Немного об «эпохе печатей»
Периодически меня спрашивают, что такое «красная печать», «жёлтая печать», «синяя печать», в чём разница между ними, и как в этом разобраться. Несколько лет назад я уже писал об этом — https://vk.com/wall-47905050_15665 , а недавно мне встретилась заметка рекламного характера, в которой очень кратко и ёмко охарактеризован чай «эпохи печатей» — https://www.puercn.com/zhishi/133328/ . Перескажу её, опустив маркетинговые элементы.
Пуэр достиг пика своего развития во времена Мин и Цин. В период Юнчжэн (1722-1735 гг.) он стал податным чаем, который преподносили придворным вельможам, и пуэр высшего качества сравнялся по цене с золотом.
В «Дяньхай Юйхэн Чжи» («滇海虞衡志») – «Заметках о природных богатствах Дяньхая» Тань Цуя говорится: «Чай пуэр славится по всей Поднебесной, ибо в Дяни умеют работать и блюдут выгоду. Происходит пуэр из шести чайных гор: первая – Юлэ, вторая – Гэдэн, третья – Ибан, четвёртая – Манчжи, пятая – Маньчжуань, шестая – Маньса. Ежегодно на восьмистах ли сотни тысяч сборщиков чая поднимаются в горы. Торговцы скупают чай и развозят повсюду». Тань Цуй – видный чиновник и учёный эпохи Цин, автор ряда книг о Юньнани, Гуйчжоу и Гуандуне, где он провёл бóльшую часть жизни, хотя родом был из аньхойского Ванцзяна. «Дяньхай Юйхэн Чжи», работу над которым Тань Цуй закончил в 1799 г. – тринадцатитомное описание пещер, драгоценных камней, благовоний, вин, животного и растительного мира, утвари, обычаев и быта жителей Юньнани (Дяньхай – то же, что Дяньчи, крупное озеро в Юньнани, а юйхэн – департамент, заведовавший горными и водными ресурсами). По-видимому, именно отсюда взялось представление о Лю Да Ча Шань, Шести великих чайных горах, дошедшее до наших дней (только Маньса теперь называется Иу). Сейчас пуэрная география, конечно, гораздо шире и разнообразнее, но в конце XVIII века восточная часть округа Сишуанбаньна была главным центром производства пуэра.
В это время появляются знаменитые чайные дома: Тунсинхао (同兴号), Тунцинхао (同庆号), Чэньюньхао (陈云号), Чэшуньхао (车顺号), Синшуньсян (兴顺祥), Сунчэнхао (宋骋号) и др.; о некоторых из них мы писали два года назад в цикле «Легенды пуэрных коллекций» (последняя часть цикла — https://vk.com/wall-47905050_20127 ). Такие бренды играли ведущую роль на рынке пуэра вплоть до основания Нового Китая, поэтому время с 1733 г. (от создания дома Тунсинхао) до 1950 г. можно назвать «эпохой торговых марок». Сохранившийся чай этого времени – настоящее сокровище (см. рис 1 и 2).
После образования КНР производство пуэра и торговля им была монополизирована государством. Чай 1950-х и 1960-х также представляет большую ценность, но вместо небольших партий чая различных частных предприятий появились серии пуэра, выпускаемые на нескольких крупных заводах и имеющие типовые обложки с характерным символом-печатью, так называемым «ба чжун ча» (八中茶) в центре. Устанавливать ориентировочный год выпуска, уровень сырья и т.д. теперь приходится по незначительным, случайно возникшим деталям их оформления… Поэтому период с 1950-х по 1980-е можно обозначить как «эпоха печатей». Но нужно понимать, что тогдашние производители не называли свои продукты «красными печатями», «жёлтыми печатями» и т.д. – эти названия были придуманы коллекционерами позже.
Торговый знак «Чжун Ча» Китайской чайной компании, состоящий из иероглифа 茶 ча – «чай», окружённого восемью иероглифами 中 чжун – «середина» (от Чжунго – Срединное государство, то есть Китай) был официально зарегистрирован в 1951 году, хотя появился на обложках пуэра немного раньше. Первая серия блинов с ним выпускалась Фохайской (позже переименованной в Мэнхайскую) чайной фабрикой с конца 1940-х, их обложки были одноцветными, красными, над «ба чжун ча» по дуге справа налево было написано «中國茶業公司雲南省公司» — «Юньнаньская компания Китайской чайной компании», внизу – «中茶牌圓茶» — «Круглый чай марки Чжун Ча» (см. рис. 3). Такие блины и получили название Хун Инь (红印) – «Красная Печать» (или «Красная Марка») и до сих пор служат источником вдохновения для новых и новых поколений маркетологов. Хун Инь 1950-х принято считать первоклассным продуктом, недостижимым идеалом традиционного пуэра, о высочайшем качестве старых «Красных Печатей» говорится много и часто – проблема только в том, что его не с чем сопоставить, ведь почти никакого другого пуэра в то время не было. По крайней мере, производимого массово.
