Немного о чапяо: «чайные билеты» как зеркало китайской истории и культуры

Понятие чапяо (茶票) – «чайный билет» (пяо – также талон, карточка, ассигнация и т.д.) впервые возникло в эпоху Сун и было, по сути, сокращением от ча инь пяоцзюй (茶引票据) – «квитанция, разрешающая торговлю чаем». Такие чапяо представляли собой одну из первых попыток государственного контроля над быстро растущим чайным рынком. Чапяо давал его обладателю право закупать, перевозить и перепродавать определённое количество чая – торговец мог предъявить его проверяющим, а деньги, уплаченные за чапяо, шли в казну. То есть это такая примитивная форма налога на чайную торговлю.

Позже практика «чайных разрешений» сменилась более продвинутыми системами налогообложения, но чапяо, изменяясь как по форме, так и по значению, дошли до времён республиканского Китая. Чапяо поздней Цин и периода Республики (Миньго) украшены сложными орнаментами и печатями, содержат подробные тексты и могут представлять антикварную ценность. Поскольку чайный рынок занимал видное место в экономике Китая, чапяо воспринимались как ценные бумаги – их могли покупать и продавать, дарить или даже расплачиваться ими, как деньгами.

В ХХ веке известно несколько случаев, когда «чайные билеты» использовались в качестве денег и имели хождение параллельно с ними. Так, в 1925 г. тяньцзиньский Китайский шёлково-чайный банк выпустил чайные боны номиналом пять юаней для облегчения чайной торговли. Тяньцзинь был крупным транспортным и торговым центром, интенсивность деловых операций, в том числе чайных сделок, была очень велика, наличности для расчётов покупателей и продавцов элементарно не хватало – и эти боны, носившие то же самое название – чапяо, были её заменителем; отличие от настоящих денег состояло в том, что обеспечены они были не драгоценными металлами или иными банковскими активами, а чаем – по крайней мере, теоретически. В 1932 г. фирма «И Хэ Ча Хао» из аньхойского Гаотана выпустила боны номиналом 1 и 5 юаней – по-видимому, также для упрощения расчётов на пике чайного сезона. В фуцзяньском Фуане фирма «Сешэнчан» выпускала похожие боны с 1928 г., а в 1934 г. руководство Восточно-фуцзяньского советского района реквизировало их, сделало на них свою надпечатку и использовало просто как деньги. Во время Японо-китайской войны 1937-1945 гг. Китайская банкнотная компания напечатала чайные купоны для оборота в Цзянси, Аньхое, Цзянсу, Чжэцзяне, Фуцзяни, Хунани и Хубэе.

В коммунистическом Китае чапяо превратились в гораздо более печальное явление – теперь это были талоны на приобретение чая (это легко поймут те, кто застал последние годы СССР в сознательном возрасте) или посещение чайных, и выглядеть они стали куда беднее. Чай был не в таком дефиците, как хорошие сигареты или спиртное, но на маркетплейсах для антикваров среди тысяч табачных и алкогольных талонов 1960-х и 1970-х попадаются и чайные.

Отдельная увлекательная тема – железнодорожные чайные билеты, или «билеты на чайное место» — чацзопяо (茶坐票). Насколько я смог понять, в старые времена пассажир мог сэкономить и взять билет на поезд без места, чтобы ехать стоя. Но когда вагон-ресторан был свободен – например, ночью – он мог заплатить небольшую сумму, получить «чайный билетик» и расположиться там с относительным комфортом. В наше время с такой практикой, конечно, борются, но не всегда успешно, поскольку питание в китайских поездах часто отдаётся на аутсорс, и если сотрудники обеспечивающих питание компаний торгуют «чайными местами», то железнодорожники только разводят руками в ответ на жалобы – мол, за вагоны-рестораны мы не отвечаем.

На китайских форумах можно встретить забавные истории о том, как люди, не успевшие купить билет и опаздывающие на поезд, рассчитывали заплатить прямо в поезде, но по дороге к перрону их встречали и обилечивали железнодорожники. А потом выяснялось, что им продали не билет на поезд, а «чайный билет», и придётся платить ещё раз. Оказывается, на некоторых крупных станциях недавно открылись чайные, в которых можно скоротать время до отправления – по сути, дополнительные залы ожидания с расширенным функционалом, в том числе и чайным. Талоны на вход в такие чайные внешне похожи на билеты на поезда, а сотрудники одеты в униформу, похожую на железнодорожную – ради эстетической целостности. Вот они и придумали увеличивать «посещаемость» своих заведений, охотясь на незадачливых опоздунов.

