Чай с «Гётеборга»: два с половиной века на дне моря
Многим российским любителям пуэра знаком «чай с корабликом» — шэны и шу серии Götheborg (она же Гэдэбао Хао, 哥德堡号) компании Жуйпиньхао. Жаль, что мало кто из них знает историю изображённого на их обложках парусника – она поразительна.
В начале XVIII века экономика Швеции, истощённая длительными войнами, находилась в плачевном состоянии. Стремление быть великой державой-завоевательницей, присвоительницей чужих земель закономерно привело к краху. Пришло время браться за ум и перенимать опыт более развитых европейских стран, соперничающих не столько на полях сражений, сколько на арене международной торговли.
В 1731 г. Швеция создала собственную Ост-Индскую компанию по образу британской, голландской, французской, датской, португальской и т.д. Любопытно, что у её истоков стоял шотландец Колин Кэмпбелл – лондонский нотариус, в 1720-х занимавший должность суперкарго в Австрийской Ост-Индской компании. Между Шотландией и Швецией установились тесные связи, а шотландские эмигранты, покидавшие Британские острова на протяжении всего XVIII века, были людьми талантливыми и предприимчивыми, и они часто становились успешными торговцами, военными, промышленниками, лидерами, а в некоторых случаях и первопроходцами в различных сферах шведской жизни.
Экспедиции в Индию сразу же вызвали противодействие конкурентов – голландцев, англичан и пр.; основанная на восточном побережье Индии база была быстро уничтожена англиийскими и французскими войсками. Поэтому Шведская Ост-Индская компания почти полностью переориентировалась на Китай и смогла занять прочные позиции в торговле с империей Цин.
Основными китайскими товарами были шёлк и другие ткани, пряности, фарфор и, конечно же, чай – его доля в грузах к середине XVIII века доходила до 90%. Покупалось всё это за серебро, причём не шведское – шведские серебряные монеты по местным законам нельзя было вывозить из страны – а испанское, его грузили в трюмы в Кадисе по пути в Кантон. Корабли отплывали в конце зимы или весной, а возвращались в конце лета или осенью следующего года – это было связано с сезонными изменениями направлений ветров. Каждая экспедиция занимала обычно от 16 до 22 месяцев, но случалось и так, что корабли упускали подходящий момент для того, чтобы двинуться в обратный путь, и задерживались ещё на год. Экипажи жили в адских условиях, в постоянной грязи и вони, страдали от цинги и тропических инфекций, десятки моряков погибали в пути или дезертировали. Но несмотря на все трудности, торговля с Китаем была выгодной – средняя прибыль от экспедиций составляла 30-40% (и это было хорошим вложением денег по тем временам), доходя в некоторых случаях до 100% и более. Шведы показали себя прекрасными мореходами, совершив за 82 года существования своей Ост-Индской компании свыше 130 экспедиций и потеряв лишь восемь кораблей из тридцати восьми.
В Швеции, как и в Англии и других морских державах Европы, возникла мода на китайскую посуду, предметы интерьера и т.д.; китайские мотивы обогатили декоративно-прикладное искусство скандинавов. Появилась и привычка пить чай по вечерам, но немного позже, чем в Англии – не в пять пополудни, а в половине седьмого; впрочем, английские путешественники в своих дневниках отмечали, что «шведский чай настолько же плох, насколько хорош шведский кофе»: заваривали чай шведы слабо, и англичанам казалось, что вместо чая им в Швеции предлагают горячую воду с сахаром и сливками. Но это касается только приготовления напитка, качеством же чая как такового британцы были вполне довольны, получая значительную часть своего любимого китайского зелья контрабандой из Швеции. Чай и другие товары из Китая были важной частью шведского экспорта в различные европейские страны.
Но в XIX веке ситуация изменилась. Торговля чаем в обычном режиме уже не приносила таких доходов, как раньше. Англия и другие страны переключились на сбыт опиума в Китай, а Швеция решила не участвовать в этом грязном деле – и в 1813 г. закрыла свою Ост-Индскую компанию.
