Немного о географии Фэнхуаншаня и об истории Сунских Сортов. Часть 1. Фэнхуан Дань Цуны и Удун Дань Цуны. Древнее дерево из Лицзайпина.
Самый известный район производства улунов в провинции Гуандун – Фэнхуаншань (凤凰山), Горы Феникса в северной части района Чаоань городского округа Чаочжоу. Часть Гор Феникса относится к территории посёлка Фэнхуан (凤凰镇), но это не тождественные понятия. Ещё нужно не забывать, что Фэнхуаншань – очень популярное название: свои Горы Феникса есть в Шаньдуне, Ляонине, Шаньси, Хэбэе, Сычуани и т.д.
Под названием Фэнхуаншань чаоаньские горы известны как минимум с эпохи Тан. Три высоких хребта с внутренней стороны напоминают фениксов (точнее, фэнхуанов. Феникс – всего лишь аналог этой мифической китайской птицы в европейском бестиарии. Если изучить вопрос внимательнее, выясняется, что феникс и фэнхуан не очень-то и похожи) в полёте, и их называют Фэйфэнлин (飞凤岭) – Хребты Парящих Фениксов. Три пологих северо-восточных отрога похожи на хвосты фениксов, и их называют Фэнмэйлин (凤美岭) – Хребты Фениксовой Красоты. Но в названиях чая эти топонимы обычно не встречаются.
Всего в Фэнхуаншане насчитывается свыше пятидесяти вершин высотой более 1000 м, и чай делают на склонах или у подножия многих из них. Самая высокая – 1498 м над уровнем моря – носит название Фэнхуанцзи (凤凰髻), или Фэнняоцзи (凤鸟髻), с некоторой долей условности переведём это как Хохолок Феникса (髻 — это узел волос или шиньон). Это высочайший пик Чаошаня (Чаошань – область на юго-востоке Гуандуна, в которую включают округа Чаочжоу и Шаньтоу, а часто ещё Цзеян и Шаньвэй; согласно распространённому мнению, именно здесь сформировалось обращение с чаем, известное как гунфуча, с использованием маленьких глиняных чайников и маленьких чашек). Но любителям чая гораздо лучше знакома гора Удун (乌岽山), хотя она и ниже – 1391 м.
Почвы на склонах Удуна богаты минеральными и органическими веществами, осадки обильны, а густые туманы часты; на Удуне много чайных деревьев, имеющих значительный возраст – а для даньцунов это важно. В результате Удун стал ассоциироваться с чаем высокого качества, что порой ведёт к злоупотреблениям – нередко продавцы просто вписывают этот топоним в название более дорогого чая, хотя происхождение его точно установить невозможно. «Удун» в этом случае следует читать просто как «высший сорт». А тем, кто склонен задавать вопросы типа «А это Удун Дань Цун или Фэнхуан Дань Цун?», нужно понять, что это не две разных локации. Удуншань – часть Фэнхуаншаня, который и сам не особенно велик.
Многие российские любители чая плохо представляют себе масштабы именитых чайных локаций Китая, в их представлении это какие-то громадные, бескрайние чайные сады. Например, на днях один наш чайный знакомый написал, что «деревня Баньпэнь находится ВСЕГО (выделено мной – А.Д.) в нескольких десятках километров от Лаобаньчжана». А на самом деле между ними – километра три. Вся зона Буланшань – от силы тридцать километров в поперечнике, и это если брать очень широко. Вся Сишуанбаньна со всеми её великими чайными горами – примерно двести на сто км.
То же и с Фэнхуаншанем: площадь этой зоны – менее 500 кв. км (см. фото 4), она легко поместилась бы внутри МКАДа, и ещё много места осталось бы. Но, конечно, Чаочжоу Ча делают не только там. Есть, в конце концов, даже не чаоаньские даньцуны – о даньцунах из соседнего уезда Жаопин мы писали здесь: https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_18774 .
На западном склоне Удуна, чуть ниже вершины, есть Тяньчи, Небесное озеро (凤凰天池, приставка «Фэнхуан» здесь важна, потому что Небесных озёр, как и Фениксовых гор, в Китае много) площадью больше 5 гектаров. Считается, что это бывший кратер вулкана. Озеро Тяньчи очень живописно и любимо туристами и фотографами. Слово «Тяньчи» периодически встречается в названиях чаочжоуских улунов и красных, и это, конечно же, не значит, что чай буквально с берегов этого водоёма.
Непосредственное отношение к месту происхождения чая могут иметь названия деревень, если они входят в состав названий фэнхуаншаньского чая. Деревень в этом районе много – только в состав посёлка Фэнхуан входят две общины и двадцать семь административных деревень, а натуральных деревень намного больше (напомню, что административная деревня – это единица территориального деления, а натуральная деревня – реальный населённый пункт). Есть более известные деревни – например, Лицзайпин (李仔坪村, другой вариант транскрипции — Лицзыпин), Даань (大庵村), Шитоуцзяо (狮头脚村), и часть из них прославилась благодаря старым деревьям, есть менее известные.
Но деревня в названии чая может быть указанием не на географию, а на ботанику – часть культиваров имеет в своих названиях имена деревень, откуда они родом (или откуда родом их материнские деревья). То есть, если перед вами чай с названием Даань Ми Лань Сян Дань Цун, это может означать как Ми Лань Сян Дань Цун из деревни Даань, так и чай с куста Даань Ми Лань Сян Дань Цуна – так называется один из культиваров, входящий в тип аромата Ми Лань Сян. Проблематики названий даньцунов мы касались уже не раз. Например, здесь: https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_9799 .
