Немного о Си Ши Шицзянь Ча
Городской уезд Чжуцзи находится в западной части городского округа Шаосин провинции Чжэцзян, гранича на севере с Ханчжоу. Площадь уезда – 2311 кв. км, население – около 1,2 млн человек. Рельеф Чжуцзи описывают как «семь гор, два поля и одна вода», но горы невысоки – Тайбайцзянь, главная вершина массива Дунбайшань, имеет высоту лишь 1194 м. Сеть рек густа, и речные долины плодородны. С точки зрения климата, Чжуцзи находится на стыке умеренного и субтропического поясов, среднегодовая температура – около 16°С при значительных сезонных перепадах, количество осадков – 1300-1400 мм в год, времена года хорошо выражены, но зимы мягкие.
Несмотря на хорошие условия для растениеводства, Чжуцзи – высокоурбанизированный и индустриально развитый уезд со своеобразной специализацией. В квартале Датан производится 65% носков Китая и треть (!) носков мира, а в городе Шаньсяху сосредоточено 80% китайского и 70% мирового производства пресноводного жемчуга. Кроме того, уезд славится садами торреи – вечнозелёного хвойного дерева со съедобными семенами. Но Чжуцзи известен не столько как мировая столица чулок и носков, жемчуга и торреи, сколько как родина Си Ши – первой из четырёх великих красавиц Древнего Китая (три других — Ван Чжаоцзюнь, Дяочань и Ян-гуйфэй). С ней связано множество местных достопримечательностей, в её честь назван ряд деликатесов, и т.д. Ну, а любители чая знают её по одноимённой классической форме чайников.
В эпоху Чжоу на территории нынешней провинции Чжэцзян располагалось царство Юэ. В китайских источниках основание Юэ относят аж к третьему тысячелетию до нашей эры, и Сыма Цянь считал его правителей потомками Великого Юя – одного из древних мифических государей. Однако сравнительно достоверные сведения о Юэ появляются в исторических документах только в V веке до н.э., и связаны они с войнами Юэ с северным соседом – царством У.
Считается, что и Юэ, и У – государства разных ветвей так называемых байюэ, некитайских народов, населявших юг и юго-восток Поднебесной и являющихся предками современных вьетов. Но жители У были китаизированы в большей степени, а жители Юэ – в меньшей. Летописцы Срединной равнины изображали юэсцев суеверными варварами, покрытыми татуировками, не знающими луков и верховой езды; вьеты рассматривают историю Юэ как часть вьетнамской истории, а в У видят китайских захватчиков.
В 496 г. до н.э. уский ван Хэлюй повёл войска на Юэ, но эта атака была отражена молодым правителем Гоуцзянем, незадолго до этого унаследовавшим трон, а Хэлюй был ранен стрелой и впоследствии умер. Через два года его сын Фучай отомстил за отца, разбив армию Гоуцзяня и взяв его в плен. Чтобы остаться в живых, Гоуцзянь был вынужден признать власть У над Юэ. Три долгих года провёл он в плену, терпя унижения, и в конце концов был отпущен на родину. Но во дворец Гоуцзянь не вернулся, а стал спать на дровах, ежедневно пил свиную желчь, чтобы не забыть горечь поражения, и готовил восстание.
Советники Вэнь Чжун и Фань Ли надоумили Гоуцзяня использовать слабость Фучая к прекрасному полу. Орудием этого тайного замысла и стала Си Ши – девушка такой удивительной красоты, что рыбы тонули, засмотревшись на неё, когда она стирала пряжу (поэтому Си Ши часто изображают с корзиной пряжи у пруда или у ручья). Фань Ли не просто нашёл её, но и подготовил к ответственной миссии, дополнив её природные таланты соответствующим образованием и воспитанием.
Фучай был в восторге от подарка своего вассала; Си Ши стала его любимой наложницей. Вместе с Чжэн Дань, ещё одной красавицей из Чжуцзи, они не только отвлекали уского вана от государственных дел, но и внушали ему различные неполезные для У идеи. Так, с подачи очаровательных шпионок Фучай рассорился с главной опорой своей армии – генералом У Цзысюем и казнил его. Вскоре после этого, выбрав подходящий момент, Гоуцзянь напал на столицу У, разгромил уские войска и вынудил Фучая заключить мир на своих условиях, вернув Юэ независимость. А в 472 г. напал повторно и завоевал всё царство У; Фучай покончил с собой.
