Медитация на окрошку

К понедельничному опросу (https://vk.com/wall-47905050_23842 ).

Сам я выбрал первые три ответа. Логика очень проста.

Ряд «чай, кофе, какао» существует абсолютно объективно. Общее у этих трёх продуктов можно перечислять долго. Всё это – горячие (преимущественно; существуют и холодные варианты – причём тоже у каждого из трёх), умеренно стимулирующие ЦНС напитки растительного происхождения, имеющие глобальное распространение, хорошо гармонирующие с десертами и широко представленные в HoReCa – и в рамках HoReCa легко и успешно взаимозаменяемые, они стоят рядом в меню, их часто сравнивают друг с другом, есть профессиональные журналы типа «Кофе и чай» и выставки типа «Coffee Tea Cacao Russian Expo». Из каких соображений можно было исключить ряд «чай, кофе, какао» из числа естественных и гармоничных – для меня непостижимо, и то, что так поступили 53% (!) участников опроса, изумляет меня до глубины души.

Возможно, кто-то руководствовался логикой типа «чай я пью часто, а кофе и какао – редко». А может быть, для кого-то лишним в этом ряду по той или иной причине оказалось какао; допускаю даже, что есть люди, вообще плохо представляющие, что это такое – ведь название «горячий шоколад» в последнее время намного популярнее. Но я всё же подозреваю, что дело в том, что чай до сих пор воспринимается многими российскими «чайными людьми» не как продукт питания, а в первую очередь как объект некой смутной и неясной, но безусловно высокой культуры, часто с эзотерическим налётом. В пользу этого говорит то, что множества людей, выбравших первый и седьмой варианты, слабо пересекаются.

О том, к чему это привело и продолжает вести, говорилось в нашей группе столько раз, что подробно повторять было бы попросту невежливо. И без того понятно, что при таком раскладе будут большие проблемы с объективным качеством чая и с адекватностью его восприятия и оценки. Зато никаких проблем не будет у организаторов занятий по так называемому «чайному цигуну» за пару тысяч рублей с носа.

Приведу лишь один пример. Недавно один наш клиент захотел показать нам чай, который его очень впечатлил, и узнать наше мнение о нём – и прислал несколько образцов. Не могу сказать, что это был откровенно плохой чай, скорее – ординарный, непримечательный, с явными минусами в аромате и вкусе и с «чайным дном», выдающим сырьё невысокого класса. Если ориентироваться на цены наших контрагентов, то чай такого уровня должен стоить триста, максимум – пятьсот юаней за цзинь.

Однако приславшему этот чай клиенту он достался по цене, превышающей две с половиной тысячи ю/ц. И наш собеседник ничуть об этом не пожалел, хотя вкусоароматические недостатки этих образцов были очевидны и для него. Но для него они не важны, а важны «невероятная тонкость и объём», «магическое какое-то расширение и соединённость» и так далее – то есть невкусовые переживания при употреблении этого чая. И присланные им образцы, по нашим ощущениям, действительно сильнее среднего действовали на самочувствие, это воздействие было грубым, прямолинейным, мы не склонны романтизировать такое, нам такое неприятно. Но с объективным качеством чая эти эффекты напрямую не связаны.

И с одной стороны, каждый имеет право свободно распоряжаться своими деньгами, и когда люди платят за то, что приносит им ощутимое удовольствие – что может быть естественнее и справедливее?

А с другой – так в выигрыше оказываются прежде всего те, кто продаёт посредственный чай по впятеро или вдесятеро завышенной цене.

Просто представьте себе человека, готового платить за прогорклое масло, прокисший суп или подгоревшие котлеты в разы больше, чем за качественные продукты и блюда, потому что прогорклое, прокисшее и подгоревшее вызывает у него трудноописуемые мистические переживания. И представьте, что творилось бы в гастрономах и ресторанах, если бы таких людей было много, и рынок ориентировался бы на них.

Здравое, рациональное отношение к чаю как к такому же продукту, как кофе или какао, к продукту, качество и ценность которого складываются из качества сырья, качества его обработки и качества хранения, которые должны быть проявлены во внешнем виде чая, его аромате, вкусе и послевкусии, может, и не решило бы эту проблему полностью. Но здорово снизило бы её остроту.

***

Второй вариант я не мог не отметить по той простой причине, что бóльшую часть чая я выпиваю именно так – со сладостями. Разумеется, по-настоящему изысканный, сложный, содержательный чай имеет смысл пить соло и уделять всё внимание нюансам его аромата и вкуса (хотя можно научиться находить такой гастрономический аккомпанемент, который не только не помешает оценить чай по достоинству, но и раскроет его потенциал с новых, неожиданных сторон, и это по-своему интересная игра). Но ограничиваться только таким чаем и только такой чайной практикой для меня было бы крайне странно. А чем тогда запивать десерты? Ничем? Давиться сладким всухомятку – невкусно и не полезно. Водой? Тоже невкусно. Кофе? Три-четыре раза в день – многовато, пожалуй. Соками? Тоже не слишком-то полезно, учитывая содержание углеводов в них; кроме того, они ещё и холодные, для пищеварения – ну такое себе. Обходиться без десертов? И зачем так жить?..

