Самое важное в Чайной Церемонии
Предыдущая статья: «Искусство и Чай, или Чай как Искусство»
Во время чайной церемонии так много зависит от состояния того, кто заваривает чай, ведет действо. Если это тот, кто нацелен на получение многого при малых усилиях, или тот, кто воспринимает чай исключительно как бизнес, и его единственной целью является выгодная продажа чая, или если это тот, кто богат и всеми способами стремится продемонстрировать свой дорогой чайник Минской эпохи – все эти качества проявятся во время действа и чашка чая будет совсем иной… В мире искусства нет места научной объективности – только вкус и предпочтения.
Некоторые пишут книги о форме и назначении, проводят эксперименты с температурой воды и постоянно заняты заполнением блокнотов новыми обзорами чайных дегустаций, но, по существу, сторонникам этого метода таким образом никогда не продвинуться в развитии и совершенствовании навыков художника или мастера – этот уровень основывается не на интеллекте, но на интуиции.
Измерение, анализ, записи не играют никакой роли в эмпирическом развитии. Невозможно делать записи и полноценно переживать опыт ощущений одновременно. И каждый, кто попробовал сделать обзор чая с комментариями на письме, сразу осознал существенное различие между дегустациями подобного формата и более расслабленными, спокойными, уединенными чаепитиями. Истинная радость должна приходить именно от такого естественного и непринужденного процесса пития чая. Именно поэтому чай создается благодаря «гунфу», потому что чай – это навык, интуитивное мастерство.
Многое было сказано о том, как важно использовать глиняный, а не пластиковый чайник для кипячения воды; красивая чашка Цинской эпохи лучше, чем самая посредственная. Но дело не только в продуманной до мелочей утвари; важную роль играет тот факт, что заваривающий чай не считывает цифровые показатели температуры на чайнике, анализируя точное соотношение количества чайных листьев и объема чаху и т.д. Мы по наитию кружимся в танце в моменте пересыпания чайного листа в чайник, измеряя температуру лишь мягким и нежным прикосновением, заваривая чай с нерушимым спокойствием в сердце.
Звучит банально? Возможно, и так. Однако большинство любителей чая после посещения достаточного количества чайных домов, лавок, учителей, с накапливаемым опытом бесчисленных чайных действ согласятся с тем, что лучший чай, который они когда-либо пробовали, был приготовлены именно такими людьми. В руках художника даже наипростейший кусок угля и порванный картон смогут стать произведением искусства. Точно так же и с чашкой чая, заваренной руками мастера: она может хранить в себе безграничные миры вкусов, ароматов и совершенно особенного умиротворения.
За последние несколько лет, пока я пью чай, я нашел для себя весьма простые чайные пространства, в которых искусство и назначение чайной атрибутики живут в гармоничной взаимосвязи. Но упоминание этих мест, конечно же, отражает только мое личное мнение. И, так или иначе, для себя я понял, что большинство других ценителей чая согласны с тем, что чайная утварь, представляющая собой проявление эстетики, имеет огромный потенциал для улучшения любого чайного действа.
Теперь давайте обратимся к нескольким предметам чайной утвари: Чайная доска, Сито для чая, Чайники из исинской глины и фарфора и Серебряные изделия.
Чайные доски – простой способ улучшить общую атмосферу вашей чайной церемонии. По большей части в общем процессе они излишни. Поскольку многие мастера при заваривании чая используют только небольшую чашу (прим. ЧаЧи (茶池 cháchí) – «чайный пруд», который может заменить чайную доску) или расшитую длинную салфетку (имеет особенно широкое распространение на Тайване). Если чайный пруд — предмет древний, то подобный антикварный стиль может быть особенно уместным и приятным.
Однако отсутствие чабани требует особо пристального внимания к брызгам воды и чая. Если кому-то очень нравится свободный стиль заваривания с постоянно разливающимися потоками воды, то в таком случае без доски не обойтись. Тем более что вариативность чайных досок огромна – на любой вкус и бюджет. Многообразие мало чем ограничено – доски бывают бамбуковые, деревянные и даже каменные. Разумеется, чабани ручной работы придают чайной церемонии чуть больше изящества.
И наоборот, чабани со сливом склонны быть более изящными, с обтекаемыми формами, плоскими, аккуратными. Лично я отдаю предпочтение каменным доскам. Мягкий камень, подаренный живой и сильной горой, — зернистый и природный – всегда привносит ощущение пребывания на открытом воздухе общей атмосфере моей чайной комнаты.
(прим. Традиционно чайные доски разделяют на два вида, однако, стоит тут же отметить, что в России мало кто в разговоре указывает на различие, называя все чайные доски чабанями:
- 1. ЧаПань (茶盘 chápán) — доска, у которой под основанием есть поддон, предназначенный для слива воды.
- 2. ЧаБань (茶板 chábǎn) — доска, у которой для слива воды служит пластмассовая трубочка, ведущая к отдельному сосуду — зачастую это объемное ведро, помещенное в «деревянный чехол»)
Чабани с ведерком и трубкой гораздо лучше, поскольку чайные доски с поддоном требуют того, чтобы их постоянно опустошать, а это вынуждает прерывать чайное действо, к тому же зачастую такие доски сложнее чистить и они довольно громоздкие.
Продолжение следует: «Как организовать Чайное Пространство»
По материалам статьи A.D.Fisher, «Art and Tea. The Role of Aesthetics in the Tea Ceremony»; «The Art of Tea», №3 (Перевод чайное сообщество www.Chaism.pro)
Источник: http://www.chaism.pro