К этому времени Си Ши было уже около сорока лет. О её дальнейшей судьбе доподлинно неизвестно. Самая романтическая версия гласит, что они с Фань Ли скрылись в туманах озера Тайху и провели остаток жизни под чужими именами, никем не узнанные. А самая печальная – что Гоуцзянь приказал казнить Си Ши, опасаясь, что и его царство она со временем разрушит.
Но века Юэ в любом случае были сочтены. Вёсны и Осени сменились временами Сражающихся царств, и в IV веке до н.э. Юэ пало под ударами Ци и Чу. Потомки правителей Юэ бежали на юг и основали на территории нынешней провинции Фуцзянь царство Миньюэ (минь – название жившего там народа, как предполагают, австронезийского происхождения). Оно просуществовало до 110 г. до н.э., когда было поглощено растущей империей Хань; та же участь постигла и Наньюэ – байюэское государство на месте современных Гуанси и Гуандуна. И единый Китай простёрся до южных морей.
***
Имя Си Ши стало нарицательным – «Си-цзы» (西子) уже давно означает просто «красавица». Озеро Сиху нередко сравнивают с Си Ши – и первым начал это делать великий сунский поэт Су Дунпо: «Желаю я Сиху сравнить с Си-цзы, и превосходный чай всегда подобен был прекрасным людям» (欲把西湖比西子,从来佳茗似佳人). Вспоминают её красоту, и говоря о чае с берегов Сиху – Лун Цзине. Кстати, уезд Чжуцзи входит в зону производства Юэчжоу Лун Цзина (см. https://vk.com/wall-47905050_22488 ; Юэчжоу – название Шаосина в эпоху Тан).
Но недавно появился и чай, напрямую названный в честь роковой красавицы из Юэ – это Си Ши Шицзянь Ча (西施石笕茶).
Чаеводство в Чжуцзи имеет долгую историю. Во времена Тан дунбайшаньский чай был известен под именами Шицзянь Ча (石笕茶; перевод затруднителен – возможно, это название местности) и Пубулин Сянь Мин (瀑布岭仙茗) – «Чай небожителя с Хребта Водопадов». В «Кэ Лу» (刻录) – «Высеченных записях» Гао Сысуня (1158-1231 гг.), видного учёного династии Южная Сун, говорится: «Среди производимых в Юэ известны Жичжу Ча (日铸茶 — «Отлитый солнцем чай») из Куайцзи, Волун Ча (卧龙茶 — «Чай спящего дракона») из Шаньяна, Шилань Ча (石览茶) из Чжуцзи» (в некоторых источниках вместо «Шилань Ча» написано «Шицзяньлин Ча» (石笕岭茶) – «Чай с перевала Шицзянь», что утверждает меня в мысли, что Шицзянь – топоним). Утверждают, что Жичжу Ча и Волун Ча имели статус податных – и Шилань Ча здесь приравнивается к ним по качеству. В эпоху Мин и сам он стал податным чаем – в «Хрониках уезда Чжуцзи периода Лунцин (1567-1572 гг.)» (隆庆诸暨县志) сказано: «Чай из Дунбайшаня прекрасен, теперь он поставляется к императорскому двору, всё больше с каждым годом». В «Описании Чжэцзяна» (浙江通志) периода Юнчжэн (1723-1735 гг.) отмечен превосходный, деликатесный вкус чая из Чжуцзи и подчёркнуто, что он ежегодно поставляется в столицу.
В 1920-х объёмы производства чая в Чжуцзи достигали 1500-2000 тонн в год, но во время Антияпонской войны упали до 250 тонн. В Новом Китае чайная индустрия уезда прошла непростой путь. В 1950-х производство, перешедшее под государственное управление, стало восстанавливаться и было частично переориентировано на красный чай – под нужды экспорта в СССР; стали осваиваться горные районы. Но в начале 1960-х из-за нехватки продовольствия часть площадей чайных садов была отдана под другие сельхозкультуры; к счастью, затем рост продолжился. К 1975 г. чай стали производить 1272 из 1302 административных деревень уезда, площадь чайных плантаций превысила 100 000 му (около 6700 га), а объём производства – 2000 тонн в год. За следующее десятилетие он вырос ещё в 2,5 раза. Однако после того, как система государственных закупок чая была упразднена, в чайной индустрии Чжуцзи начался застой, а затем и спад – переход на рыночные рельсы оказался тяжёлым и завершился только к концу 1990-х.