Но эта тема тоже бессчётное число раз поднималась здесь, самый монументальный труд – вот: https://vk.com/@-47905050-bratya-prevraschennye-vo-vr.. , этой статье больше двух лет, но она вполне актуальна.

Добавлю только вот что: долгое время, встречая очередного «чайного человека», не пьющего чай в быту или делающего это изредка, раз в день или даже не каждый день, я начинал допытываться с пристрастием: но в детстве же пили? Пили же? Почему же перестали? – и ни разу не получил внятного ответа. Ну да, в детстве обязательно пил чай после еды, как и родители, а когда вырос – перестал, почему – да пёс знает, никогда не задумывался.

И вот недавно в разговоре с ещё одним нашим клиентом промелькнуло: «В детстве, как только понял, что чай можно не пить, сразу перестал это делать». У собеседника сложные отношения с горячими напитками, чай то и дело его обжигает, и фраза была произнесена в этом контексте: обжигаться было неприятно, а разбавлять чай холодной водой, если я правильно понял, хлопотно… Но это неважно, важно другое: «понял, что чай можно не пить» — это натолкнуло меня на мысль, которая раньше меня не посещала. Что, если «чай из детства», повседневный, несложный, заваренный долгим настаиванием, бессознательно воспринимается как что-то навязанное родителями, чужая привычка, часть чужой жизни, в которой человек вынужден был участвовать, не имея возможности управлять ею, а когда вырос – оставил это позади, и возврат к этому наталкивается на безотчётный внутренний протест? А «настоящая китайская церемония», заваривание чая проливами – это то, с чем человек встретился позже, он нашёл это самостоятельно (как ему кажется), выбрал добровольно, это часть его собственной, свободной жизни – и поэтому он так держится за эту методику и пользуется ею, даже когда она не соответствует ни ситуации, ни свойствам самого чая?

***

Третий ряд – ряд деликатесов. Виски и сигары выбраны в первую очередь потому, что их деликатесность легко считывается. Особенно когда они стоят рядом. Напиши я «чай, вино, табак» — это послание было бы не очевидно, поскольку у вина широчайший диапазон качества и функциональности, и у табака, взятого в общем виде, без уточнений – тоже. Или, допустим, «чай, сыр, шоколад» — вообще не возникает впечатления, что речь о деликатесах. Просто ассортимент мини-маркета.

Но кроме первой очереди, есть ещё вторая, третья и четвёртая.

Виски и сигары (а также трубочный табак), пожалуй, наиболее близки к чаю в плане сочетания терруарности и технологичности, с которыми тесно связаны нюансы вкуса и аромата. Интересно коллекционировать и сами эти продукты, и впечатления о них, и суждения о влиянии ботаники, географии и технологии на органолептику, и интересно обмениваться всем этим с другими понимающими людьми. Вот эта алхимия нейронных связей на стыке знаний и непосредственных ощущений, синтез чувственного удовольствия с интеллектуальным – самый ценный аспект чайной культуры для нас. Но увы, большинству любителей чая это совершенно не интересно. Мне бы очень хотелось привить «чайным людям» такой же взгляд на предмет их увлечения, как у многих ценителей виски, сигар и трубочного табака, такую же вдумчивость и разборчивость, но я не уверен, что это осуществимо.

Чайная культура здорового человека, культура виски и культура качественного табака имеют настолько сходные, созвучные вайбы, что в Китае нередко встречаются клубы, в которых соединены ресторан высокой кухни, виски-бар, сигарный бар и чайная комната. Кстати, одно такое заведение я вам в декабре покажу.

И наконец, отправной точкой для этого опроса послужил пост https://vk.com/wall191202334_3679 . Я очень рад, что триада чай-виски-сигары становится заметной в российском медиапространстве. И двадцать четыре процента выбравших третий ответ обнадёживают. Это больше, чем я ожидал.

***

Все остальные ряды – с моей точки зрения, не более чем социальные конструкты. В них чай предстаёт не как продукт или деликатес, а как элемент какой-либо культурной, эстетической или идеологической системы. Среди этих систем есть более привычные и менее привычные, симпатичные мне и отталкивающие. Но ни один из этих рядов я не могу воспринять как естественный. Людям просто захотелось вписать чай в свои игры, одним – в одну игру, другим – в другую, и чай не возразил, он поразительно легко вписывается в самые разные игры. Но, скажем так, это не его инициатива.