Тем не менее, за восемь десятилетий её деятельности была не только восстановлена экономика страны, но и создан фундамент для дальнейшего устойчивого развития. Гётеборг, откуда отправлялись корабли в Китай, где располагалось управление Ост-Индской компании, и где проходили её аукционы, из угрюмой крепости на мрачных голых скалах превратился в процветающий торговый город, готовый поспорить со Стокгольмом.
Неудивительно, что один из первых кораблей Шведской Ост-Индской компании так и назывался – «Гётеборг».
***
«Гётеборг» сошёл со стапелей стокгольмской верфи в 1738 г. На его постройку ушло всего лишь полтора года, но это было достаточно крупное судно: длина – около 60 м, высота над ватерлинией – 47 м, грузоподъёмность – 830-890 тонн. «Гётеборг» нёс 30 пушек и примерно 140 человек команды. В 1739-40 и в 1741-42 гг. он успешно совершил два рейса в Китай и весной 1743 г. под командованием капитана Эрика Морена отправился в своё третье и последнее плавание.
Всё пошло не так с самого начала. Подготовка к экспедиции затянулась, и отплыть «Гётеборг» смог только в середине марта. Корабль часто попадал в шторм. Долгий переход без остановок – нужно было обогнуть мыс Доброй Надежды, не подходя к берегу, чтобы избежать стычек с голландцами – команда перенесла плохо, и восстанавливать здоровье свежими фруктами на Яве пришлось долго. Время было упущено, ветер сменился, и добраться до Кантона осенью «Гётеборг» не смог. Весной разразилась жара, и по разным причинам команда потеряла 35 человек. Лишь в сентябре 1744 г. шведский корабль бросил якорь в устье Жемчужной реки.
Есть абсолютно точные сведения о грузе, за который шведские торговцы отдали пять с лишним тонн серебра. Он состоял из слитков цинка, перца, галангала (это корень родственного имбирю растения. Его применение в кулинарии и медицине довольно ограниченно, так что есть предположение, что его роль состояла в защите чая от сырости и нежелательных корабельных запахов, что согласуется с тем, как он был разложен в трюме), перламутра, шёлка и нанкинской хлопчатобумажной ткани, большого количества фарфора (по разным оценкам, от 300 до 700 тысяч различных предметов) и 2677 ящиков чая – 2005 ящиков «Bohea», 500 ящиков «Congo», 148 ящиков «Sowchoun», 10 ящиков «Bing» и 14 ящиков разного прочего чая. «Bohea», «Congo» и «Sowchoun» — фуцзяньский красный чай низшего, среднего и высшего сорта соответственно (названия восходят к словам «Уи», «гунфу» и «сяочжун»), а «Bing» — высококлассный аньхойский зелёный чай (происхождение названия неясно). Общий вес чая – 366 тонн.
Если бы этот груз удалось доставить в Швецию, то при его продаже можно было бы выручить примерно 2,5 миллиона далеров серебром. В некоторых источниках пишут, что это сопоставимо с годовым бюджетом королевства на тот момент; может, и привирают, но сумма в любом случае огромная. Для сравнения: месячный заработок матроса на том же «Гётеборге» — около двух далеров.
На обратном пути не было особенных злоключений, тысячи морских миль остались позади, до гавани Гётеборга было рукой подать, на острове Винга на борт поднялся опытный лоцман Каспер Маттссон, знающий эту акваторию, как свои пять пальцев – и тут корабль делает резкий поворот и подскакивает на несколько метров, натыкаясь на подводную скалу.
Это очень странная история, по поводу которой до сих пор не утихают споры. Одни пристально изучают обратный маршрут «Гётеборга» и бухгалтерию Шведской Ост-Индской компании, пытаясь понять, что именно должна была скрыть эта внезапная катастрофа, к которой – возникает такое подозрение – все были готовы: команда действовала чётко и слаженно, и не погиб ни один человек, а Маттссон, несмотря на жестокость законодательства по отношению к лоцманским ошибкам, избежал сурового наказания и спокойненько дожил по глубокой старости на ферме, совладельцем которой стал. Другие же указывают то, что природные аномалии того года могли привести к феномену «мёртвой воды», попав в которую, парусник теряет управление – и тут нет ни злого умысла, ни вины.