У «Красных Печатей» есть вариации, описанные в каталогах для коллекционеров – безбумажная «Красная Печать» (无纸红印), «железный блин» с «Красной Печатью» (红印铁饼), «Красная Печать» высшего качества/класса А (甲级红印) и др.
Хуан Инь (黄印) – «Жёлтые Печати» производились на Мэнхайской фабрике с конца 1950-х. Несмотря на название, бóльшая часть надписей на их обложках – по-прежнему красного цвета, жёлтым выполнен только иероглиф 茶 в центре, и то далеко не у всех Хуан Инь – у многих он светло-зелёный. Различаются и прочие надписи: у одной части Хуан Инь дизайн повторяет Хун Инь, у другой же вверху слева направо написано «雲南七子餠茶» — «Юньнаньский чай-блин семи сыновей», а внизу — «中國茶业土產畜產進出口公司雲南省茶葉分公司» — «Китайская государственная сельскохозяйственная импортно-экспортная компания, юньнаньский чайный филиал»; эти надписи продублированы латиницей, причём нижняя – относительно грамотным переводом, а верхняя – далёкой от современного пиньиня транскрипцией: «Yunnan Chi Tse Beeng Cha» (см. рис. 4).
«Жёлтые Печати» называют прародителями современных купажированных пуэров (что бы это ни значило); считается, что рецепт соблюдался до конца 1960-х, и только чай этого периода можно считать настоящей «Жёлтой Печатью». Но обложки с зелёным 茶 и двумя рядами красных надписей – иероглифами и латиницей – очень популярны, в них заворачивали чай и в 2000-х. И такой чай часто могут назвать и «Зелёной Печатью» — Люй Инь (绿印).
Зелёным, только более тусклого, болотного оттенка, напечатан 茶 и на большинстве «Синих Печатей» — Лань Инь (蓝印), поэтому их тоже нередко называют «Зелёными Печатями». В остальном их обложки были такими же, как у Хун Инь (см. рис. 5). У них тоже много разных вариантов: 无纸蓝印 – безбумажная «Синяя Печать», 蓝印甲级 и 蓝印乙级– «Синяя Печать» класса А и «Синяя Печать» класса В (предполагается, что для класса А брали лучшее сырьё), 蓝印铁饼 – «железный блин» с «Синей Печатью», 大字绿印 – «Зелёная Печать» с большими иероглифами, 美术字绿印 – «Зелёная Печать» с художественным шрифтом. Производили их на Мэнхайской фабрике в конце 1940-х и в 1950-х из отборного, первоклассного сырья. Ценятся они тоже весьма высоко, приближаясь к «Красным Печатям».
Встречаются блины с похожим дизайном обложек, но 茶 у них в центре действительно синий – в частности, так выглядели некоторые блины Сягуаньской фабрики в 1990-х.
Цзы Инь (紫印) – «Пурпурные Печати» появились значительно позже других антикварных «Инь», в 1990-х. Пурпурными могли быть все надписи (они были как у Хуан Инь) или только 茶 в центре, а остальное – жёлтым (см. рис. 6).
Если какая-то обложка не укладывается ни в одно из вышеприведённых описаний, это ещё не значит, что перед вами подделка, потому что было много более редких и необычных вариантов оформления. Например, так называемые Хун Дай Ци Цзы Бины (红带七子饼) – «Блины семи сыновей с красной полосой» 1990-х, у которых надписи были как у Хуан Инь, но 茶 в центре – красный, как и всё остальное (см. рис. 7).
Но подчеркну ещё раз для ясности: в заметке на puercn.com речь идёт об антикварных, коллекционных и аукционных «Печатях» стоимостью в сотни тысяч юаней. Старинный дизайн обложек, особенно Хуан Инь и Хун Инь, очень популярен. В наше время под такими обложками может оказаться самый разный чай, и довольно старый, и совсем молодой. И если вы встречаете название «Хун Инь», «Хуан Инь», «Люй Инь» и т.д., это не означает, что перед вами серьёзный чайный антиквариат или хотя бы какая-то реплика. Значение этих названий всецело зависит от контекста.
Рис. 1. Старый пуэр, 1910-е и 1920-е. Лэйюнфэнхао и Чэшуньхао.
Рис. 2. Старый пуэр. Тунсинхао 1897-1925 гг.
Рис. 3. Варианты Хун Инь (очевидно, из «Глубокого мира Семи Сыновей» Чэнь Чжитуна).
01 июня 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038