Чувство, укрепляющее дух

«Открывая врата [убедись в наличии] семи вещей:
дров, риса, масла, соли, соевого соуса, уксуса, чая»
древняя китайская поговорка

Поиски силы… все ищут силу. Для каждого она имеет свой облик. Приобщившись к источнику силы, мы обретаем волю к жизни. Жизнь обретает смысл и форму, узор, понятный сердцу. В этом узоре кроется ритм, пробуждающий чувства. Но силой надо уметь пользоваться, чтобы она не обернулась в слабость. С древнейших времен, кода люди ценили меру и складывали легенды, мудрецы черпали силу от чая. Что это была за сила? Чувство. Не ощущение, а именно чувство, когда соединяются внимание и интуиция.
2014_11_22_07_002
Ни для кого не секрет, что родиной чая является Китай. Вернее сказать Юго-Западные районы Китая (современные провинции Сычуань, Юньнань и Гуйчжоу). Легенда гласит: около 5 тыс. лет назад, во времена, когда Поднебесной правил Хуанди (Желтый император, первопредок китайцев), владыкой Южного Предела был его брат, которого звали Яньди. Яньди передал людям много ценных навыков: работа сохой, торговля, медицина… Однако бремя правителя сковывало сострадательного владыку. Он отказался от власти и стал странствовать по просторам Поднебесной, пробуя разные травы и определяя, какие из них целебные, а какие ядовитые. Он внимательно изучал растение, съедал его и наблюдал за тем, что происходит у него внутри через хрустальные стенки живота. Затем он подробно описывал его свойства. Однажды он попробовал растение, которое оказалось ядовитым: язык тут же онемел, силы покинули его, зрение затуманилось, голова закружилась, ноги начали подкашиваться. Он опустился на землю в тени большого дерева, готовый испустить дух. Но в этот момент порыв ветра сорвал с листа этого дерева каплю росы, и она упала ему прямо в рот. Язык почувствовал горький вкус, взор прояснился, в тело вновь вернулась жизнь. Когда он окончательно пришел в себя, он изучил это дерево, собрал листьев, сложил в свой короб и ушел. Это дерево оказалось чайным деревом. Шэнь Нун (Божественный Земледелец или Пахарь Духа), как его запомнили потомки, поведал людям о целебных свойствах Чая. Так благодарные потомки его и использовали как «лекарство от ста болезней».

Прошло время, Императоры, получавшие власть от Неба, оттого считавшиеся Сыновьями Неба, включили чайные листья в перечень предметов, которые только сами могут подносить в дар Небу. Позже люди стали использовать чай в качестве приправы к еде, и лишь спустя 2 с лишним тысячи лет с открытия, чай начал распространяться в аристократической среде в качестве альтернативы вину, которое опьяняло ум и лишало воли. Это приходится на время династии Хань (206 г. до Н.Э. – 220 г. Н.Э.). О чае слагают гимны и передают предания, появляются люди, изучающие тонкости производства, приготовления и принятия чая. Этих людей почитают как Чайных Святых (Ча Шэнь) и Людей, посвятивших жизнь Чаю (Ча Жэнь). Линия передачи их знаний закрутилась в спираль и тянется до сих пор от сердца к сердцу.

Ко времени династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) чай завоевал славу в среде образованных знатных людей. Исторические хроники свидетельствуют, что богатые люди стали нанимать особенных слуг, которые должны были покупать и готовить чай, и следить за чайными принадлежностями. В написанном в это время тексте «Хань Инь Фэнь Юнь Хэ Бянь», впервые встречается иероглиф, которым до наших дней в Китае записывают слово чай [кит. Ча]. Историки утверждают, что во времена Заподной Хань (206 г. до н.э. — 23 г. н.э.), в царстве Шу (Юго-Западный Китай), жил некий Чен Личжэнь, который был первым человеком, вырастившим чайное дерево. Восхищенные этим достижением потомки стали называть его Гань Лу Цзу Ши (Предок-наставник Сладкой Росы). Эта история окутана многими красивыми легендами. Говорят, что семена, принесенные феей Чен Личжэню, были сенами священного куста небожителей. И по сей день растут 8 священных кустов, посаженных Мастером на пике Цинн Фэн (Ясный Пик) в горах Мэндиншань провинции Сычуань. В старину говорили: «Восемь священных кустов, они не рождены и не иссякнут. Принявший 4 ляна (1 лян ~ 50г.) тотчас обратится в Небожителя».

