Чжанлан – приют замёрзшего слона
Чжанлан (章朗) – натуральная буланская деревня на западе уезда Мэнхай, недалеко от границы с Мьянмой. Она находится под юрисдикцией административной деревни Сидин одноимённого хани-буланского посёлка (西定哈尼族布朗族乡). В ней выделяют три части – Чжанлан Лаочжай, Чжанлан Чжунчжай и Чжанлан Синьчжай, «старую», «среднюю» и «новую» деревни соответственно. По данным разных источников, в Чжанлане от 244 до 355 домохозяйств, общее число жителей – около полутора тысяч. Это одна из старейших и крупнейших буланских деревень в округе Сишуанбаньна.
Название деревни с китайского не переводится, поскольку это звукоподражательная запись буланских слов «слон» и «закоченеть от холода». Согласно местному преданию, около 1400 лет назад некий буддийский адепт Махахун ехал через эти горы на слоне, везя священные свитки с учением Будды, и заночевал в лесу близ старой буланской деревни (к тому времени буланы жили там уже несколько веков). К утру сильно похолодало, пошёл ледяной дождь, а затем и град, слон замёрз настолько, что не мог даже подняться на ноги. Но местные жители развели вокруг костры, согрели слона, и Махахун смог продолжить свой путь – а затем вернулся и в благодарность за вклад, который внесли буланы в распространение буддийского учения, построил красивый храм. После этого деревню, которая называлась Цзинсан (景桑, с буланского – «место предков»), переименовали в «слон замёрз». Или лучше сказать – «слон замерзал». Не замёрз же всё-таки.
Храм стоит и поныне, и как и сам Чжанлан, удивляет причудливым сочетанием национальных буланских мотивов с буддийскими – жители деревни весьма религиозны, ни один праздник не обходится без чтения сутр и молитв; говорят, что все чжанланские мальчики по достижении девяти лет проходят послушничество, и многие из них надолго становятся монахами. Вокруг храма много статуй слонов, связаны со слонами и другие приметные места Чжанлана – например, есть источник, который, по легенде, вырыл своим хоботом страдающий от жажды слон, и этот источник не пересыхает даже на пике жары. В 2004 г. в Чжанлане был создан музей истории и культуры народа булан, ставший базой для этнографических иследований. Несмотря на удалённость от крупных городов и популярных маршрутов, туристов привлекают как экзотичные буланские обычаи, так и природные красоты – пещеры, ущелья, водопады и т.д. Впрочем, поток туристов невелик, чжанланцы (и сидинцы в целом) живут спокойной и размеренной жизнью, выращивая рис, сахарный тростник и чай – так же, как тысячу лет назад.
У чжанланских буланов немало традиций, в которых фигурирует чай: приготовление и питьё чая – часть свадебных обрядов, приглашения в гости передаются вместе с чайными листьями, и т.д. Есть и особые способы приготовления чая. Так, буланы не только обжаривают чайные листья в глиняных горшочках, заливая из затем горячей водой (Као Ча, «жареный чай» в различных вариациях – способ, широко распространённый среди национальных меньшинств Юньнани), но и запекают его в бамбуковых стволах, заваривая потом с мёдом. Готовят они и квашеный чай, как народ дэан. А в качестве средства от простуды используется чай, сваренный с обжаренным рисом, ломтиками имбиря, листьями мушмулы и другими лекарственными растениями.
С чайной точки зрения, Чжанлан относится к горам Бада. Бадашань – сравнительно скромная чайная зона, она не настолько детализирована, как Иу или Буланшань, и бадашаньские сады не на первых строчках в рейтингах пуэрных цен. Но Чжанлан понемногу становится узнаваемым именем в мире пуэра. Цены на чжанланский маоча весеннего сбора обычно находятся в интервале от 200 до 1500-2000 юаней за кг.
Сама деревня расположена на высоте 1330 м над уровнем моря, а её чайные угодья – до 1500-1600 м. Среднегодовая температура здесь – 21,5°С, количество осадков – более 1500 мм в год, почвы жёлто-коричневые. Площадь старых чайных садов оценивается в 500-700 му (33-46 га), но часть деревьев труднодоступна – они находятся в зарослях на горных склонах. На вид они не так стары, как наньношаньские и буланшаньские, окружность стволов, как правило, не превышает 70-80 см, зато их крона высоко от земли. Собирать чай с них нелегко, так что чая на продажу в Чжанлане не очень много. Но чжанланцы разбивают новые чайные сады – их уже несколько сотен му.
Чжанланский чай изящен в своей безыскусности, в нём хорошо проявлена «мелодия горной глуши». Его аромат имеет оттенки мёда, слив, орхидей и полевых цветов, а вкус нежный, не слишком густой, но насыщенный, полный, гладкий и проскальзывающий, с лёгкой терпкостью и заметной горчинкой, не очень быстро возникающим, но долго сохраняющимся послевкусием и высокой устойчивостью к многократному завариванию. Его нередко сравнивают с буланшаньским чаем (возможно, к таким сравнениям подталкивает этнология), отмечая, однако, что если шэнам из Лаобаньчжана свойственны непоколебимая мощь и властность, то у чжанланских чаёв совсем иной характер – они мягкие и добросердечные, как будто им передалась частичка природы Будды.
Недавно в Чжанлане были обнаружены чайные деревья, молодые побеги которых имеют бледно-жёлтый цвет. Белолистные и желтолистные полуальбиносы с пониженным содержанием полифенолов и повышенным содержанием аминокислот, что даёт деликатесный сладкий вкус – один из главных трендов чайной индустрии последних десяти-пятнадцати лет в Чжэцзяне и ряде других провинций. Но для Юньнани это довольно необычно и многообещающе.
Чжанлан на карте уезда Мэнхай.
Традиционные буланские дома в Чжанлане.
Часть чжанланского храмового комплекса.
Источники — https://baike.baidu.com/item/章朗老.. , http://www.dianpuju.com/puer/217784.html , https://www.guchaju.com/zhanglang/ , http://www.360doc.com/content/19/0714/22/1425470_8487.. , https://www.163.com/dy/article/GCCNKVV60514R9P4.html и др.
15 июля 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038