Мой любимый пример из этой области, который я уже, кажется, не раз приводил: в российском коллективном полубессознательном чай считается немножко полезным напитком – не настолько, конечно, чтобы исцелиться с его помощью от чего-то серьёзного, но если регулярно пить чай, то здоровье предположительно укрепится, главное, чтобы чай был «настоящим» (что бы это ни значило). К громким заверениям о целебности чая всё больше людей начинают относиться скептически, как и к любому другому дешёвому базарному вранью. И если попробовать расспросить обывателей, в чём же состоит польза чая, то окажется, что многое другое, что они пьют, явно вреднее – вот в этом и польза: больше выпьешь чая – меньше выпьешь пива. Но всё же у чая в России сохраняется оздоровительный ореол.

А во многих странах Средиземноморья чай воспринимается почти исключительно как лекарственное средство. Типичному греку или итальянцу даже не придёт в голову, что чай можно пить, будучи здоровым, просто для удовольствия. Если вы попросите у него чаю, он с тревогой осведомится, что с вами стряслось.

А вот в крупных городах Китая за пределами чаеводческих регионов употребление чая, по данным статистических исследований, положительно коррелирует со стрессом, гиподинамией, курением и злоупотреблением алкоголем. Но это не значит, что чай заставляет китайцев-горожан пускаться во все тяжкие; просто чай там – напиток а) пожилых и б) бедных людей, не привыкших, да и не имеющих возможности уделять внимание своему здоровью. При этом дорогой чай в красивой упаковке – популярный и достойный подарок; но дарить чай и пить его – разные вещи…

Правда, в Китае предпринимаются усилия, чтобы изменить отношение к чаю, сделать его престижным, статусным, заинтересовать им, во-первых, молодёжь, а во-вторых, образованных людей с высокими доходами. И эти усилия начинают приносить плоды. Но это не противоречит тому, о чём я говорю, а наоборот: если пропагандой можно за десять-двадцать лет превратить «чай – это что-то для деревенских стариков» в «чай – это круто», значит, всё после слова «чай» — не более чем игра ума.

Но не будем слишком отклоняться. Получается, в одних регионах и странах чай – атрибут ЗОЖ, а в других – скорее, наоборот. Так можно ли назвать ряд «чай, здоровое питание, фитнес» естественным?

Или взять вариант «чай, цигун, медитация», набравший в опросе аж 48% гармоничности (и кто-то ещё возражает, когда я говорю, что чайная Россия, к сожалению, до сих пор не может пробудиться ото сна Виногродского, причём сам Бронислав Брониславович давно проснулся, а его паства – ни в какую) — как вы полагаете, много ли китайцев усматривают связь между чаем и цигуном? Ну, может, в некоторых монастырях на юге Китая такие и есть. Но уж точно они не составляют половину китайских потребителей чая. Вас это не забавляет: чай – китайский, и цигун – китайский, а «чайный цигун» – в основном, российское явление? Пусть обижаются на меня искатели духовности на дне чайной чашки, но это же как если бы в центральной Африке вдруг завелась маргинальная группа любителей окрошки, и у половины этих несчастных замороченных африканцев окрошка чётко ассоциировалась бы с православными молитвами.

Кошка поднимает заднюю лапу и вылизывает под хвостом – и котёнок делает то же самое. Точнее, слово «делает» тут едва ли уместно – это просто происходит с котёнком помимо его воли, лапка поднимается сама собой по образу и подобию родительницы. Так работают зеркальные нейроны. И порой у меня возникает впечатление, что этот примитивный механизм научения – основной в российском чайном сообществе. Любая ерунда подхватывается и тиражируется, если движение кошки-матери простое и уверенное. Например, весь хайп вокруг нефрита запущен одним-единственным, зато очень харизматичным человеком. Прошло совсем немного времени – и в чайных магазинах и на чайных барахолках среди чайников и гайваней замелькала дешёвая якобы нефритовая бижутерия. И никого это не удивляет, никто не задаётся вопросом, а какое, собственно, отношение эти бусики имеют к чаю. И если бы я вписал в опрос вариант «чай, нефрит, доски садху», наверняка нашлись бы люди, которые и его сочтут естественным. Есть же персонажи, которые прямо так и пишут теперь о себе: «мастер чайной церемонии и стояния на гвоздях». Интересно было бы посмотреть на выражения лиц китайских чайных экспертов, если рассказать им, что в доброй половине российских чайных сейчас балуются стоянием на колючих деревяшках, и этот дурдом воспринимается как норма.

Ладно, я не хотел обидеть тех, кому нравится какая-нибудь из этих игр вокруг да около чая… Ну о`кей, хотел, но только чуть-чуть. Ничего страшного в этих играх нет, хотите разливать чай из самовара под русский рэп, стоя на гвоздях и уверяя всех, что это и есть традиционная чайная культура – да на здоровье!

Я лишь хотел сказать, что такие игры можно выбирать свободно, произвольно. Это же ваша задняя лапка, в конце-то концов. А свободный выбор, насколько о нём вообще можно говорить в нашей причинно-следственной вселенной, начинается с сомнения.

Усомнитесь в нормальности и естественности привычного. Это полезно.

11 ноября 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.