Шло время. Слава о чудодейственном напитке разлетелась по всей Поднебесной. Появлялись местные обычаи и особенности в употреблении чая. Но с приходом эпохи Тан (618-907гг.) чайная культура (Ча Вэньхуа) обрела поистине небывалое развитие. В двадцатый год правления под девизом Кай Юань императора Сюань Цзуна (733г.) в Цзинлине (современный уезд Тяньмэнь провинции. Хубэй) родился мальчик, которого ждала великая судьба стать Чайным Святым (Ча Шэнь). Однажды наставник буддийского монастыря Ситасы обнаружил у ворот подкидыша. Он не смог оставить малыша и стал воспитывать его как сына. Мальчику дали имя Лу Юй. Ещё в детстве он освоил основы чайного мастерства и готовил самый лучший чай. Рассказывают, что однажды император Сюань Цзун пригласил настоятеля во дворец, чтобы обсудить с ним Дхарму (Учение Будды) и получить разъяснения по Сутрам (Священным Текстам). Он устроил прием для монаха, на котором подавали чай. Настоятель сделал глоток и сказал: «Ваш чай, несомненно, хорош, но его готовил не мой ученик Лу Юй», — имея ввиду, что свойства чая раскрыты не полностью. Услыхав эти слова, император изумился и велел привести этого Лу Юя во дворец. Когда настоятелю подали чай, приготовленный Лу Юем, тот сразу же воскликнул: «О, этот чай готовил мой мальчик! Неужели он во дворце».

Но еще до наступления 12 лет Лу Юй сбежал из монастыря и присоединился к группе странствующих артистов. Позже он оставил и их, добился успеха в конфуцианских знаниях и получил государственную должность, от которой очень скоро отказался. На подаренном друзьями осле он отправился изучать нравы и обычаи употребления чая в разных регионах страны. Он пробовал воду из разных источников и чай из разных мест, после чего подробно описывал их. В первый год правления под девизом Цзянь Чжун императора Дэ Цзуна (780г.) в свет вышел знаменитый трактат Лу Юя «Ча Цзин» («Трактат о Чае», «Чайный Канон»). Он состоял из трех свитков и десяти глав: Верхний Свиток, 3 главы «Первая – происхождение», «Вторая – инструменты», «Третья – производство»; Средний Список, 1 глава «Четвертая – принадлежности»; Нижний свиток 6 глав «Пятая – приготовление», «Шестая – употребление», «Седьмая – истории», «Восьмая – ареал произрастания», «Девятая – опущения», «Десятая – изображения». В своем трактате Мастер обобщил и осмыслил многолетний опыт изучения чайной культуры. Этот текст до сих пор является каноническим произведением для всех, кто внимательно занимается чаем.

Умер Ча Шэнь Лу Юй в 804 г., но и в наши дни память о великом Святом живет в сердцах потомков. Ни одна чайная не обходится без статуэтки бородатого, улыбчивого старика, беззаботно смакующего свежий, горячий, ароматный чай.
2014_11_22_07_001
Эпоха Тан (618-907 гг.) была великим периодом в истории Китая. Кончились изматывающие междоусобицы, богатства империи множились, культура достигла небывалого рассвета, ремесленники создавали потрясающие воображение шедевры, процветала наука и искусство, земля давала прекрасные урожаи, птицы, рыбы и звери в избытке наполнили просторы Поднебесной, население множилось, страна процветала. По китайским поверьям — это признак того, что на престоле добродетельный владыка, познавший Путь-Дао. А если правитель пребывает в Дао — то и подданные пребывают в Дао. В это время буддизм активно проникает во все сферы жизни Китая. Священные тексты переводят на китайский язык, появляются различные школы уже китайского буддизма, строятся храмы и монастыри. Это сыграло огромную роль в распространении чая в Китае и за его пределами. Дело в том, что буддийские монахи были большими ценителями чая. Есть древняя поговорка, показывающая насколько глубок Дух чая: «У чая и Чань один вкус» (Чань — одна из буддийских школ). Чай прояснивает ум, отчищает дыхание, успокаивает тело, с помощью чая выражаешь почтение и оттачиваешь ритуал, чай полезен для здоровья и не вызывает привыкания (не лишает, а питает волю). За эти свойства чай считали священным напитком. Монахи использовали чай во время диспутов, торжественных встреч, длительных медитаций. Существует такая легенда о происхождении чайного дерева. Однажды Бодхидхарма (который, по преданию, принес буддизм в Китай из Индии) сидел в медитации. Медитировал он очень долго и не заметил сам как уснул. Когда он проснулся, он пришел в ярость, он был очень зол на себя. В гневе он вырвал свои веки и бросил их на землю. Веки укоренились и из них выросли два чайных дерева. Если употреблять их листья — тело и ум не погрузится в сон. В древнем тексте «Теория питания» Шэ Луна говорится: «Горький чай, при долгом употреблении, проясняет мысли и помогает создать намерение».

