О ценах

Несколько недель назад я выбирал виски в подарок друзьям. Стоял перед стеллажом и тихонько радовался тому, что люблю чай и основа моих интересов — чай. Потому что если бы я с тем же микроскопическим усердием, которое прикладываю к чаю, интересовался виски, то мои карманы пустели бы гораздо быстрее. Чай — очень экономное удовольствие, особенно если сравнить его с другими гедонистическими радостями. За стоимость одной бутылки интересного виски вы сможете купить много разного классного чая. За стоимость бутылки хорошего вина, которую нужно будет выпить за 1-2 раза, вы сможете купить себе очень даже неплохого чаю на несколько чаепитий. Да и вообще чай, в отличии от многих вещей, можно покупать маленькими объёмами — на 1-2 чаепития. Конечно, бутылку вина или виски тоже можно выпить за один раз — но это всё-таки другое.

Если взглянуть с обратной стороны, то стоимость одного чаепития с очень высококлассным чаем — призовыми тайваньскими улунами, улунами из Сань Кэн Лян Хэ, уникальным старым чаем и т.д. будет плюс-минус равна стоимости бутылки хорошего вина, а то и меньше. Даже не уникального — просто хорошего!

Но, скажете вы, на свете есть очень дорогие авторские исинские чайники, керамика дровяного обжига, резные чабани из ценных пород дерева и так далее. Но, отвечу я, хорошие бокалы и винные холодильники тоже совсем и совсем недёшевы, равно как и толковые курительные трубки. Хорошая ручная кофемолка стоит дороже большинства исинских чайников на российском рынке. Да что там! Классная джезва стоит дороже некоторых моих чайников!

И при этом, пожалуй, только среди чайных людей распространены настолько нелепые взаимоотношения с ценами на предмет их интереса. Будто бы вот эта финансовая легкодоступность сыграла с российским чайным миром злую шутку. И если бы чай был значительно дороже, то чайных людей в России было бы меньше, но сам российский чайный мир был бы здоровее, умнее, и как-то адекватнее что ли. Как, например, европейский или американский — чай и посуда там в среднем заметно дороже, чем в России.

Иногда мне встречаются странные персонажи, покупающие самый дешёвый чай в самых дорогих российских магазинах. Или ищущие в недрах алиэкспресса сорокалетний пуэр за 800р/блин. И даже верующие в февральский лун цзин за 700р/100г. Ну да и Бог с ними, тут уж ничего не сделаешь. К счастью, в моём близком чайном окружении всё больше и больше людей относятся к ценам адекватно, знают что, где и как можно купить, как удобнее, где дешевле.

Да и вообще — разговоры о ценах, сам факт наличия цены у чая, перестали смущать неокрепшие умы чайных любителей. И придыхания, всхлипывания в стиле: «не нужно о ценах — пейте чай», «цены — это земное, а чай — духовное», «оплата за церемонию — donation (500 рублей)», слышны всё реже.

Но более крепкая, совершенно неубиваемая вещь — церемонии с дешёвым, кухонного уровня чаем, распространена по-прежнему очень широко. Поэтическое вдохновение и восхищение чаем, который в общем-то пригоден только для дружеских посиделок, сопровождения работы, прогулок на природу, согревания и насыщения. Как будто срабатывает триггер: «Так, это чай. Он дороже, чем в супермаркете. Он китайский. Ух жырный жыр!»

Но ведь всё же не так! Чай с российской розницей до 1000р/100г может быть хорошим, может быть плохим, может стоить своих денег, а может не стоить и их. Но это в любом случае — повседневный, обычный чай. Утилитарный, даже если вкусный и ароматный. Какие-то церемонии вокруг него, красочные поэтичные отзывы, выделение специального времени, многодневная подготовка к чаепитию с ним (да я встречал и такое) не просто нелепы, они смешны.

И самое главное следствие, ну или причина — как посмотреть, такого отношения к дешёвому чаю — вы не идёте дальше. Если для восторга и восхищения вам достаточно только Юнчжэнь Гунтина в брикетах, то, конечно, более тонкая радость, более глубокое удовольствие, красота и едва заметные нюансы высококлассного чая для вас скрыты. Все ваши эмоции уже здесь. Вам интересен чай или его воздействие, общение с друзьями, прикосновение к древней традиции, медитации, или еще чего-нибудь? И если не видно разницы, зачем платить больше?

