Несовременные чайные интерьеры и архитектурные решения. Чайные павильоны хакка

Характерная черта районов, где живут хакка – чатины (茶亭), чайные павильоны на краях старых дорог, пешеходных троп и больших полей. Точнее, их можно встретить в разных регионах Цзяннани, восточного и юго-западного Китая, но там, где много общин хакка – в Цзянси, Фуцзяни, на востоке Гуандуна – чайные павильоны особенно многочисленны. Выглядеть они могут по-разному, но в большинстве случаев это не роскошные, изысканно украшенные беседки, а простые и прочные строения, где можно укрыться от ненастья (и поэтому их часто называют ещё фэнъюйтинами (风雨亭) – «павильонами от ветра и дождя») или, наоборот, от зноя.

Хакка – народ-скиталец: предки нынешних хакка проделали долгий путь с севера Поднебесной на юг (чуть подробнее мы писали об этом, рассказывая о Кэцзя Чао Люй Ча, жареном зелёном чае – см. https://vk.com/wall-47905050_16951 ), и если бы не чайные павильоны, многие из них не перенесли бы тягот этого путешествия. Поэтому, осев на юге, хакка стали строить чатины во множестве – отчасти возвращая долг строителям прошлого, отчасти заботясь о следующих поколениях, но в первую очередь – всё-таки для самих себя. Торговцы-хакка часто странствовали из города в город, из уезда в уезд, из округа в округ, странствовали пешком, неся свои товары за спиной, и им очень важно было иметь места, где можно утолить жажду и восстановить силы; помогали чайные павильоны и крестьянам, обрабатывавшим землю или собиравшим урожай.

К возведению чайных павильонов хакка подходили серьёзно: инициаторами обычно выступали лидеры общины, но каждый вносил посильный вклад – кто-то деньгами, кто-то трудом; назначали ответственного за сбор и хранение средств, и это был важный пост; для выбора места постройки и определения, как должны быть расположены входы павильона, нанимали геоманта; перед началом строительства и по его окончании совершались определённые ритуалы.

Многие чайные павильоны напрочь лишены каких-либо изысков, грубоваты, неказисты, похожи на сараи для хранения инструментов или на маленькие железнодорожные станции в глуши, но бывают и внушительные строения с богатой резьбой – всё зависит от финансовых возможностей общины. С архитектурной точки зрения, выделяют тип жилого дома, тип храма, тип беседки, тип арки и т.д.; крыша может быть соломенной или черепичной; иногда функцию чайного павильона брали на себя другие сооружения – например, крытые мосты, в частности, знаменитый мост Юннин в городе Гаотянь (уезд Шичэн, округ Ганьчжоу), входящий в число культурных реликвий провинции Цзянси, в нём даже нечто вроде храма имеется. В общем, чайные домики хакка достаточно разнообразны по форме, но предназначение у них общее.

Построить павильон мало, за ним ещё нужно было постоянно присматривать. Он ведь не ради красного словца называется чайным – в павильоне всегда должен быть чай для путников. Какой именно – зависит от обычаев общины. Это мог быть чай в стиле лэйча (擂茶) – блюда хакка, которое готовится из растёртого чая, зёрен, орехов, специй и т.д., или отвар каких-либо фруктов и трав, или просто недорогой местный чай из грубого листа, которому не страшно долгое настаивание. Кто-то из местных жителей раз или два в день готовил порцию чая и оставлял в павильоне; в чай добавляли имбирь и другие приправы, и он не портился.