«Гётеборг» погружался на дно почти четверо суток, и часть груза удалось спасти – правда, небольшую: примерно 5% чая и 10% прочих товаров (что вроде бы даже окупило экспедицию). Хуже всего пришлось фарфору – ящики с ним были в самом низу. Но ещё долго прибой выносил на берег что-нибудь из продырявленных трюмов – сбор таких даров моря стал популярным развлечением у местных жителей.
***
В 1786 г. Шведская Ост-Индская компания построила второй «Гётеборг», покрупнее, он стал вторым по величине среди её кораблей. Он совершил два успешных рейса в Китай и в 1796 г. погиб, возвращаясь из третьей своей экспедиции, только не у порта приписки, а близ Кейптауна. Закон парных случаев – страшная вещь.
***
По мере развития водолазной техники предпринимались попытки добыть сокровища первого «Гётеборга», благо затонул он на небольшой глубине. Но на то, что в его корпусе уцелел чай, шёлк или фарфор, никто особо не рассчитывал – интерес начал представлять сам корпус. После века в морской воде дерево почернело, затвердело и приобрело ценность для мебельщиков. Поэтому в середине XIX века водолазы с баграми, пилами и взрывчаткой приложили руки к уничтожению наследия Шведской Ост-Индской компании.
Но кое-что сохранилось, и отдельные фарфоровые изделия удавалось иногда достать. Больше всех повезло Джеймсу Кейллеру-младшему и Карлу Лайону в 1906-07 гг. – их улов насчитывал более 3000 предметов. После них азарт исследователей утих – все решили, что больше ничего интересного уже не найти.
«Гётеборг» постепенно погружался всё глубже в песок.
Но это был ещё не конец.
В 1970-х Ян-Эрик Нильссон начал изучать историю шведской торговли чаем и фарфором; конечно, он не мог пройти мимо катастрофы «Гётеборга». Таинственное крушение не давало ему покоя, и он, как одержимый, собирал все документы и артефакты, имеющие отношение к гибели корабля. Ян-Эрик точно установил, где лежит «Гётеборг», и что находится (или как минимум, должно находиться) внутри него.
А в 1982 г. Андерс Вестфельт, у которого в жизни было две страсти – раскопки и дайвинг, основал Шведское морское археологическое общество и начал подыскивать подходящий объект для своих забав.
Нетрудно догадаться, что произошло, когда они познакомились.
***
Первое пробное погружение пяти храбрых морских археологов состоялось в декабре 1984 г., и они сразу же смогли поднять около сорока фарфоровых изделий, три из которых были почти совершенно целыми. И кое-что из чая.
Два года ушло на организацию масштабных раскопок, сбор всех необходимых разрешений, подготовку и планирование. Перед тем, как поднимать груз, дно было тщательно исследовано при помощи различных приборов, площадка размечена и разделена на небольшие участки. Использовались два «пылесоса», способные просеивать песок, извлекая даже самые мелкие предметы.
Уже на этом этапе авторы проекта постарались привлечь к нему внимание общественности, причём довольно экстравагантными способами. Андерс Вестфельт устроил на берегу нечто вроде археологического парка развлечений для туристов, смоделировав там площадку, которую его товарищи изучали на морском дне. При этом он щеголял в костюме XVII века.
Работа заняла шесть лет – с 1986-го по 1992-й. Всего было зарегистрировано 5750 находок, из них неповреждённых фарфоровых предметов – около трёхсот.
Конечно же, бóльшая часть чая сильно пострадала – он превратился в тёмную липкую массу. Но наиболее ценный чай был упакован в герметично закрытые жестяные банки, и в некоторые из них вода так и не проникла; говорят, его даже можно пить. Исследователи считают, что это Сюнин Сунло, чайная драгоценность конца Мин – начала Цин, сильно прогретый зелёный чай из Аньхоя, тот самый, методика обработки которого, будучи перенесена в Уишань, эволюционировала в конце концов, по общему мнению, в технологию производства улунов и красных чаёв (об этом чае мы писали пять лет назад — https://vk.com/wall-47905050_10440 ). Эти образцы с «Гётеборга» хранятся, в частности, в музее чайной культуры Сунло, созданном господином Ван Гуанси, представителем нематериального культурного наследия провинции Аньхой (см. https://medium.com/@qiaerista/songluo-sweden-and-the-.. ); они экспонировались также в музее уезда Сюнин и в Гуанчжоу.
