Немного о проблемах ручного и перспективах механического сбора чая

Пост представляет собой пересказ наиболее важных фрагментов интервью с Найджелом Меликаном, основателем компании Teacraft Consulting и президентом Европейской ассоциации спешлти-чая (ESTA), а также его статьи на сайте Teacraft (https://teacraft.com/2021/12/31/mechanical-harvesting.. , https://teacraft.com/2021/12/31/where-is-the-tea-indu.. ) с моими комментариями и дополнениями.

Начиная с 1960-х, достижения в чайной селекции, агротехнике, уходе за плантациями и т.д. привели к впечатляющему росту производительности. Урожайность выросла в разы, мировые объёмы производства чая за полвека увеличились с одного до шести с лишним миллионов тонн в год. Аукционные цены на чай упали (в реальном выражении, с учётом инфляции), но рост объёмов производства это компенсировал. Низкая стоимость контейнерных перевозок позволила сделать чай доступным по цене для потребителей, и розничная торговля им была при этом рентабельной.

Вплоть до 1980-х в мире преобладал ручной сбор чая – на долю механического сбора приходилось лишь около 5% производимого чая. Пионерами в области механизации были Япония, где первые чаеуборочные комбайны появились ещё в 1910 г., и СССР. Однако затем ситуация стала быстро меняться, и сейчас не менее 70% чая (по оценкам Меликана. – прим. А.Д.) собирается при помощи машин, триммеров, ручных ножниц или серпов, что, конечно же, отражается на среднем качестве готового чая. Почему так произошло?

Качественный ручной сбор требует большого навыка – сборщик должен уметь выбирать побеги в оптимальном состоянии, пропуская недостаточно развитые, перезрелые и имеющие дефекты, и срывать флеши определённой длины. Скорость работы опытных сборщиков поражает, но если строго следовать стандарту (для ординарного чая это чаще всего почка и два листа), у неё есть предел. Чтобы был возможен полностью ручной сбор, и качество сырья было высоким, у вас должно быть достаточно рабочей силы, и эта рабочая сила должна быть квалифицированной, но при этом дешёвой.

Урбанизация сказывается и на доступности человеческих ресурсов, и на их стоимости. В середине 2000-х городское население мира впервые стало больше сельского. Сборщики чая не хотят, чтобы их дети работали на плантациях – они хотят, чтобы их дети стали врачами, учителями, бухгалтерами, они хотят для своих детей лучшей судьбы и имеют на это полное право. В начале 2010-х в Шри-Ланке приходилось в среднем два сборщика на гектар чайных плантаций, в конце – один.

Чтобы хотя бы отчасти замедлить отток рабочей силы в города, оплата труда в сельской местности должна расти вслед за городскими зарплатами. А средняя заработная плата в Шри-Ланке только за одно десятилетие с 2010 по 2019 г. выросла на 82%. Поэтому времена, когда зарплата сборщика не превышала доллар в день, остались в прошлом. Сейчас в Африке и Азии сборщики получают от 2 до 5 долларов в день, и это кажется мизерными деньгами, но не может не влиять на себестоимость чая.

В наше время на оплату труда сборщиков приходится не менее 50% себестоимости готового чая, и чем выше требования к качеству сбора, тем эта доля выше – например, в Шри-Ланке в 2011 г. она составила 63%, а сейчас, вероятно, ещё больше. Вдумайтесь: затраты на выращивание чая, фабричный труд, электроэнергию, топливо, оптовую упаковку, техническое обслуживание – всё это в сумме составляет меньше половины затрат на производство чая, возможно, даже треть. А две трети – зарплата сборщиков.

А ведь цены на ординарный чай, в отличие от стоимости рабочей силы, не растут. За те же десять лет с 2010 по 2019 средние аукционные цены на чай в Шри-Ланке четыре раза на уровне себестоимости или ниже – проще говоря, четыре года из десяти производители чая работали в ноль или в убыток.

В таких условиях неизбежно снижение требований к качеству ручного сбора. Это позволяет сборщикам, получающим оплату по весу собранного сырья, заработать больше, а производителям – снизить издержки. В проигрыше только покупатель, которому, правда, не приходится платить больше, но качество чая в его чашке неуклонно снижается.

Но этим нехватку рабочих рук не компенсируешь. Только за последние двадцать лет объёмы производства и потребления чая удвоились. Без машин элементарно не обойтись.

