Цюйцзян Баопянь – предок хунаньских хэйча

Чжан Лян, один из Трёх героев ранней Хань (наряду с Сяо Хэ и Хань Синем), происходил из аристократического рода – и его отец, и дед занимали высокие должности при царском дворе Хань в период Чжаньго, Сражающихся царств. Он был красив, силён и решителен, но славу снискал не как воин или полководец, а как мудрый стратег и советник. В 230 г. до н.э. царство Хань было завоёвано расширяющимся царством Цинь, которое благодаря масштабным социальным преобразованиям, экономическому подъёму и реформе армии смогло поочередно покорить остальные Сражающиеся царства, что привело к созданию первой империи в истории Китая. Чжан Лян потратил свои сбережения на подготовку покушения на императора Цинь, однако оно не увенчалось успехом. Неудачливому мстителю пришлось скрываться в Сяпи (сейчас это северо-запад провинции Цзянсу) под чужим именем, и там, прогуливаясь у моста, он встретил загадочного старика.

Старик, стоя на мосту, сбросил с ноги башмак и велел Чжан Ляну принести его, а затем и надеть башмак старику на ногу; Чжан Ляна это разозлило, но он не подал виду. Вместо благодарности старик рассмеялся и пошёл прочь – Чжан Лян стерпел и это. Тогда незнакомец вернулся, сказав Чжан Ляну, что, похоже, его имеет смысл учить. И назначил ему встречу на этом же мосту через пять дней. Когда Чжан Лян явился, старик уже ждал его – но лишь для того, чтобы высказать недовольство: по его мнению, ученик был обязан прийти первым. Ещё через пять дней Чжан Лян пришёл рано утром – и опять опоздал. На третий раз он пошёл к мосту вечером, провёл там всю ночь, страдая от холода и ненастья, и в награду получил от старца трактат под названием «Военное искусство Тай-гуна». Вредный старик пообещал, что, изучив эту книгу, Чжан Лян сможет стать советником правителя, что знания, содержащиеся в трактате, по-настоящему пригодятся через десять лет, и что следующая встреча Чжан Ляна с ним состоится спустя тринадцать лет, когда старик превратится в жёлтую скалу у подножия горы Гучэн. Этот случай превратился в архетипический пример упорства и смирения, которые надлежит проявить тому, кто взыскует тайных знаний.

Таинственный учитель оказался прав во всём. Через десятилетие по всей Цинь вспыхнули восстания. Хотел поднять знамя мятежа и Чжан Лян, но смог собрать лишь сотню бойцов; нужно было примкнуть к более могущественному вождю, и Чжан Лян выбрал благородного и харизматичного Лю Бана. Чжан Лян раз за разом подсказывал своему владыке верный путь; следуя его советам, Лю Бан смог свергнуть династию Цинь и стать первым императором новой династии Хань. Узурпаторам не стоит радоваться, когда их противники покидают родные края – иногда они возвращаются, окрепнув, чтобы нанести сокрушительный удар…

Согласно преданию, Чжан Лян в самом деле явился в указанное стариком место через тринадцать лет после их встречи и обнаружил необычный жёлтый камень. Он устроил там небольшое святилище и попросил то ли похоронить этот камень вместе с ним, то ли установить на могиле. Так что в историю учитель Чжан Ляна вошёл под именем Хуан Ши-гуна, что можно перевести как «Господин Жёлтого Камня». А трактат, заключивший в себе конец Цинь и начало Хань, стал известен как «Три стратегии Хуан Ши-гуна»; насколько я понял, он дошёл до наших дней, но исследователи расходятся во мнениях относительно его авторства – одни приписывают его Цзян Цзыя, военному советнику правителей Чжоу, жившему почти на тысячу лет раньше и имевшему прозвище Тай-гун, другие – самому Чжан Ляну, а третьи считают, что книга была написана позднее.