Если вы думаете, что на этом всё, то вы плохо представляете, на что способны шведские морские археологи.
***
Ещё в процессе раскопок у Нильссона, Вестфельта и их товарищей возникла идея воссоздать «Гётеборг», построить третий парусник, точную копию первого. Вернуть тем самым завладевший их умами корабль с морского дна. Добиться, чтобы «Гётеборг» ещё раз сходил в Китай. И вернулся.
Когда археологические работы были завершены, друзья взялись за свой безумный замысел всерьёз. В 1993 г. они основали… Шведскую Ост-Индскую компанию. Точнее, общество с ограниченной ответственностью с таким названием. И стали искать специалистов и, что сложнее, источники финансирования. Идея восхитила и увлекла множество людей, но лекциями, выставками и экскурсиями на верфи миллионы крон не соберёшь.
Трудно сказать, что сыграло главную роль – несгибаемое намерение или рациональный расчёт, с которым была выстроена компания по продвижению проекта и сбору средств. Не исключено, что самой лучшей мыслью оказалось сразу же наладить контакты с китайской стороной – это отлично совпало с желанием Китая развивать сотрудничество с Европой, апеллируя к истории. В торжественной церемонии открытия верфи «Terra Nova» в 1994 г. принял участие председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета КНР Ли Жуйхуань, а позже её посещали мэр Шанхая, посол КНР в Швеции и вице-премьер Китая. Когда затея вышла на такой уровень, то и шведские власти, поначалу не испытывавшие большого энтузиазма, не смогли остаться в стороне. С какого-то момента официальная Швеция прониклась идеей и в конце концов начала продвигать проект, начинавшийся как чистая частная инициатива, как свой собственный; Ян-Эрик Нильссон говорит об этом не без грусти, но всё же отмечает, что самым главным для него было, чтобы дело было завершено.
«Terra Nova» недолго оставалась пустой и грязноватой строительной площадкой. Вскоре рядом появилось кафе, а затем – садик в китайском стиле. По периметру встал ряд флагов Шведской Ост-Индской компании. Флаги – это отдельная тема. Морской торговый флаг Швеции выглядит точно так же, как и государственный – прямоугольное синее полотнище со скандинавским крестом жёлтого цвета. В 1746 г. на него разрешили поместить вензель из заглавных букв названия компании – чтобы отличаться от других торговых судов. Но Ост-Индская компания пользовалась не торговым, а военно-морским флагом, с «ласточкиным хвостом» — для солидности и для отпугивания желающих поживиться перевозимым товаром. В 1751 г. был издан специальный королевский указ, запрещающий это хулиганство – но в компании чихать на него хотели… Так вот, после того, как «Гётеборг III» был построен, в парламент Швеции было внесено предложение отменить этот указ, чтобы парусник получил законное право ходить под флагом с острыми концами, как встарь. Парламентарии подумали и, как и король 250 лет назад, решили, что это перебор. И «Гётеборг III» ходит под обычным шведским флагом. Но на стоянках в портах всё-таки поднимает «ласточкин хвост».
Киль «Гётеборга III» был заложен в 1995 г., и Вестфельт поместил в него на удачу две серебряных монетки – 1745 и 1995 гг. А бороздит волны возрождённый парусник с 2003-го – как видите, потребовалось не полтора года, а целых восемь. Сейчас это крупнейший деревянный парусник в мире. Разумеется, на нём есть и современная силовая установка (ведь навигационные приборы, холодильники и т.д. не могут обойтись без электричества; вообще, если бы можно было убрать всё это, авторы проекта были бы только за – но кто в XXI веке разрешил бы так ходить по морям?), я бы даже сказал, суперсовременная – на биотопливе на основе рапсового масла, таким образом, «Гётеборг III» демонстрирует ещё и перспективы экологически ответственного судоходства. Но и паруса на нём – не декорация, в движении электромоторы играют, скорее, вспомогательную роль – ими пользуются в портах, где требуются сложные манёвры, и когда попутного ветра нет. Экипаж меньше, чем в XVIII веке – 80 человек. Когда половина команды не лежит, терзаемая цингой или малярией, этого достаточно.