***

Всегда ли механический сбор чая – это нечто ужасное и оскорбительное для достоинства чаемана?

Классические комбайны, обрезающие чайные кусты по контуру, разумеется, дают результат, несравнимый с ручным сбором – где-то будет срезан переросший, загрубевший побег, а где-то пропущен идеальный, ведь какими бы ровными внешне ни были кусты, вегетируют они не по линейке. Но человеческая изобретательность неисчерпаема. Современные селективные механические комбайны, такие, как агрегат австралийской компании Williames Tea Pty Ltd., не срезают, а срывают побеги, прижимая их вращающимися лентами к неподвижной плоскости. Слишком грубый побег не оторвётся, а слишком молодой и короткий не попадёт в захват. Результат оказывается сопоставимым по качеству с быстрым ручным сбором «на скорость» — 85% собранных флешей соответствуют стандарту. При этом такой селективный механизм в пять раз производительнее, и его применение обходится в шесть раз дешевле. Хотя сам по себе он недёшев – полутораметровая головка стоит около 15000 долларов, и такие вложения едва ли оправданы, если иметь дело с низкосортным чаем; с другой стороны, при массовом производстве такие штуковины наверняка станут дешевле. Посмотреть, как работает это чудо техники, можно, например, здесь: https://www.youtube.com/watch?v=yqJt1xkyY3E . Собранное с его помощью сырьё не так уж впечатляет, но обратите внимание на кусты после того, как по ним прошлись таким комбайном – они выглядят практически так же, как после ручного сбора, никаких срезанных веток и т.п.

Японцы тем временем пошли дальше и разработали беспилотный комбайн – см. https://www.youtube.com/watch?v=t6-m_3LRwX0 . Благодаря ультразвуковым датчикам машина автоматически поддерживает правильное положение над лентой чайных кустов. Как она переходит с одного ряда на другой – не очень понятно, но даже если управлять этим процессом приходится оператору, дистанционный контроль даёт значительный выигрыш в трудозатратах. А собранный чайный лист выглядит не хуже, чем в предыдущем ролике.

***

Может ли механизация разрешить назревшие проблемы? В идеальном мире рабочие-сборщики, превратившись в операторов высокотехнологичной чаеуборочной техники, зарабатывали бы больше, работали бы меньше, а освободившееся время и силы направляли бы на образование, саморазвитие и так далее. Но мы же помним, что главная задача, стоящая перед производителями чая в сложившихся условиях – это снижение себестоимости чая.

Поэтому механизация, как минимум, не всегда оказывается социальным благом. Так, в Кении внедрение чаеуборочных комбайнов привело к тому, что только за один 2016 г. 80 000 человек потеряли работу, а доходы тех, кто её сохранил, упали в полтора раза – со 136 долларов в месяц до 90 (см. https://thewestsidegazette.com/man-vs-machine-thousan.. ). Неудивительно, что механизация сбора чая наталкивается на ожесточённое сопротивление профсоюзных организаций (тут стране третьего мира можно позавидовать – в ней, в отличие от России, есть реально действующие профсоюзы), и были даже случаи уничтожения комбайнов лишившимися средств к существованию рабочими.

Лично я бы сказал, что выход в создании сегмента высококачественного чая, сбор которого невозможно механизировать (по крайней мере, пока; а на следующем витке развития робототехники – как знать…), и который достаточно дорог для того, чтобы сборщики и другие участники его производства могли получать достойную оплату – по примеру Китая. Но, конечно, это легче сказать, чем сделать.

***

В самом общем виде, в основе возможности западного потребителя получать качественный чай по низкой цене лежал крайне низкий уровень жизни тех, кто этот чай производит, в первую очередь – сборщиков. И он по-прежнему остаётся низким, но всё же их положение перестаёт быть настолько бедственным, как полвека назад. Это значит, что соотношение цены и качества чая будет изменяться в неприятную для потребителя сторону. Люди привыкли воспринимать чай как дешёвый продукт, а его доступность – как данность. Но придётся отвыкать – не от чая, конечно, а от пренебрежительного отношения к нему.

Как с этим быть? Самый хороший вариант – повышать собственный уровень жизни. Тогда качественный чай будет по-прежнему вам доступен.

15 февраля 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.