Через буддийское духовенство чайная культура расширила свою географию, и даже вышла за пределы Китая. Раньше других стран чай проник в Корею и Японию. Во второй половине 6 в. в Китае возникли буддийские школы Хуаянь и Тяньтай, которые одна за другой проникли на корейский полуостров. Вместе с учением Будды в Корею проникла и чайная культура. В Японию чай проник в первой половине 8 в. В 8 день 4 месяца 1 года правления под девизом Сёму (724 г.) император пригласил около 100 монахов во дворец, чтобы обсудить с ними Сутры (Священные Тексты). На следующий день, он снова пригласил их и подарил им чай. В 729 г. Монах по имени Эйсай, возвращаясь из Китая на родину, привез семена чайного дерева, которые посадил на территории своего монастыря.

К 16 в. в Японии окончательно оформилось то, что у нас называется японская чайная церемония (яп. Тя-но-ю). Это невероятно наполненное, тонкое действо явилось переплетением китайской чайной культуры, японских ценностей и дзэн-буддийского миропонимания. Монахи изучали чайную церемонию как один из путей достижения Просветления. Это получило название Путь Чая.

В продолжение темы истории распространения чайной культуры по миру хотелось бы поговорить о расширении границ употребления чая за пределы Дальнего Востока (т.н. региона конфуцианской цивилизации). В походе чая на Запад первым “завоеванным” форпостом стали Средняя Азия и Ближний Восток. Ни для кого не секрет, что сложившаяся здесь, окрашенная национальными и культурными особенностями, чайная культура, прочно переплелась со всеми сферами жизни людей, от высших до нижних слоев общества. Пожалуй, пиала зеленого чая – это единственное, где эти два полюса соприкасаются.

В Европу чай проникает несколькими путями. Первая встреча европейцев с чаем приходится на 1546 г. Эта история очень интересна. В 1536 г. казаки под руководством Василия Старкова открыли сухопутный путь в Китай. По возвращении в Москву он поднес царю чай. Позже в начале 17 в. голландский купец привез из Китая в порт Гуава партию чая, который он продал и получил хорошую прибыль. Спустя какое-то время голландцы засадили чаем часть островов Индонезии. В 30-е гг. 18 в. чай попадает в Англию. Чай полюбили при дворе, поэтому, чтобы увеличить доходы с продажи, английская ост-индская компания засадила чаем всю Северную Индию, а после гибели на Цейлоне (совр. Шри-Ланка) кофейных плантаций от грибкового заболевания, остров засадили чайными деревьями, которые не подвержены подобным болезням. Во второй половине 19 в. англичане собрали первый урожай индийского чая. В 20 в. в промышленных целях чайные плантации появились в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае и в других районах мира.

Удивительно, что куда бы не попадал чай, везде складывалась своя уникальная чайная культура. Причем, она так органично вписывается в общую картину, что любой народ готов без устали доказывать, что чай – это его исконная традиция, передающая из поколения в поколение свои ценности и обретающая новые качества и очертания. Это отражает одно качество чая, присущее только этому напитку и рождающее дух искусства. Я говорю о том, что чай пробуждает творческое начало в человеке, согревает и взращивает эту тонкую сферу, питающую волю человека, дающую силу, укрепляющую дух. Если человек действительно пробуждает свое творческое начало — его дух невозможно сломить.

Завершая цикл статей, посвященных истории развития чайной культуры, хочется вернуться к началу. Я много говорил о силе, но что это за сила. Это не способность одним ударом разбить стену или голову врага. Это не навык, обретаемый в спортивном зале. Это возможность вовремя разжать кулак, чтобы обнять друга, взять кисть, протянуть руку помощи. Это то, что пробуждает подлинное чувство, помогающее слышать несказанное и видеть не проявленное.

Автор: Максим Шведов
Источник: http://puercha.wordpress.com
Фотография в начале статьи: Анастасия Заяц, http://anastazia2008.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.