***

Во второй половине жизни Чжан Лян много времени посвящал даосским практикам, путешествовал по Поднебесной, а потом поселился на территории нышешнего уезда Аньхуа, на горе Шэньцзи в Сюэфэншане, неподалёку от Цюйцзяна. Ведя жизнь отшельника в горах, он не оставался равнодушным к нуждам простых людей. Однажды в этих краях разразилась страшная эпидемия, и Чжан Лян, употребив свои знания, изготовил целебный чай в виде тонких пластинок. В дальнейшем местные жители стали пить такой чай не только при болезни, но и для профилактики. Эти пластинки было удобно носить с собой, и делать из них отвар тоже было легко. Они стали известны как Чжан Лян Баопянь (张良薄片) – «Тонкие пластинки Чжан Ляна», или Цюйцзян Баопянь (渠江薄片) – «Цюйцзянские тонкие пластинки». А после того как они стали податным чаем, появилось название Хуанцзя Баопянь (皇家薄片) – «Императорские тонкие пластинки».

Правда, из каких источников взята эта информация, присутствующая почти в каждой китайской статье о Цюйцзян Баопянь – непонятно.

Пожалуй, самое раннее появление Цюйцзян Баопянь в исторических документах относится к концу династии Тан, к десятому году правления под девизом Дачжун (856 г. н.э.). В «Шаньфу Цзин Шоулу» (膳夫经手录) – «Рукописях императорского повара» Ян Е (чаю в этом сочинении отведено немало места) говорится: «Цюйцзянские тонкие пластинки маслянисты, горьки и тверды». Из чего некоторые делают вывод, что уже в девятом веке отличительной чертой аньхуаского чая был сильный прогрев на сосновых дровах, дающий тёмный цвет с глянцевым, маслянистым блеском. Судите сами, насколько это убедительно.

В «Ча Пу» (茶谱) – «Чайном справочнике» Мао Вэньси, относящемся к периоду Пяти династий и десяти царств (обычно «Ча Пу» датируют 935 годом н.э., но некоторые считают, что Мао Вэньси умер раньше), говорится: «Между Танем и Шао есть Цюйцзян, и там есть чай… Цвет его подобен железу, а аромат необычен, и варится он без осадка и мути». Там же сказано, что на цзинь приходится восемьдесят штук Цюйцзян Баопянь; цзинь в танские времена был «тяжелее» нынешнего и составлял около 600 г. Таким образом, одна «тонкая пластинка» весила примерно 7-8 граммов.

Фигурируют Цюйцзян Баопянь и в «Ча Фу» (茶赋) – «Чайном фу» У Шу (фу – своеобразный литературный жанр, ритмическая проза с поэтическими вставками, часто хвалебного или назидательного характера). Поэт десятого века пишет (в моём сомнительном пересказе): «Смывает тоску и волнение, утоляет жажду, всё обращает вспять, превращает мужа в небожителя; польза чая стремительна, а действие волшебно; Цюйцзянские тонкие пластинки, Сишаньские белые росы, Облака на зелёных ивах, Аромат, плывущий над изумрудным молоком…» (Сишань Бай Лу (西山白露), Юнь Чуй Люй Лю (云垂绿柳), Сян Фу Би Жу (香浮碧乳) – знаменитые сунские чаи). Можно предположить, что в эпоху Сун цюйцзянский чай был известен и любим.

В труде «Тунъя» (通雅) учёного-энциклопедиста XVII века Ван Ичжи сообщается: «Цюйцзян Баопянь – название чая, производившегося в эпохи Тан и Сун»; упомянуты Тонкие пластинки с берегов Цюйцзяна и в фундаментальном «Компендиуме лекарственных веществ» (本草纲目) Ли Шичжэня, выдающегося врача XVI века.

Не обходят вниманием Цюйцзян Баопянь такие маститые чайные деятели современности, как Ши Хайгэнь (в «Атласе знаменитых китайских чаёв» (中国名茶图谱)), Жуань Хаогэн (в «Дегустации знаменитых китайских чаёв» (中国名茶品鉴)) и академик Чэнь Цзунмао (в «Каноне китайского чая» (中国茶经)).