Снаружи у входа – на стене или на отдельно стоящих колоннах – часто размещены парные надписи-дуйлянь, восхваляющие чай, приглашающие остановиться и отдохнуть или содержащие нравоучительные сентенции. Например: «Чай, за который не надо платить, вызывает подозрение; но всё же дайте покой ногам на долгом пути». Или: «Укрывая от солнца и дождя, беседка лучше высотного дома; освежая и опьяняя, зелёный чай подобен тонкому вину». Или: «Торóпитесь ради славы, спешите за выгодой – выкройте минутку среди хлопот, посидите немного в чайном павильоне; думы горьки, работа тяжела – найдите радость среди страданий, поболтайте немного о былом» (исключительной красоты дуйлянь, приведу его в оригинале: 为名忙, 为利忙, 忙里偷闲,且在茶亭坐坐; 劳心苦, 劳力苦, 苦中作乐, 聊将往事谈谈). Или: «Творящие добро подобны траве весеннего сада – сами того не замечая, они растут с каждым днём; творящие зло подобны точильным камням – сами того не видя, они с каждым днём убывают». Нередко надписи есть и внутри, и они менее официальны по сравнению с парадными двустишиями. Это могут быть строчки народных песен (в том числе о чае), или стихи собственного сочинения, или немудрёные заметки путешественников; иногда на стенах чайных домиков завязывалась переписка или дискуссия. В надписях разных эпох отражается история Китая – они становятся то более политизированными, то менее, то успокаивающими, то грозными.

Помимо заочного, эпистолярного общения чайные домики могли быть и местом живых встреч. Странник мог задержаться, чтобы подождать кого-нибудь, кому окажется с ним по пути, чтобы было веселее; мог посидеть и обменяться новостями с тем, кто идёт в другую сторону; крестьяне могли собраться в павильоне после дневных трудов. В чайных павильонах порой звучали чайные песни – и наоборот, сами чайные павильоны фигурируют в некоторых чайных песнях хакка.

Хакка – не святые, но им совершенно чужд вандализм. Поэтому в чайных павильонах не встретишь брани и непристойностей, никто не ломает мебель и не портит утварь.

Во времена Цин количество действующих чайных павильонов было велико: в различных уездных хрониках перечисляются десятки таких домиков, но ведь там упомянута лишь малая их часть, только самые известные и значимые, а на самом деле их были сотни в каждом уезде. О землях хакка говорили: «на семь гор – одна вода и одно поле, и ещё один чайный павильон» и «на каждых пяти ли – беседка для отдыха, на каждых десяти ли – чайный павильон».

Сейчас всё изменилось. Никто уже не проходит десятки километров по горным дорогам пешком с грузом ткани или соли за спиной, и фермерам теперь есть где отдохнуть и есть чем освежиться в жару помимо чая. Многие чайные павильоны заброшены, часть снесена, другие используются не по назначению. И даже прекрасно понимая, что жизнь должна идти вперёд, невозможно не испытывать грусть от этого. Лишь в самых глухих деревнях, где время как будто замерло, некоторые чайные домики продолжают своё служение – и то надолго ли?

Но возможно, и люди XXI века увидят ценность в том, чтобы собраться всем миром и сделать что-то негромкое, но важное, для всех, кому оно может потребоваться, ничего не желая взамен.

По крайней мере, так считает Ван Тяньпэн, докторант Шанхайского университета, историк и антрополог, специализирующийся в области культуры хакка, статью которого — https://zhuanlan.zhihu.com/p/30737461?utm_id=0 – я вам сейчас вкратце пересказал.

Чайный павильон близ Хуэйчжоу, провинция Гуандун. Снимок сделан между 1887 и 1901 гг.


Чайный павильон Тяньхушань (天湖山茶亭), уезд Синго, округ Ганьчжоу, провинция Цзянси.


Чайный павильон Шибапай (十八排茶亭), уезд Синго, округ Ганьчжоу, провинция Цзянси.


Чайный павильон Цзоэръян (坐而言茶亭), уезд Синго, округ Ганьчжоу, провинция Цзянси.


Тоже уезд Синго.


Павильон близ деревни Янцунь, город Сяосун, уезд Шичэн, округ Ганьчжоу, провинция Цзянси.


Арочный павильон в уезде Гуанчан, округ Фучжоу, провинция Цзянси.


Парная надпись на чайном павильоне в уезде Чунжэнь, округ Фучжоу, провинция Цзянси.


Внутри чайного павильона.


Мост Юннин в городе Гаотянь, уезд Шичэн, округ Ганьчжоу, провинция Цзянси.

Другие источники — https://www.sohu.com/a/314907536_748629 , https://new.qq.com/rain/a/20191211A0RQ3G00 , https://new.qq.com/rain/a/20200109A0RGUN00 .

27 января 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.