И мы плавно переходим к теме мошенничества – увы, понятие «чапяо» в последнее время всё чаще оказывается связанным с незаконным отъёмом денег у населения.

В 2016 г. компания с громким названием «Пуэрный Банк» объявила о выпуске двух чайных билетов – «Дагуань Цяньсюэ 2008» и «Дагуань Биндао 2008» — на платформе пекинского Центра авторских прав Дунфан Юнхэ. Как я понял, это нечто вроде сертификатов на выдержанный чай из запасов «Пуэрного Банка» — эта компания занималась хранением чая и его реализацией. Чапяо «Пуэрного Банка» вызвали интерес у инвесторов, и вскоре компания выпустила ещё и пуэрную криптовалюту – «пуэрби» (普洱币), или пуэркоин. Цена пуэркоина за короткое время выросла в 20 раз, однако контролирующие органы установили, что на складах «Пуэрного Банка» хранится гораздо меньше чая, чем заявлено; вдобавок к этому, эксперты, проводившие оценку качества этого чая, не имели соответствующей квалификации. В 2018 г. шестеро руководителей «Пуэрного Банка» были арестованы в Шэньчжэне, число обманутых ими инвесторов превышает 3000, а причинённый ущерб – 307 миллионов юаней.

Нужно заметить, что правительство КНР взяло курс на борьбу со свободным рынком криптовалют. Почти одновременно с пуэркоином были разгромлены ещё несколько похожих проектов – «датанби», «у-син би» и др. Китайские власти стараются создать впечатление, что криптовалюты – это очень опасно, это мир подлецов и бандитов, это гарантированное разорение…

Ещё один похожий случай – «дело 5.06» 2017 года, в котором зарегистрированная в Гуйчжоу компания «Чжунцзинь Улянь», ловко манипулируя курсом своих продуктов и доступностью электронных ресурсов (на пике цены возникали «технические неполадки», затем цена резко падала, и испуганные инвесторы бросались продавать активы, как только открывалась такая возможность), присвоила без малого 200 миллионов юаней, из которых около 120 удалось быстро вернуть вкладчикам. И объект торгов тоже назывался чапяо.

Возможно, из-за этих скандалов не получила развития инициатива госпожи Линь Чжэньфан, основавшей в 2012 г. Китайскую биржу чапяо в Гонконге. Предполагалось, что эта компания будет заниматься распределением высококачественного пуэра при помощи билетов-сертификатов, выпускаемых ограниченным тиражом. Каждый чапяо соответствует определённому количеству шэн и шу пуэра из сырья со старых деревьев, а также даёт право на три года хранения этого чая в контролируемых профессионалами условиях. Кроме того, эти билеты имеют художественную ценность и сами по себе могут быть предметом коллекционирования – дизайн «драконьих» чапяо разработал известный художник Чэнь Шаохуа, являющийся автором ряда марок Почты Китая (и чапяо были оформлены в виде блоков с марками). Затем должны были последовать «змеиные», «лошадиные» и так далее, однако после 2013 г. об этом проекте ничего не слышно.

В целом же, чапяо по-прежнему ассоциируются с чем-то древним, славным и ценным, с изысканной стариной. Мотивы чапяо нередко используются в оформлении обложек дорогих пуэрча и посвящённых чаю почтовых марок из лимитированных серий, которые быстро растут в цене.

Старый чапяо.


Старый чапяо.


Чапяо Китайского шёлково-чайного банка, 1930-е.


Билет на посещение чайной в народном парке в Урумчи, Синьцзян, 1960-е. Сравните с предыдущим фото.


Талончик на чай, 1972 г.


Чапяо Китайской биржи чайных билетов, 2012 г.


Пуэркоин.


Пуэрная обложка с отсылкой к чапяо.


Почтовая марка, посвящённая Те Гуаньинь.


Она же в ультрафиолете.

Источники — https://baike.baidu.com/item/茶票/1079689.. , https://www.sohu.com/a/433325118_187446 ,
https://baike.baidu.com/item/中国茶.. , https://m.puercn.com/show-8-43203.html , http://www.deyi.com/thread-6849013-1-1.html , http://biz.jrj.com.cn/2016/08/18151221336415.shtml , https://baike.baidu.com/item/普洱币.. , https://www.163.com/news/article/DJ9OAD5J000187VE.htm.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1636140135540567550.. ,
https://baijiahao.baidu.com/s?id=1728081070829700648.. и др.

6 мая 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.