Немного о Цюйшуй Люшан – «Чарках, плывущих по извилистым водам». Забава аристократов древности в современных чайных реалиях
Шансыцзе (上巳节), «День отвращения несчастий» — весенний обряд очищения и защиты от бедствий появился ещё в доциньские времена, в эпоху Чжоу (1045-221 гг. до н.э.). Проводили его в третий день третьего лунного месяца у текущей воды – с омовением или купаниями. Частью обряда было пускание по извилистому ручью или каналу, вдоль которого рассаживались участники, чарок с вином. Тот, возле кого задерживалась чарка, считался благословлённым и должен был её выпить, чтобы ему весь год сопутствовала удача.
Постепенно эта часть весеннего ритуала стала самостоятельным действом, утратила сакральный смысл и превратилась в развлечение поэтов, нечто вроде всем известного «застольного приказа», только не за столом, а у извилистого ручья: один запускал чарку по воде, а другой обязан был сочинить и огласить стихотворение – экспромт на заданную тему, продолжение чужой строфы и т.п. – пока вино не доплыло до него. Если не успевал – выпивал «штраф». Такие игрища (в различных вариациях) получили название Цюйшуй Люшан (曲水流觞).
Для этих забав сооружались специальные беседки с каменными полами, в которых прорезали замысловатые ложа искусственных ручьёв. Часто это были изысканные, богато украшенные павильоны.
Легендарное действо такого рода организовал в эпоху Восточная Цзинь, в девятый год правления под девизом Юнхэ (353 г. н.э.) близ Шаосина великий каллиграф Ван Сичжи. В нём участвовало четыре десятка поэтов, не все из них с честью смогли пройти это испытание, но азарт и винный транс породили немало хороших стихов. Результаты этого алкогольно-поэтического джем-сейшена были зафиксированы в антологии «Ланьтин Цзи» (蘭亭集) – «Собрание из Орхидеевого Павильона». «Ланьтин Цзи Сюй» (蘭亭集) – вступление к этому сборнику, начертанное рукой Ван Сичжи – является одним из величайших каллиграфических произведений. Оригинал самой антологии, насколько я понял, был утерян, и попытки его найти в последующие эпохи – отдельная увлекательная история…
Это событие стало образцом для подражания на многие века. Поэтический талант, импровизация, элемент случайности, горячащее кровь и подстёгивающее воображение вино, мастерство архитекторов, художников и устроителей садов и текущая вода, связывающая всё это воедино – этот образ Цюйшуй Люшан вдохновлял всё новые и новые поколения любителей культурного времяпрепровождения.
Большими ценителями «чарок, плывущих по извилистым водам» были «чайные» императоры Цин – Канси и Цяньлун. При них были восстановлены старые павильоны с искусственными ручьями и построены новые, ещё более роскошные; руслам ручьёв придавали формы драконьих и тигриных морд.
В некоторых китайских сериалах можно увидеть пиры, на которых блюда плывут мимо гостей по ручейку в середине стола. Но не совсем ясно, было ли такое в древности, или это лишь фантазия сценаристов.
Всё это никакого отношения к чаю не имеет. Ни в одном источнике я не нашёл упоминаний о том, что в восточноцзиньские, сунские, минские или хотя бы цинские времена в Цюйшуй Люшан использовался чай.
Но в наше время идея соединить «извилистую воду» и чаепитие приходит в голову многим.
Существуют большие чайные столы для респектабельных чайных пространств с желобами, по которым струится вода. Иногда даже с рыбками.
Чаепития по мотивам Цюйшуй Люшан организуются на различных чайных выставках и культурных фестивалях в материковом Китае. Не всегда при этом чашки с чаем запускают по ручью от ведущего к гостям (хотя и такое бывает), чаще это не более чем стилизация – участники размещаются вдоль петляющего по залу ручейка или просто вокруг него. Ручеёк в этом случае – просто отсылка к поэтам древности.
А на Тайване, в Тайбэе есть (или как минимум, была пять лет назад) чайная под названием «Чуань Мэньцзы» (串门子; рискну перевести это как «Заходите в гости»), в которой в стиле Цюйшуй Люшан оформлен большой зал для чаепитий. До того, как открыть собственную чайную, господин Шэнь около двадцати лет занимался дизайном чайных пространств, и у него немало оригинальных идей.
Павильон Сишантин (禊赏亭) в Саду спокойной старости императора Цяньлуна (乾隆皇帝的养老花园), вид изнутри.
Праздник поэзии и каллиграфии у Павильона Ланьтин (г. Шаосин, провинция Чжэцзян), наше время.
Чайный стол с «извилистой водой».
Мероприятие в стиле Цюйшуй Люшан на чайной выставке Shanxi Tea Expo.
Сцена для чаепития в стиле Цюйшуй Люшан в Шэньчжэне, Гуандун.
Чаепитие в стиле Цюйшуй Люшан на международной выставке чайной индустрии Dalian Tea Expo.
Гибрид Цюйшуй Люшан и тя-но ю.
Большой зал чайной «Чуань Мэньцзы», Тайбэй.
Большой зал чайной «Чуань Мэньцзы», Тайбэй.
Источники — https://baijiahao.baidu.com/s?id=1662743217845029087.. , https://www.synologia.ru/a/«Павильоны_плывущих_чарок».. , https://baike.baidu.com/item/曲水流.. , https://ishare.ifeng.com/c/s/7o6YCrofiHX , https://www.meipian.cn/22pbglb8 , http://www.goodtea.cc/news/show.asp?id=3820 , https://dl.news.fang.com/2014-08-28/13641289.htm , https://www.hudongba.com/party/20yea.html и др.
05 апреля 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038