Бывает и по другому. Когда действительно классному чаю, достойному, качественному, дорогому уделяется слишком мало внимания — его заваривают речной водой, заваривают во френч-прессах, варят в кастрюлях, используют для масалы или забывают в чайнике на несколько часов. Всё это встречается, в общем-то, не реже. Но корень обеих этих проблем, мне кажется, в одном — люди, называющие себя чайными любителями, пьют настолько мало чая, что никак не могут встроить его в жизнь гармонично. Разобраться в чае даже не в теории, а хотя бы на практике — найти ему место и время в жизни. Найти каждому чаю место и время.

Один из самых популярных вопросов среди начинающих любителей касается разных цен на один и тот же чай. Почему чай с одним названием стоит разных денег? Казалось бы всё просто и логично, но, как известно, самый сильный чайный эффект — отключение логики, здравого смысла и критического мышления. Чай — это такая влюбленность.

По-большому счету, проблема в брендовом мышлении человека, пришедшего из супермаркета в чайный клуб. Сорт чая — это не название бренда, как в обычном магазине, и подходить с установками из масс-маркета к ценообразованию в мире хорошего чая не получится. Здесь всё сложнее, поэтому для начала нужно разделить этот вопрос на два.

Во-первых, почему чай одного сорта может стоить по-разному?
Во-вторых, почему фактически один и тот же чай иногда стоит настолько разных денег в разных магазинах?

Для того чтобы ответить на первый вопрос, нужно вычеркнуть влияние продавцов, логистики, курса валют, других рыночных факторов и взглянуть на чай только с учётом объективных качественных характеристик. То есть не вкуса и аромата, а более измеримых и конкретных параметров. Вкус и аромат чая, конечно, тесно с ними связаны, но органолептика в этом случае – скорее следствие.

Цену чая формируют множество вещей, которые условно можно объединить в широкие параметры – качество сырья, качество обработки, возраст чая и информационное давление. Все эти параметры динамически взаимодействуют друг с другом, «недобор» в качестве сырья может компенсироваться обработкой и т.д. Для каждого сорта или группы сортов глубина влияния отдельных параметров будет разной, и лучше бы разбираться с каждым сортом в отдельности, но, я думаю, что достаточно понять принцип, а дальше «пробуйте и поймете».

На качество сырья в первую очередь влияют: география произрастания, условия выращивания, ботаника, сезон и стандарт сбора.

В широком смысле, чай, выращенный в лучшем климате, на более плодородной почве, в горах на подходящих высотах, будет стоить дороже равнинного чая из худшего климата, с более бедной почвы.

В узком смысле, чай из наиболее подходящей для конкретного сорта маленькой локации будет стоить дороже чая из её окрестностей. Хороший пример уишаньские улуны — чай из Живописного района значительно дороже чая, собранного за его пределами. Или Сиху Лун Цзин – чай с геометкой Сиху дороже безликих лунцзинов из Сычуани.

В широком смысле, чай, собранный с растений, лучше подходящих для производства данного сорта, формирующих лучший, правильный аромат, будет стоит дороже чая, произведенного из сырья с больших, универсальных плантаций или хуже подходящих сортов.

В узком смысле, чай с ботаническими особенностями, объективно влияющими на вкус и аромат чая, например, с более старых растений для пуэров, шуйсяней и гуандунских улунов будет стоить дороже, чем чай, собранный с обычных плантаций юных саженцев. В качестве ботанических особенностей могут выступать не только возраст растения, но и другие характеристики – способность к очень ранней вегетации, содержание антоцианов и т.д

Технологические особенности производства, пожалуй, влияют на стоимость чая больше всего. Более тщательная, аккуратная, профессиональная обработка требует лучшего оборудования, больше времени, сил и более компетентных технологов. Как в широком смысле, когда один и тот же сорт, тщательнее обработанный, аккуратнее собранный, лучше перебранный, стоит дороже. Так и в узком, когда для конкретного сорта технологическая цепочка упрощается для экономии, либо усложняется для формирования правильного аромата. Например, уишаньские улуны, прошедшие несколько циклов угольного хунбэя с перерывом в несколько недель между циклами, будут стоить дороже чая, сильно зажаренного один раз в электрической печи.