Начиная с 1980-х, чайная индустрия Чжуцзи модернизируется. Были внедрены новые высокопродуктивные культивары – Лун Цзин 43, Иншуан, У Ню Цзао, Чжэ Нун 117, Чжэ Нун 139, Чжун Ча 108, Бай Е И Хао и др., сейчас ими занято более 75% площадей – а также механическая обработка, благодаря чему вырос средний уровень качества чая и увеличилось разнообразие форм. Плоский зелёный чай наиболее распространён – около 40% продукции, больше всего его в Фэнцяо и Чжаоцзя; продольно скрученный чай (в Дунбайху и Чэньчжае) – около 35%; игольчатый чай (в Туншане и Мацзяне) – около 15%. В 2011 г. была создана Ассоциация изучения чайной культуры уезда Чжуцзи, а в 2021 г. – уездный музей чая. Ведётся сотрудничество с Чжэцзянским университетом и Научно-исследовательским институтом чая Китайской академии сельскохозяйственных наук; развивается чайный туризм, модель «чай + туризм + культура» признана наиболее перспективной. В 2021 г. в Чжуцзи произведено 3164,5 т чая на сумму 444 млн юаней, 1873,6 т из них – высококлассный чай, его стоимость составила 430 млн юаней. В уезде несколько сот чайных компаний, и появились свои знаменитые бренды – в частности, «Люй Цзянь» (绿剑) и «Ши Ли Пин» (十里坪).
В 2022 г. при поддержке администрации уезда была запущена программа по созданию публичного бренда и сервисного центра по управлению этим брендом. И в качестве такого бренда, под которым будет продвигаться чай из Чжуцзи, была выбрана комбинация двух, как пишут сами китайцы, работающих IP-адресов: исторического названия местного чая и имени знаменитой уроженки Чжуцзи. Насколько можно понять, Си Ши Шицзянь Ча должен будет стать для Чжуцзи тем же, чем Сяосян Ча, о котором мы недавно писали (см. https://vk.com/wall-47905050_23703 ), стал для Хунани. Пока право выпускать продукцию под этим брендом получили два десятка производителей, но их число, конечно, будет расти.
Рекламная компания ведётся активно – новости о Си Ши Шицзянь Ча мне встречаются очень часто. Тут и собственный фестиваль с чайным конкурсом, и участие в различных выставках – с медалями, разумеется, и пресс-конференции, и всё остальное, что полагается делать в таких случаях.
Если так пойдёт и дальше, то через какие-нибудь десять-двадцать лет чайный ландшафт Китая серьёзно изменится. Точнее, сам чай не изменится, но прайсы и витрины маркетплейсов будут наполовину состоять из новых имён. Которые не будут указывать на определённые потребительские свойства – внешний вид, аромат, вкус, а будут означать лишь чай из определённого региона, ассоциирующегося с какими-либо эпохами, историческими персонажами, поэтическими образами и т.п.; сам чай при этом может быть самым разным.
Наверное, ориентироваться в чае станет труднее.
Весенний чайный фестиваль в Чжуцзи. Конкурс обработки чая.
Подростки учатся заваривать и подавать чай.
Брендированная упаковка Си Ши Шицзянь Ча на какой-то выставке. И маленькая Си Ши, очевидно.
Источники — https://www.zjrb.cn/news/2022-04-11/606142.html , http://zjzj.wenming.cn/wmbb/202205/t20220531_3352817… , https://new.qq.com/rain/a/20230519A03DNF00 , https://cul.sohu.com/a/662691055_482413 , https://m.thepaper.cn/baijiahao_22543052 , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1768455862920954370.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1767397132791921009.. , https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_24657429 , https://baike.baidu.com/item/石笕茶.. и др.
21 сентября 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038