Обошлось это чудо примерно в 250 миллионов шведских крон (почти 40 миллионов долларов), порядка 40% из них – государственные средства, остальное внесли спонсоры.
Первое большое путешествие «Гётеборг III» совершил, естественно, в Китай (но маршрут немного отличался от маршрута «Гётеборга I» — теперь избегать портов нет нужды, а ещё теперь есть Суэцкий канал). Он отправился из Гётеборга в октябре 2005 г. и прибыл в Гуанчжоу в июне 2006 г.
Вот этому-то событию, друзья, и посвящена серия жуйпиньхаоских блинов, отсюда и «1739-2006» на их обложках – от начала первого плавания первого «Гётеборга» до прибытия нынешнего (а в следующих выпусках этой серии — «1739-2007», видимо, до окончания первого плавания «Гётеборга III»). Некоторые говорят, будто бы в Жуйпиньхао утверждают, что на «Гётеборге III» в Китай приплыл король Швеции – это, конечно, неправда, то ли у китайцев фантазия разыгралась, то ли кто-то неправильно их понял. Карл XVI Густав с супругой Сильвией встречали «Гётеборг III» по его возвращении на родину, и к ним присоединился тогдашний лидер КНР Ху Цзиньтао.
После этого было несколько плаваний поскромнее – в основном, по странам северной Европы. В 2010-х возникли временные трудности с финансированием, и выдвигались предложения превратить «Гётеборг III» в музей – но его строили не для того, чтобы он уныло стоял в порту. В этом году он снова отправился в Китай. И надеюсь, он и третий рейс в Гуанчжоу и обратно завершит благополучно – сколько можно тонуть-то?
Что ещё сказать? Учитесь, друзья, тому, что такое настоящая дерзость, и что такое настоящая мечта.
Маршрут «Гётеборга».
Перечень грузов в последнем плавании «Гётеборга».
Водолазные работы Кейллера и Лайона.
Посуда с затонувшего «Гётеборга».
Посуда с затонувшего «Гётеборга», обросшая ракушками.
Посуда с затонувшего «Гётеборга».
Посуда с затонувшего «Гётеборга».
Посуда с затонувшего «Гётеборга».
Деревянный короб для чая с затонувшего «Гётеборга».
На раскопках Шведского морского археологического общества.
Андерс Вестфельт рассказывает о раскопках.
Образцы чая с затонувшего «Гётеборга» в музее чайной культуры Сунло.
Реликвии с затонувшего «Гётеборга» в музее уезда Сюнин.
Чай с затонувшего «Гётеборга».
Часть экспозиции на «Гётеборге III» (конечно же, это не подлинные старинные карты, а современные реплики). Если приглядеться повнимательнее, то видно, что книга — китайско-шведский словарь.
Маршрут плавания «Гётеборга III» в 2022-2023 гг.
Основной источник — https://www.gotheborg.com/project/project_introductio.. , категорически рекомендую, это прекрасный сайт, созданный Яном-Эриком Нильссоном, и его можно рассматривать как образец того, как вообще нужно делать такую работу, хороши и структура, и наполнение, история «Гётеборгов» изложена последовательно и увлекательно, а экскурсы в прошлое города Гётеборга, шведско-китайских и шведско-шотландских отношений уместны и вкусны. Прочитать все материалы той части сайта, которая посвящена «Гётеборгам» – как посмотреть хорошее кино. А рядом — https://gotheborg.com/ — ещё и куча ценной информации о китайском и японском фарфоре.
Другие источники — https://litresp.ru/chitat/ru/Р/ragunshtejn-arsenij-gr.. , https://akbinfo.ru/novosti/sudno-gyoteborg-na-biodize.. , https://vk.com/wall-126559275_119958 , https://dzen.ru/a/Y1ebiyYz73dz_WDO , https://www.shine.cn/feature/art-culture/2106210900/ , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1711389687474526212.. и др.
04 января 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038