Чтобы окинуть взглядом всю фэнхуаншаньскую путаницу и, может быть, слегка её распутать, возьмём такое понятие, как Сун Чжун (宋种) – Сунский Сорт. При ближайшем рассмотрении оно окажется не менее многозначным, чем Да Хун Пао.
Одно из значений понятия Да Хун Пао – так называемые материнские кусты на скальной полочке в Цзюлункэ. В Фэнхуаншане есть аналог – знаменитые, почитаемые чайные деревья, возраст которых составляет несколько веков, их и называют Сун Чжунами в самом узком смысле.
Правда, по всей видимости, ни одно из этих деревьев не застало эпоху Сун, они всё же не настолько стары. Если стремиться к буквальной точности, их надо было бы назвать Минскими. Но Сун – знаковая эпоха для фэнхуаншаньского чая: согласно легенде, его история началась с того, что Чжао Бину (Хуай-цзуну), последнему сунскому императору, бежавшему от завоевателей-монголов на юг, уставшему, больному и испуганному, феникс принёс чайные листья, и, выпив чаю, Чжао Бин успокоился, взбодрился и выздоровел. На самом деле, во время этого волшебного чаепития Чжао Бин ещё не был правителем Сун. Императором его провозгласят после того, как они со старшим братом Чжао Ши (Дуань-цзуном) укроются на острове Лантау (сейчас это часть Гонконга), и брат умрёт. Чжао Бину при этом будет всего шесть лет, а его правление продлится меньше года – с его гибелью в сражении с монгольским флотом эпоха Сун закончится. Посещали ли фениксы царственное сунское дитя, на долю которого выпало столько несчастий – теперь уже не проверишь, но считается, что фэнхуаншаньский чай существует больше семи столетий – хотя, конечно, улуны в XIII веке ещё не делали.
Самое знаменитое из древних фэнхуаншаньских деревьев – Сун Чжун И Хао (宋种一号), Сунский Сорт №1 – находилось на склоне горы Удун близ Лицзайпина, на высоте около 1150 м над уровнем моря. Название деревни Лицзайпин можно перевести как «место детей Ли» — считается, что деревня была основана семьёй Ли, и что эта семья занималась чаеводством уже в конце Сун.
Само это дерево, его потомки и чай, собранный с них, сменили множество названий. Некоторые авторы шутят, что если верна пословица о том, что у ребёнка, которого любят боги, множество имён, то это чайное дерево явно должно быть любимцем богов. Говорят, что первоначально его называли Туань Шу Е (团树叶) – за округлые листья; с возрастом его листья стали крупнее, и его стали называть Да Е Сян (大叶香) – «Аромат Больших Листьев». В 1946 г. китайский торговец-эмигрант, закупавший этот чай для торговли во Вьетнаме (это не должно удивлять людей, знакомых с китайской историей: во время войны с Японией многие торговцы покинули Китай и осели в странах ЮВА, а после установления коммунистического режима часть из них так и не вернулась), дал ему имя Янь Шан Чэнь (岩上珍) – «Драгоценность На Скале», подразумевая его труднодоступность. В 1956 г., когда с этим чаем начал работать удунский производственный кооператив, появилось хорошо известное современным любителям даньцунов название – Хуанчжи Сян (黄栀香), «Гардениевый Аромат». Кому-то из сотрудников показалось, что запах чая при прогреве похож на аромат цветов гардении. А в 1958 г. этот чай стал наконец Сун Чжуном – Сун Чжун Дань Цун Ча (宋种单丛茶), причём это название, насколько можно понять, дали ему уишаньские мастера, к которым гуандунцы съездили в порядке обмена опытом.
Это заставляет задуматься, как часто что-то становится известно в мире не под своим «родным» именем, а под названием, которое дали чужаки, люди извне. С народами, например, это так в абсолютном большинстве случаев: ведь и грузины не называют себя грузинами, и финны – не финны, и немцы – не немцы, и китайцы – не китайцы. Живущие в Фэнхуаншане шэ (их там, впрочем, немного, бóльшая часть представителей этого народа живёт в Фуцзяни, Чжэцзяне и Цзянси) называют себя хоне – «горный народ». Но вернёмся к Сун Чжуну.
Следующие названия отражали перемены в жизни КНР. В 1959 г. в разгаре был «Большой скачок» — и чай стал называться Фэнчань Ча (丰产茶) – «Высокоурожайный чай». В 1969 г. взметнулся вихрь «Культурной революции» — и чай сменил имя на Дунфан Хун (东方红) – «Алеет Восток» (об истории этого словосочетания мы писали здесь: https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_19335 ).
После сельскохозяйственной реформы 1980 г. хозяином дерева стал некто Вэнь Чжэньнань, а чай снова стал называться Сун Чжун Дань Цун Ча. В 1990 г. дерево стали величать Старым Чайным Владыкой – Лао Ча Ваном (老茶王). Его высота была около 6 м, ширина кроны 6,5-6,8 м, окружность ствола 1,83 м, но крона его не была пышной, листьев было мало. Ежегодный урожай достигал в лучшие годы 17,8 цзиня (цзинь – 0,5 кг).
Фэнхуаншань
Схема Чаоаня и окрестностей. Фэнхуаншань — вверху справа.
01 апреля 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038