Немного о жуйсуйском Ми Сян Хун Ча

Жуйсуй – посёлок в уезде Хуалянь, тянущемся вдоль восточного побережья Тайваня, малонаселённого и имеющего сложный рельеф: здесь между прибрежным хребтом Хайань и горными массивами середины острова лежит узкая, вытянутая с севера на юг долина Хуадун. Поселение было основано ханьцами в середине XIX века и называлось тогда Шуйвэй – «конец реки»; во время полувековой японской оккупации оно было переименовано в Мидзухо, что означает «обильный рис» (урожаи риса в этих местах были хороши); после освобождения новое название сохранилось, только читаться стало, естественно, иначе: по-китайски 瑞穂 – Жуйсуй.

Сейчас в волости Жуйсуй, разделённой на одиннадцать административных деревень, проживают около 11000 человек, преимущественно хокло (т.е. ханьцы, говорящие на хоккиене – самом распространённом диалекте южноминьского языка), хакка и амис – одно из племён местных аборигенов, сильно напоминающее филиппинцев. Красочные обряды хакка и амис, купание в горячих источниках и сплав по ручью Сюгулуань входят в тривиальный перечень туристических радостей, но поразить воображение гостя Жуйсую, в общем-то, нечем: достаточно сказать, что одно из первых мест в списках достопримечательностей стабильно занимает велодорожка, а в фотоотчётах мелькают выставки детских рисунков на стенах начальных школ и алюминиевые посудины в деревенских кафе. При этом в Жуйсуе множество маленьких храмов – и даосских, и буддийских, и игуаньдаоских («Путь Всепроницающего Единства» — крупное синкретическое религиозное движение, претендующее на синтез конфуцианства, буддизма, даосизма, христианства и ислама), и католических, и протестантских. А ещё есть пара здоровенных каменных столпов – согласно легенде, это окаменевшие сыновья вождя амис: рождение близнецов в первобытных обществах вообще не очень приветствуется, а тут ещё один получился белокожим, а второй, наоборот, чёрным – явный знак беды, так что пришлось селению срочно переехать на новое место, оставив детей-демонов привязанными к деревянным столбам…

В целом же, это образцовая деревенская глушь на самой границе субтропиков и тропиков (в Жуйсуе даже есть стела, указывающая, где проходит тропик Рака). Среднегодовая температура – под 25°С, относительная влажность – 80% круглый год, осадков – 2300 мм. Неудивительно, что здесь прекрасно растут ананасы, папайя, помело, кофе и маниока. Начиная с японской оккупации и до 1970-х основной специализацией Жуйсуя был табак, но затем местные крестьяне переключились на молочное животноводство, и сейчас Жуйсуй ассоциируется прежде всего с великолепным свежим молоком.

Говорят, что чай в Жуйсуе появился ещё при японцах – переселенцы из Бэйпу (это в уезде Синьчжу на северо-западе острова) начали выращивать здесь кофе, а затем и чай: Цин Синь Улун, Цзинь Сюань, Цуй Юй, крупнолистные ассамские сорта. А крупномасштабному жуйсуйскому чаеводству недавно исполнилось пятьдесят лет – в 1973 году при участии Ассоциации развития сельского хозяйства Тайваня, Департамента сельского и лесного хозяйства правительства провинции Тайвань и Станции улучшения чая на плато Ухэ между ручьями Хунъе и Сюгулуань были высажены чайные кусты; производить здесь стали в основном улуны. Шесть лет спустя доктор Ли Чундао, председатель Ассоциации развития сельского хозяйства Тайваня проинспектировал чайный сад, нашёл качество чая превосходным и дал ему название Тяньхэ Ча (天鹤茶, дословно – «Чай Небесного Журавля») – в честь Цянь Тяньхэ, выдающегося агронома, пионера современной сельскохозяйственной науки и основателя Центрального сельскохозяйственного экспериментального института, внёсшего большой вклад в восстановление и развитие тайваньского сельского хозяйства в послевоенные годы. Очевиден и второй смысл: в названии плато Ухэ (舞鹤台地, «Плато Танцующих Журавлей») тоже есть иероглиф 鹤.

