отменить «ставку на вал» было уже невозможно. В итоге приходилось подмешивать в готовый советский чайный продукт импортный цейлонский или индийский чай.

Когда распался СССР и постсоветское пространство стало открыто для импорта чая, у грузинских чаеводов наступили сложные времена. Их продукцию никто не хотел покупать. Плантации забрасывались, зарастали ежевикой и даже лесом. Чаеводческие совхозы развалились, большинство чайных фабрик закрылось, а их оборудование было демонтировано.

2014_01_03_11_001

Новая жизнь грузинского чая

Пережили разруху лишь немногие предприятия. Одно из таких – Ткибульская чайная фабрика.

Это предприятие сохранилось и успешно работает благодаря энтузиазму местного предпринимателя Учи Далакишвили. Сегодня он является собственником и владельцем Ткибульской чайной фабрики.

Уча Далакишвили начинал свой трудовой путь водителем-механиком, и на момент распада СССР был директором автобазы. Затем занимался бизнесом, в частности нефтепродуктами. У него четверо детей и уже 9 внуков.

Далакишвили вступает в качестве крупного мецената и ктитора: в частности, на собственные средства построил в родном городе храм св. Георгия Победоносца.

В свое время г-н Далакишвили за символическую цену – всего 8 тысяч долларов – выкупил остановившееся и почти развалившееся производство. Вложить в налаживание производства и в восстановление чайных плантаций пришлось значительно больше средств, в том числе кредитных.

Сегодня успешно работающий «чайный бизнес» г-на Далакишвили оценивают примерно в 2 млн долларов. И это, скорее всего, не предел. Если учесть всеобщий развал и промышленного производства, и сельского хозяйства в Западной Грузии, Ткибульская чайная фабрика выглядит как настоящий оазис.

Основной акцент руководство предприятия ставит на качестве продукции, ее ароматических и вкусовых свойствах. Те, кто пробует ткибульский чай, отмечают, что по своему качеству он немногим уступает элитным сортам китайского и индийского чая.

В итоге местный чай находит все больше популярности на внутреннем рынке. Руководство предприятия пытается поставлять его в другие страны постсоветского пространства. Тем более что печальная слава низкокачественного продукта уже в прошлом. Почти все выжившие после всеобщего развала производители сегодня пытаются производить качественный продукт.

Россия пробует грузинский чай

Российский, украинский и казахстанский рынок заполнены низкокачественным цейлонским индийским и китайским «чаеобразным» товаром. Очень часто в чай, особенно в пакетированный, идет попросту пыль опилки, краска и ароматизатор.

Более того, для российского потребителя грузинский чай предпочтительнее индийского, особенно для тех, кто любит крепкий чайный напиток, в просторечии называемый «чифирь». Распространяемые сегодня в торговых сетях «обычные» и индийский, и цейлонский чаи, по мнению знатоков этого напитка, дают недостаточно терпкий вкус.

Владелец Ткибульской чайной фабрики очень надеется на скорейшую нормализацию отношений между Россией и Грузией.

«По мере потепления грузинско-российских отношений мы намерены расширить поставки своей продукции в России. Россия у нас рассматривается как самый перспективный рынок. Понятно, что завоевать потерянный после распада СССР рынок будет трудно. Но, учитывая улучшившееся качество, занять достойную нишу вполне возможно.

Недавно первая партия ткибульского чая была отгруженная в российский Челябинск, на очереди налаживание сотрудничества и поставки в другие российские регионы», — говорит Уча Далакишвили.

На Ткибульской чайной фабрике понимают, что российский рынок и другие постсоветские рынки чая уже во многом поделены. И единственное, на что они могут сделать ставку – так это на высокое качество своего товара и полное соблюдение всех традиционных технологий сборки чайного листа, завяливания, скручивания, ферментации и сушки.

Грузинский «Дарджилинг»

Уча Далакишвили считает, что при соблюдение всех необходимых технологий из чая, произрастающего в Грузии, можно получить очень высококачественный продукт, не уступающий по качеству индийскому, цейлонскому и китайскому чаю. При этом климат и природные условия некоторых постсоветских чаеводческих районов позволяют поучать самые лучшие сорта чая в мире, на уровне чая «Дарджилинг», выращиваемого в Индии в районе одноименного города.

Местность в районе города Дарджилинг в Западной Бенгалии представляет собой низкогорья Гималаев. Чай здесь произрастает на высоте от 1000 до 2000 метров над уровнем моря. Климат здесь влажный, и, по сравнению с равнинными районами Индии, относительно прохладный. Именно в таком климате листья чайного куста накапливают максимальное количество ароматных веществ.

Чай «Дарджилинг» традиционно ценится выше прочих видов чая. И в Ткибули природные условия во многом аналогичны индийскому Дарджилингу.

Как сделать самый лучший чай?

Чайные плантации в Ткибули были заложены в 30-х годах – позднее, чем в других районах Западной Грузии. И расположены они выше в горах, чем в иных чаеводческих районах: примерно на высоте 600-700 метров над уровнем моря (чайный куст в этом районе может нормально произрастать и на высоте 1300 метров).

Объясняется это мягким микроклиматом: с севера местность «прикрывают» отроги Рачинского хребта с самой высокой в данной местности вершиной Цхраджвари (в переводе «Девять крестов»). С Черного моря сюда приходят насыщенные влагой воздушные массы, что обуславливает более высокий уровень осадков по сравнению с расположенными неподалеку местами.

По словам главного агронома чаеводческих хозяйств при Ткибульской чайной фабрике Джондо Катамадзе, полностью подходят для чайного куста местные почвы – желтоземы и красноземы с высокой кислотностью (кислотность здешних почв – pH почвенного раствора –находится на уровне 7 – оптимальном для произрастания чая). Поэтому даже в годы СССР, несмотря на то, что Ткибульский район постоянно «отставал по валу» от других чаеводческих районов, местный чай очень ценился. Его специально добавляли в другой чай, чтобы повысить качество конечного продукта.

2014_01_03_11_002

Сам Джондо Катамадзе всю свою жизнь посвятил чаеводству. В советские годы он окончил Сухумский институт субтропического хозяйства, и до распада СССР занимался исключительно чаем. И сегодня он много сил отдает возрождению чайных плантаций в Ткибульском районе.

Джондо Катамадзе рассказывает: «Чай – очень трудоемкая культура. Собирать чай в дождь и влажную погоду нежелательно – ухудшается качество. Нежелательно его собирать и утром – он мокрый от росы. Днем же на солнцепеке собирать чай очень трудно, немного легче вечером, когда жара спадает.

Для получения высококачественного чая собирают вручную только «флеш» и молодые побеги, имеющие всего 1-2 только что распустившихся листочков и перхушечную почку. Именно из такого сырья можно получить чай, который будет иметь необходимы вкус и аромат.

Также за плантациями все время нужно ухаживать, чтобы они не зарастали кустарником, деревьями и сорняками. Затраты же на восстановление заброшенной плантации сопоставимы, а иногда и превышают затраты на закладку новой».

Источник: http://kavpolit.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.