В последнее время с Цюйцзян Баопянь стали ассоциировать чай из гробницы Мавандуй. В начале 1950-х археологи обследовали курганы в восточных предместьях Чанша и пришли к выводу, что они относятся ко II веку до н.э. Но раскопки этого захоронения были проведены только в 1972-74 гг. Состояние гробницы, в которой были похоронены жена и сын хоу (скажем так, маркиза) Ли Цана, занимавшего пост чэнсяна (скажем так, премьер-министра), было просто изумительным; могила самого Ли Цана, к сожалению, пострадала от охотников за сокровищами. В распоряжении учёных оказались более трёх тысяч разнообразных реликвий времён Хань и предшествующих эпох – одежда, утварь, картины, тексты и т.д. Изучение их продолжается до сих пор. В 1987 г. было объявлено, что тёмные гранулы в коробах из бамбукового лыка, найденных в Мавандуе – чай. Старший агроном И Ляншэн, начальник чайного управления округа Иян, полагает, что это аньхуаский чай, и его поддерживает ряд чайных экспертов. Аргументы следующие: между Аньхуа и Чанша были тесные торговые и логистические связи, а кроме того, Аньхуа было частью владений Ли Цана; упаковка из бамбуковых лент всегда была характерна для чая из Аньхуа; сильно пропечённый на сосновых дровах чай способен выполнять роль благовония и антисептика – отличный выбор для погребального обряда; наконец, в древние времена чай из Аньхуа был податным – что же ещё положить в могилу?..

Несмотря на то, что достоверные исторические свидетельства появляются только во времена Тан, устоялось мнение, что Цюйцзянские тонкие пластинки возникли на рубеже Цинь и Хань и процветали в последующие эпохи. В начале Мин, после прекращения производства прессованных податных чаёв, они утратили своё значение. На берегах Цюйцзяна, на территории нынешнего уезда Аньхуа стали производить хэйча, предназначенные для сбыта на севере и северо-западе страны, а также за её пределами. Среди них также преобладали прессованные чаи, но в гораздо более крупных формах – десяти-, двенадцати-, сто- и тысячеляновые «брёвна», различные кирпичи и т.д. Легендарное имя Тонких пластинок осталось на страницах книг, а сам чай исчез. Но в XXI веке нашлись желающие вернуть его из небытия.

***

В 2000-х в Хунани был создан новый чай под названием Цюйцзян Баопянь. В 2007 г. он вошёл в список знаменитых чаёв провинции, а в 2008 был объявлен частью нематериального культурного наследия Хунани. Тогда же была создана чайная компания, которая так и называется – Цюйцзян Баопянь (湖南省渠江薄片茶业股份公司). Сейчас она владеет заводом площадью 13600 кв. м., 120 гектарами чайных садов и производит 1200 тонн чая в год. Но базируется она не в Аньхуа, а в граничащем с ним с юга уезде Синьхуа (округ Лоуди). Здесь стоит сделать небольшое географическое отступление.

В уезде Аньхуа есть город Цюйцзян (渠江镇), в окрестностях которого много достопримечательностей, связанных с Тонкими пластинками: древние чайные сады, старые павильоны и новые пагоды, посвящённые знаменитому чаю, храм чайных предков близ деревни Ляньли и так называемый «дом бессмертного» — комплекс построек на горе Шэньцзи, где, по верованиям местных жителей, обитал Чжан Лян. Однако история самого города Цюйцзян насчитывает менее 30 лет – он был основан в 1995 г. Цюйцзян, речь о котором шла выше – это река и район вдоль её русла. Река Цюйцзян берёт своё начало в отрогах Сюэфэншаня, течёт сперва почти прямо, а затем изгибается, делает красивые петли и впадает в Цзыцзян, или Цзышуй – крупный приток Янцзы. По средней части Цюйцзяна проходит граница между Аньхуа и Синьхуа. Так что, хотя исторические центры производства Тонких пластинок находятся в Аньхуа, и чай из Аньхуа гораздо известнее, чаю из Синьхуа нельзя отказать в праве называться цюйцзянским.

Живописные берега Цюйцзяна покрыты густыми лесами, по склонам струятся ручьи, часты плотные туманы, почвы плодородны, а природа чиста и спокойна. Перепад высот составляет от 300 до 1600 м над уровнем моря, климат – субтропический муссонный, со среднегодовой температурой выше 16°С, количество осадков – более 1700 мм в год. Неудивительно, что с древних времён здесь делали изысканный чай.