К началу 1990-х площадь чайных плантаций в деревнях Ухэ, Цимэй и Хэган достигла 400 га, но затем они сильно пострадали от стихийных бедствий и нашествий насекомых; высоты здесь небольшие – 150-300 м – так что естественной защиты ни от тайфунов, ни от вредителей чайных кустов нет. Однако в 1999 г. Чэнь Хуэйцану, руководителю Тайдунского филиала Станции улучшения чая (Тайдун – соседний с Хуалянем уезд) пришло в голову использовать воздействие «тин» (涏) – маленьких зелёных цикадок во благо, как это делают производители Дун Фан Мэй Жэнь на севере острова. Только он не стал полностью копировать подход чаеводов из Синьчжу, Мяоли и т.д. и предложил крестьянам с плато Ухэ сделать из сырья с кустов, контактировавших с цикадками, не улун, а зелёный чай. А после того, как первые опыты дали обнадёживающие результаты, был создан и красный чай, коммерческий потенциал которого оказался выше. У него яркий, богатый, пьянящий аромат с ведущими темами мёда, муската, фруктов и цветов, и за ним закрепилось название Ми Сян Хун Ча (蜜香红茶) – «Красный чай с медовым ароматом».

Цвет настоя Ми Сян Хун Ча блестящий, живой, ярко-красный, а вкус мягкий, с выраженной сладостью; как водится, ему приписывают множество полезных свойств. Встречаются версии как продольной, так и плотной полусферической скрутки – последние внешне напоминают сильно окисленные и сильно прогретые Хун Шуй Улуны. Разумеется, оригинальный Ми Сян Хун Ча отличается повышенной, м-м-м, «экологичностью» — ведь применение пестицидов строго ограничено, если чаеводам нужны живые и деятельные цикадки.

В 2006 г. на так называемом «Первом в Поднебесной большом чайном конкурсе» («天下第一名茶大赛»), проводимом Сельскохозяйственным советом и Профессиональным сообществом чаеторговцев провинции Тайвань, где участвовали 784 образца чая «из 15 стран и регионов», а профессиональное жюри состояло из тайваньцев, японца, сингапурца, малайзийца и корейца, Ми Сян Хун Ча из Жуйсуя завоевал золотую медаль. Со своей стороны замечу, что упоминания об этом случае в каждой заметке о Ми Сян Хун Ча производят двоякое впечатление – ведь у знаменитых сортов чая счёт подобных наград идёт на десятки.

В китайских источниках часто подчёркивается, что своим уникальным ароматом Ми Сян Хун Ча обязан не только изменению состава чайного листа после атаки цикадок, но и нюансам обработки. Но детали технологии либо не сообщаются, либо звучат странновато – например, нередко говорят о том, что «фишка» в дополнительном выдерживании чая после остановки ферментации.

Конечно же, не весь представленный на рынке Ми Сян Хун Ча производится в Жуйсуе – когда его популярность стала расти, в других регионах с подходящими условиями появились реплики этого сорта. А поскольку «покусанного цикадками» чая недостаточно для удовлетворения растущего спроса, была разработана и запатентована технология, позволяющая воспроизвести этот медово-мускатно-фруктовый аромат и вкус с обычным, «непокусанным» сырьём (https://www.xjishu.com/zhuanli/02/201310466858.html ).

Кроме того, хуаляньцы сами любят и охотно пьют свой чай, так что значительная его часть не покидает пределов уезда. Особенно это касается необычных местечковых разновидностей – например, белого чая с медовым ароматом. Чтобы попробовать их, нужно самим съездить в Жуйсуй.


Жуйсуй на карте Тайваня.


Пейзаж долины Хуадун.


Каменные столпы в Жуйсуе.


Амис в национальных костюмах.


Железнодорожная станция в деревне Жуйсуй.


Чайные плантации плато Ухэ.


Статуя, изображающая «Небесного Журавля».


Сбор чая в Жуйсуе.


Ми Сян Хун Ча продольной скрутки.


Ми Сян Хун Ча полусферической скрутки.

Источники — https://baike.baidu.com/item/蜜香红.. , https://zhuanlan.zhihu.com/p/476748967 , https://zhuanlan.zhihu.com/p/402050524 , https://www.rsfa.org.tw/product/detail/4 , https://www.163.com/money/article/94HUT7B900254TI5_al.. и др.

10 ноября 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.