Баоцзин Хуанцзинь Ча – золотая надежда западной Хунани. Часть 1

Слово «хуанцзинь» (黄金) – «золотой», «золотистый» — в названиях чая встречается всё чаще. Чай из сырья с желтолистных культиваров, например, Аньцзи Хуанцзинь Я, Найбай Ча и т.п. – главный тренд в мире зелёного чая в последние годы; Хуанцзинь Е (黄金叶), «Золотые листья» — новое, более благозвучное название шэн и шу пуэра из хуанпяней, «жёлтых пластинок», то есть зрелых, крупных, грубоватых листьев. Но в случае баоцзинского чая золотой является не ботаника, а история. Хотя ботанические особенности у него тоже есть.

Баоцзин – уезд Сянси-Туцзя-Мяоского автономного округа на западе провинции Хунань (собственно, Сянси (湘西) и означает «хунаньский запад»), у границы с Гуйчжоу. Площадь уезда – 1760 кв.км, зарегистрированное постоянное население – около 239 тыс. чел (реальное число жителей приближается к трёмстам тысячам). Более 80% населения представляют национальные меньшинства КНР – прежде всего туцзя, на втором месте – мяо; красочный осенний фестиваль мяо привлекает немало туристов. Баоцзин находится на восточной оконечности Юньнань-Гуйчжоуского нагорья, в средней части гор Улиншань и имеет сложный рельеф, бóльшая часть его территории – средние и низкие горы, гребни чередуются с долинами, есть около трёхсот пещер и несколько десятков подземных рек. В уезде много ручьёв и рек, большая часть которых относится к системе Юшуй, главной реки запада Хунани; Баоцзин называют «жемчужиной Юшуя». К туристическим достопримечательностям Баоцзина можно отнести живописные районы Юсиюань, Люйдуншань, Сяочжайгоу, парк народных обычаев туцзя Цяньшань; в уезде есть палеолитические городища, гробницы периода Вёсен и Осеней, остатки зернохранилищ периода Сражающихся царств, руины, относящиеся к эпохе Хань, и т.д. Баоцзин – сокровищница диких животных и редких растительных ресурсов: здесь растут метасеквойи, гингко, давидии, ниссы, южные тисы, живут гигантские саламандры и дымчатые леопарды. Климат – субтропический муссонный, с хорошо выраженными временами года; на высоте 350 м среднегодовая температура 16,1°С, а безморозный период – около 300 дней; климат имеет явную вертикальную составляющую и сильно зависит от рельефа – «на одной горе четыре сезона, на десяти ли разная погода»; среднегодовая относительная влажность – более 80%, и осадков достаточно – в среднем до 1600 мм в год, но распределены они неравномерно: с апреля по июнь выпадает почти половина годового количества, а с июля по сентябрь сухо; кроме того, год отличается от года – в 1980-х бывало и почти 1900 мм в год, и меньше 900. Из-за непростого ландшафта и сложностей с мелиорацией освоена сравнительно небольшая часть земель уезда. Знаковых продуктовых специалитетов, пожалуй, нет; чем знаменит Баоцзин – так это керамическими сосудами для вина, местная глина благодаря низкой усадке, высокой прочности, пористости и устойчивости к кислотам хорошо для этого подходит. Лишь пару лет назад Баоцзин был официально исключён из числа бедных уездов и отмечен как «уезд с очевидными достижениями в тяжёлой работе», и не последнюю роль в этом сыграл чай.

Западная Хунань – место соприкосновения культуры Срединной равнины с культурами царств Ба и Чу. Через эту границу, сойдя с гор Улиншань, знания о чае и сам чай распространился в центральные области Китая. Одно из самых древних упоминаний о местном чае содержится в «Тун Цзюнь Лу» (桐君录), «Записях Тун Цзюня» (поскольку 桐 – тунг, а 君 – господин, правитель, владыка, то встречается также перевод «Заметки мудреца тунгового древа»). Тун Цзюнь – мифический персонаж, великий знаток трав и целитель, живший во времена Хуан-ди, Жёлтого императора. «Тун Цзюнь Лу», естественно, были написаны не им лично – они просто названы в его честь; создан этот свод знаний о растениях, прежде всего лекарственных, предположительно в IV-V вв. н.э.; насколько я понял, как таковой текст «Записей Тун Цзюня» не сохранился – они известны по цитатам в более поздних источниках и фрагментам в различных антологиях, например, в «Шэньнун Бэньцао Цзин Цзичжу» (神农本草经集注) – «Сборнике комментариев к трактату Шэнь-нуна о корнях и травах», составленном Тао Хунцзином в 536 г. Даже название этого труда приводится в разных вариациях – и «Тун Цзюнь Цайяо Лу» (桐君采药录) – «Записи Тун Цзюня о сборе растительных снадобий», и просто «Цайяо Лу», и просто «Тун Цзюнь». Чай в этих записях тоже фигурирует, и утверждают, что среди прочего там говорится о производстве чая в Люйдуншане (吕洞山), а Люйдуншань – вторая по высоте вершина Баоцзина (1227 м) и священная гора местных мяо.