Для производства современных Цюйцзян Баопянь берут флеши до второго-четвёртого (в зависимости от грейда) листа включительно. Технология обработки, в целом, обычная для хунаньских хэйча: завяливание, фиксация-шацин, сминание и скручивание, влажное скирдование, просеивание и калибровка, повторное скирдование, сушка, пропаривание и прессовка, пропекание, упаковка, процесс почти полностью автоматизирован, что обеспечивает стабильное высокое качество продукта. Отличает Цюйцзян Баопянь только форма – их прессуют в виде тонких монеток весом от 5 до 10 граммов. Прессовка весьма плотная, и на гладкой поверхности хорошо различимы иероглифы «渠江薄片». Монетки довольно тёмные, с синеватым отливом, но у некоторых образцов просвечивает зелень. Вкус Цюйцзян Баопянь описывают как чистый, мягкий и плотный, богатый, элегантный, изысканный (но надо понимать, что речь всё-таки о хэйча, и изысканность хэйча – не то же самое, что изысканность улуна), аромат – густой и стойкий, с хорошо проявленным тоном выдержанности, цвет настоя – от оранжевого до красного. Иногда Цюйцзян Баопянь характеризуют так: первые пять проливов пахнут как шу пуэр, а пьются как выдержанный хэйча, вторые пять проливов пахнут как хэйча, а пьются как шэн. Заваривать Цюйцзян Баопянь рекомендуют проливами с соотношением чая и воды 1:20-1:30 и экспозицией 8-15 секунд, не разламывая «монетку» — иначе будет много крошки. Вместо этого её лучше размочить в горячей воде. Неплохо показывают себя Цюйцзян Баопянь и в варке.

В линейке компании Цюйцзян Баопянь есть и красные чаи в форме монеток – Хухун Баопянь (湖红薄片). Производит она и другие чаи – шиляны, байляны и цяньляны, рассыпные Тянь Цзянь Ча, зелёные Мэйшань Инь Чжэнь (梅山银针) и Мэйшань Мао Цзянь (梅山毛尖), красные Шан Мэй Хун Ча (上梅红茶) различных грейдов и др. Самое любопытное – это Цзиньхуа Хун Ча (金花红茶), красный чай с «золотыми цветами», т.е. колониями характерных для аньхуаских хэйча грибов.

Если я не ошибаюсь, «монетки» Цюйцзян Баопянь сейчас производят и другие хунаньские предприятия – по крайней мере, на китайских маркетплейсах нетрудно найти Цюйцзянские тонкие пластинки различных брендов, и маркировка многих из них не совпадает с той, что представлена на сайте компании из Синьхуа.

***

Это вполне типичный случай для чайной индустрии КНР на нынешнем этапе: новый чай, произведённый по современной технологии и отвечающий вкусам и потребностям людей XXI века, называют в честь прославленного чая, существовавшего много столетий назад, хотя эти два продукта могут не иметь практически ничего общего – и это преподносится как возрождение древнего сорта. Новый чай, таким образом, сразу же получает маркетинговое преимущество в виде истории длиной в 500, 1000 или, как в случае с Цюйцзян Баопянь, 2200 лет.

И ещё очень хорошо, когда чай можно связать с какой-либо исторической персоной, реальной или мифической. Например, Цзиньюнь Хуан Ча – с Хуан-ди (см. https://vk.com/wall-47905050_22110 ), Исянь Шимо Ча – с Ли Бо и Сюй Сюаньпином (см. https://vk.com/wall-47905050_21822 ), и т.д. Ну, а Цюйцзян Баопянь удалось связать с Чжан Ляном.

Что ж, если он терпел выходки Хуан Ши-гуна, то стерпит и это.

Река Цюйцзян.


Цюйцзянский пейзаж.


Цюйцзян. Пагода чайных предков.


Цюйцзян. Деревня Ляньли.


Чжан Лян и Хуан Ши-гун. Роспись в Длинном коридоре Летнего дворца в Пекине.


Современные Цюйцзян Баопянь.


Современные Цюйцзян Баопянь.


Современные Цюйцзян Баопянь.


Хухун Баопянь.

Источники – https://baike.baidu.com/item/渠江薄.. , https://baike.baidu.com/item/黑茶薄.. , http://www.hnqjbp.com/ , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1730532085310532276.. , https://zhuanlan.zhihu.com/p/472878473 и др.

Вот тут – https://vk.com/video-47905050_456239064 – краткое, но ёмкое и приятное глазу видео о Цюйцзян Баопянь с китайскими и английскими субтитрами.

P.S. За наводку спасибо Евгению Сорокоумову.

18 января 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.