Для множества сортов стандарт сбора сильно влияет на особенности производства и на итоговую цену. Например для многих красных или белых сортов процент почек в сырье может менять цену в разы. Для многих зелёных сортов стандарт сбора, то есть миниатюрная ранняя почка это или полноразмерная флешь — почка+2 листочка, определяет не только цену готового чая, но и фактически весь вид чая – вкус, аромат, особенности обработки, цену, вообще всё, даже в рамках одного сорта!

Возраст чая также оказывает влияние на цену. Для чая, способного красиво стареть, развиваться со временем, формировать более сложный аромат, продолжительное соответствующее сорту хранение будет увеличивать стоимость, например, как у пуэров или белого чая. И наоборот, для чая, в котором ценится свежесть, юность, например, для зелёных сортов, близость ко времени сбора будет делать чай дороже, то есть чай текущего года сбора будет дороже, чем прошлого или позапрошлого.

Для многих видов и сортов чая важен также и сезон сбора. Как более широкими шагами, например, весенние шэн пуэры часто дороже летних и осенних, так и более мелкими периодами для зелёных сортов. Ранневесенний – мартовский и февральский чай дороже поздневесеннего – апрельского, даже в рамках одного сорта.

Влияние условно объективной информации о чае — о бренде-производителе, о конкурсном ранге, выданном определенной ассоциацией, о связи чая с какой-то известной личностью в чайном мире тоже нельзя недооценивать. Очевидно, что конкурсный тайваньский улун имеет в составе цены, если можно так сказать, небольшой процент за ранг, выданный этой ассоциацией. Причем чай с условно одним и тем же рангом, но от разных ассоциаций, может заметно отличаться по цене. В том числе и потому что разные ассоциации работают с чаем разного уровня качества.

Особенно это заметно в пуэрном уголке чайного мира. Пуэр известного бренда часто стоит дороже, не взирая на качество. В России, например, в своё время была очень популярна чайная фабрика Да И, пуэры от которой стоили заметно дороже, чем в среднем по рынку. Или знаменитый бренд Чэнь Шэн Хао тоже достаточно дорог относительно других пуэров схожего уровня качества. Бывают и обратные ситуации, например, заводы Саньта, Гу И и др. прочно занимают нишу бюджетного пуэра.

Определить степень объективности влияния такой информации на цену сложно. Ведь пуэрные фабрики, ассоциации производителей, чайные личности, технологи, коллекционеры и т.д. зарабатывают свою репутацию в том числе и чаем, с которым имеют дело. То, что V93 имеет в цене надбавочку за логотип Да И на обложке, не делает этот чай хуже или лучше, просто немножко дороже. Но объективна ли эта надбавка? Всегда ли она прямо пропорционально связана с качеством чая или это результат информационных манипуляций, спекуляций и просто дело случая? Вопрос открыт, но осознавать это влияние нужно.

Еще из условно объективных факторов, влияющих на цену, можно сказать о погоде во время сбора и производства чая. Каждый год погода разная, и урожай, соответственно, тоже разный, как качественно, так количественно. Холодная весна с маленьким урожаем вызывает удорожание чая, особенно ранних сборов. Хорошая погода увеличивает урожай и может снизить цену на чай. Влияние погоды сложно предсказуемо и нелинейно, но в том числе и благодаря изменениям погоды, каждый новый урожай одного и того же сорта может стоить разных денег.

Подытоживая. В идеальном мире, очищенном от разного рода надстройки над чаем — продавцов, спекулянтов, моды, популярности и т.д., цена на чай в значительной степени формируется объективными факторами. А не тем, лучше он или хуже. Лучше или хуже — это оценочная, конечная, личная, потребительская характеристика. Вы можете сами для себя решить какой чай лучше или хуже и почему. Цена будет только частью такой оценки. И цена неотрывно связана с целями, которых вы достигаете при помощи каждого конкретного чая.

Так простенький молодой шу с розничной ценой в 700р\100г может быть прекрасен для утреннего пробуждения, снятия головной боли, общения с друзьями, прогулок в лес, компрессов на глаза, еще для чего-нибудь. Но в качестве источника сложных, многослойных впечатлений, наблюдения за тонкими переплетениями вкуса и аромата такой пуэр будет несравнимо хуже выдержанного чая из сырья со старых деревьев за 5000р/100г.

Ничего нового в общем-то – нужно больше пить, больше узнавать и осмыслять. Жить насыщенной чайной жизнью то есть.

25.04.2022
Максим Диричев
Источник: https://vk.com/puer35


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.