Но по-видимому, чай пить начали здесь гораздо раньше, более 2000 лет назад. При раскопках руин Сыфана, относящихся к началу эпохи Хань (III в. до н.э.), было найдено большое количество керамической утвари, в том числе и такой, какая использовалась в ханьские времена для приготовления и питья чая. Похожие горшки, чаши и т.д. находят и в других местах на территории нынешнего Баоцзина.

В «Чайном каноне» Лу Юя говорится о некой горе Уше (или Уи – транскрипция дискутабельна) на 350 ли к северо-западу от Сюйпу (сейчас уезд Сюйпу входит в состав городского округа Хуайхуа, граничащего с Сянси с юго-востока), на которой растёт много чайных деревьев, и все окрестные жители собираются там на празднества с песнями и плясками. Предполагают, что речь о Люйдуншане.

Важнейшее событие в истории региона, предопределившее его жизнь на века вперёд – битва при Сичжоу – в какой-то мере связано с чаем. Начиная с 9-го года правления Чжэньюань (т.е. 793 г. н.э.), крестьяне-чаеводы Баоцзина и Гучжана обязаны были платить налог на чай. После падения династии Тан и образования царства Чу со столицей в Чанша налоговое бремя выросло – цари Чу из рода Ма были довольно жадными людьми, и народное недовольство вылилось в восстание под предводительством вождя туцзя Пэн Шичоу. Войны танских времён часто заставляли людей оставлять родные края и переезжать за тысячи ли. Так произошло и с родом Пэн: родина Пэнов – Ганьсу, но будучи способными военачальниками, они перебрались сперва на восток, на земли современной Цзянси, а затем на юго-запад, осев в долине Юшуя; они одолели местных вождей и взяли под контроль весь этот район. Ма Инь, основатель Чу, старался заручиться поддержкой Пэнов, назначил их правителями области Сичжоу (ныне город Лаоси) и женил сына Ма Сифаня на двоюродной сестре Пэн Шичоу, которая известна как Шуньсянь – говорят, она была некрасивой, но мудрой женщиной и приложила все усилия для того, чтобы между Сичжоу и Чу сохранялся пусть худой, но мир. Но как только Шуньсянь умерла, основания сдерживаться исчезли, и в 939 г. Пэн Шичоу пошёл на Чу войной. Хорошо обученная и вооружённая армия Чу, умело используя пороховые ракеты, разбила более многочисленное и отважное войско сичжоуских туцзя и отбросила их в горы, но Ма Сифань понимал, что покорить дерзких горцев ему будет не по силам. В следующем году стороны заключили мир, установив бронзовый пограничный столб, который является сейчас одной из главных исторических реликвий региона – он представляет собой восьмигранную колонну весом более двух с половиной тонн, на которой выгравированы более 2000 иероглифов договора. По этому договору туцзя освобождались от налогов и от воинской повинности, их вожди получали право самостоятельно назначать всех должностных лиц, а армия Чу не имела права пересекать границу области Сичжоу. По сути, земли, которыми управляли Пэны, формально входя в состав Чу, превращались в маленькое самостоятельное государство, а удивительнее всего, что их независимость продлилась почти восемь веков (!) – все последующие правители Китая сохраняли статус-кво: северный Юшуй не платил дань, но посылал к императорскому двору подарки, в частности, тигровые шкуры, киноварь, редкие лекарства, а заодно и чай из Баоцзина и Гучжана. В чём разница между податью и дарами? В том, что были и ответные подарки, порой более щедрые. Верховные власти ценили храбрость воинов туцзя, которые не раз добровольно защищали рубежи Китая – например, от японских пиратов. Кроме того, власть на Срединных равнинах менялась так часто, что вплоть до XVIII века до западных окраин у неё просто не доходили руки. Лишь в 1728 г. цинское правительство решило покончить с автономией северного Юшуя. Перед Пэн Чжаохуаем встал нелёгкий выбор: сложить полномочия, предав дело десятков поколений предков, или начать кровопролитную войну, пожертвовав жизнями своих подданных. Последний вождь Пэн предпочёл личную трагедию, покинув Лаоси вместе со своей семьёй и отправившись в Цзянси, откуда более восьмисот лет назад пришли его прародители – подробнее обо всём этом см. https://www.163.com/dy/article/H601H7FU055369ER.html . Так закончилась история если не длиннейшей, то одной из самых длинных непрерывных династий в истории Китая. И очень жаль, что не нашлось талантливого писателя или режиссёра, который превратил бы её в легенду, трогающую сердца и вдохновляющую людей во всём мире – она этого безусловно заслуживает.


Люйдуншань.


Пограничный бронзовый столб из Сичжоу.


Баоцзинский пейзаж.


Баоцзинские чайные сады.


Мяоская девушка с чайными листьями.

10 декабря 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.