Чёрное наследие Шэнь-нуна – керамика Хэй Тао. Часть 2. Циньян Хэй Тао, провинция Хэнань

Судьба другого центра чёрной керамики – деревни Пэньяо в городском уезде Циньян городского округа Цзяоцзо провинции Хэнань – похожа на сюэцзяяоскую. Как и в случае с Сюэцзяяо, название деревни указывает на связь с гончарным делом: Пэньяо – дословно «печь для горшков/тазов». О начале истории циньянской керамики свидетельств не сохранилось, и можно только гадать, сколько существует этот промысел (обычно говорят о трёх или пяти тысячах лет, ориентируясь, видимо, на наиболее древние образцы чёрной керамики, найденные при археологических раскопках в Хэнани).

Первое значимое упоминание относится к правлению У Цзэтянь – феноменальной женщины, в тринадцать лет ставшей одной из младших наложниц в гареме Тай-цзуна, затем – наложницей его приемника Гао-цзуна, потом императрицей и, наконец, императором (да, Цзэтянь – единственная женщина в истории Поднебесной, официально носившая верховный титул) и, более того, основательницей династии Чжоу, впрочем, прекратившей существование с её смертью. У Цзэтянь фактически правила Китаем на протяжении сорока лет – с 665 по 705 г н.э. В это время циньянская керамика получила статус императорской и стала податной продукцией. Сохранились большие сосуды из Пэньяо времён Мин, которыми пользовались в императорском дворце. В 1915 г. изделия из циньянской Хэй Тао были представлены на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в Сан-Франциско и удостоены наград. О чёрной керамике из Циньяна говорят: «чёрная как лак, блестящая как зеркало, тонкая как бумага, звонкая как добрая слава, твёрдая как фарфор».

Характерная особенность Пэньяо – расположение мастерских и печей в искусственных пещерах со сводами, укреплёнными кирпичной кладкой, в склонах гор Тайханшань. Тайханшаньская глина сложна в обработке: насчитывают семьдесят две операции, которые необходимы для того, чтобы получилась качественная керамика. Сушить изделия перед обжигом требуется медленно, в тёмном месте с постоянной температурой и влажностью, и подземные коридоры подходят для этого как нельзя лучше.

Циньян Хэй Тао (沁阳黑陶) водонепроницаема, но пропускает воздух. Традиционные изделия из неё – это ёмкости для воды и прудики для декоративных рыб, вода в них долго остаётся свежей и прохладной; встречаются также цветочные горшки, вазы, статуэтки и т.д. Густой чёрный цвет отчасти объясняют поглощением углерода при дровяном обжиге, а глянцевый блеск достигается полировкой.

В конце ХХ века спрос на керамическую посуду снизился, гончарное дело в Пэньяо пришло в упадок, многие мастерские оказались заброшены. Молодёжь не стремилась перенимать секреты мастерства предков и выбирала другие жизненные пути. Большинство циньянских мастеров сейчас в солидном возрасте, молодых учеников у них немного. Опустевшие, мрачные пещеры, грубые инструменты, живой огонь и небольшая группка стариков, ходящих друг к другу в гости, размеренно делающих огромные глиняные горшки, бережно расходующих силы и регулярно прерывающихся на то, чтобы выкурить трубку или выпить чаю – всё это создавало странную атмосферу, спокойную и трогательную.

Но в последнее время ситуация меняется. В 2009 г. Циньян Хэй Тао была включена в перечень нематериального культурного наследия провинции Хэнань, и началось возрождение древних промыслов. Трудно переоценить вклад, который внесла Тан Ли, выдающийся мастер нового поколения. Она родилась в простой крестьянской семье, но её мать любила вышивать и вырезать из бумаги, и уже в детстве у Ли созрело желание связать свою жизнь с прикладным искусством. После окончания средней школы она открыла магазин товаров для рукоделия, затем училась у старых мастеров в Циньяне, а потом – в пекинском Университете Цинхуа. Это позволило ей усовершенствовать традиционные методы и вывести Циньян Хэй Тао на новый художественный уровень. В 2012 г. она основала проект Шэнь-нун Хэй Тао (神农黑陶; думаю, нет нужды пояснять, в честь кого он назван). Сейчас команда Шэнь-нун Хэй Тао состоит из десятка мастеров уездного, окружного и провинциального уровней и выпускает восемь серий изделий ручной работы, в общей сложности более тысячи моделей. Заметное место среди них занимает чайная посуда (примеры на фото ниже). Сделать чайник, который мог бы поспорить с исинскими, было для Тан Ли вызовом, и эта работа заняла несколько лет.

В 2014 г. был открыт Художественный музей гончарного искусства Шэнь-нуна. На первом этаже музея располагается экспозиция чёрной керамики, а также чайная зона, где можно попробовать чай, заваренный в Хэй Тао; утверждают, что Хэй Тао хорошо раскрывает аромат чая и делает его вкус тёплым, сладким и мягким. На втором этаже – лекционный зал и арт-площадка. Ведётся строительство тематического творческого парка Шэнь-нун Тао площадью 3000 кв. м.; реставрируются старинные печи, восстанавливаются заброшенные пещерные мастерские, им придают привлекательный вид – в скором времени Пэньяо превратится в туристический центр.

Гончарная мастерская в Пэньяо.


Гончарная мастерская в Пэньяо.


Гончарная мастерская в Пэньяо.


Дровяной обжиг в Пэньяо.


Дровяной обжиг в Пэньяо.


Тан Ли.


Шэнь-нун Хэй Тао. Вероятно, курительница для благовоний.


Чайник из Шэнь-нун Хэй Тао.


Чайный набор из Шэнь-нун Хэй Тао.


Чайники из Шэнь-нун Хэй Тао.

Источники — https://www.sohu.com/a/152074140_456163 , https://www.meipian.cn/mzib85m, https://www.meipian.cn/1game0ba , http://newpaper.dahe.cn/hnrbncb/html/2020-11/19/conte.. , https://www.sohu.com/a/282508103_120055313 , https://baijiahao.baidu./s?id=1654534635629661294.. , https://henan.qq.com/a/20170616/008469.htm , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1708132275233497829.. , http://newpaper.dahe.cn/dhb/html/2013-08/22/content_9.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1721388157506320584.. и др.

29 января 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.