Китайские горожане и чай. Занимательная статистика. Часть 2

Итак, пьют чай жители крупных китайских городов достаточно часто – думаю, ненамного реже, чем российские «чайные люди». А может, даже и чаще, ведь в России не так уж редко встречаются адепты «Пути Чая», которые пьют чай не каждый день, что не перестаёт меня изумлять.

Частота приобретения чая:
часто/регулярно — 18%,
изредка/от случая к случаю — 49%
никогда — 33%.
В среднем — 3,4 покупки чая в год.

А вот покупают – по российским меркам, очень редко. Только 18% опрошенных покупают чай часто/регулярно, 49% — изредка/от случая к случаю, а 33% — никогда. В среднем участники опроса покупают чай 3,4 раза в год, причём 70% из них делают это не более трёх раз в год. Здесь — https://www.chaliyi.com/article/143411.html — поясняется, что чай – это типичный продукт разовой покупки и длительного потребления. Приобретение его обычно связано с появлением на рынке чая свежего урожая, так что львиная доля зелёного чая покупается весной, Те Гуаньинь – весной и осенью, и так далее. Мы прекрасно это понимаем: мы тоже закупаем зелёный чай только весной, так же поступают наши оптовые партнёры и постоянные розничные клиенты, и очень странно видеть в российских чайный проектах радостные объявления о поставках свежего зелёного чая в ноябре или декабре… Кроме того, чай в Китае часто покупают в подарок. Лишь 53% горожан покупают чай для себя, 6% — для гостей, причём, если я правильно понял, не для тех, кто приходит в гости домой, а для посетителей учреждения, в котором они работают, 25% — в подарок родным и/или друзьям, 18% — в подарок начальству.

И чай-подарок в среднем заметно дороже, чем чай для себя. Средняя цена чая, покупаемого для личных нужд – 208 юаней за цзинь, для угощения посетителей в офисе – 264, в подарок родным и близким – 384, начальству – 804. Это хорошо показывает разницу между нашими странами в престижности чая в массовом сознании. В России чай дарить, в целом, не принято; некоторые любители чая пытаются осчастливить свою родню на праздники, но выбирают при этом, как правило, чаёк попроще, чем для себя («они же всё равно не разбираются»); чайное подношение боссу вообще трудно себе представить; ну, а что касается офисов… Не уверен, что в нашей стране есть учреждения, где посетителям предлагают чай, который в Китае стоит 200-300 юаней за цзинь.

Интересно, что ожидаемая цена чая ниже:

  • до 50 юаней за цзинь – 24%,
  • 50-100 – 36%,
  • 100-150 – 6,5%,
  • 150-200 – 15,3%,
  • 200-300 – 8,8%,
  • более 300 – 9,5%,

в среднем – 160 юаней за цзинь (как я понимаю, тут речь о чае для себя. Напомню, что юань – уже больше 12 рублей, цзинь – 500 г, а разница между российскими и китайскими ценами – от 1,5-2 до 4-5 и более раз). Авторы исследования делают вывод, что покупатели платят в среднем на 30% больше по сравнению с ценой, на которую они надеются. Не совсем ясно, как это следует трактовать. Если бы речь шла о России, то можно было бы предположить, что дело в инерции мышления: многие россияне, прикидывая свой бюджет, в том числе и чайный, ориентируются на прошлогодние, а то и двух-трёхлетней давности цены, словно не понимая, что они остались в прошлом. Юань, конечно, гораздо крепче рубля, но цены на чай и в Китае постепенно растут, а как китайцы это воспринимают, и понимают ли они, что без инфляции развитие рыночной экономики невозможно – этого я не знаю.

Обычно покупают чай

  • в супермаркетах – 20,5% опрошенных,
  • в небольших чайных лавках – 17,1%,
  • в известных фирменных магазинах – 15,9%,
  • в специализированных отделах торговых центров – 15,7%,
  • на оптовых базах – 7,5%,
  • непосредственно в местах производства – 5,6%
  • онлайн – 2,4%.

Напомню, это данные за 2014 г., за минувшие семь лет интернет-сектор чайной торговли, конечно, вырос, и не последнюю роль в этом сыграли ограничения, связанные с эпидемией. Но всё же китайский чайный рынок поразительно старомоден, до сих пор лишь небольшая часть чая продаётся в сети.

Обращают внимание при покупке чая

  • на дату изготовления и срок годности – 88,1%,
  • на цену – 79,4%,
  • на логотип бренда – 58,5%,
  • на сертификационный знак – 53,4%,
  • на место производства – 51,3%,
  • на внешний вид чайного листа – 47,8%,
  • на производителя – 39,1%,
  • на качество упаковки – 36,9%.

Тем не менее, при оценке качества чая только 3% участников опроса опираются на внешний вид чайного листа, 12% — на цвет настоя, а для 85% решающее значение имеет так называемое «внутреннее качество», нэйчжи (内质). Нэйчжи – понятие сложное, в него могут включать всю палитру впечатлений от чайного настоя – аромат, вкус, текстуру, послевкусие, хуэйгань, хоуюнь и шэнцзинь, воздействие на организм и так далее, а ещё нэйчжи можно перевести как «характер» или «душа», но никакой мистики тут нет и близко – в большинстве китайских статей о чайном нэйчжи говорится прежде всего о химическом составе чая, о полифенолах, алкалоидах и аминокислотах, а также о том, как с ними связаны наши непосредственные ощущения.

Фасовку по 5 г предпочитают 34% опрошенных, по 100 г – 31%, по 250 г – 25%, по 500 г – 10%.

Покупательские стратегии:

  • ходить в хорошо знакомую чайную лавку – 41,4%,
  • ходить в известный фирменный магазин – 20,5%,
  • покупать чай через знакомых – 13,1%,
  • пользоваться рекомендациями друзей – 11,7%,
  • советоваться с действительно разбирающимися в чае знакомыми – 9,2%,
  • выбирать чай с высокой ценой – 1,9%.

Источники информации о чае:

  • радио и телевидение – 17%,
  • книги, газеты, журналы – 41%,
  • интернет – 13%,
  • продавцы/распространители – 5%,
  • друзья и знакомые – 24%.

Другой мир, правда? Интересно, есть ли в России хоть один человек, черпающий знания о чае из газет.

Доверие к информации о чае в СМИ:

  • чрезвычайное недоверие – 2%,
  • недоверие – 11%,
  • безразличие – 8%,
  • доверие – 54% (!),
  • исключительное доверие – 9%,
  • зависит от уровня СМИ – 16%.

Ещё более другой мир. Сомневаюсь, что в России хоть когда-то и хоть в чём-то уровень доверия к СМИ достигал 63%.

Ну и, наконец, потребительская оценка качества и безопасности (надо полагать, чайной торговли в целом) по 100-балльной шкале:

  • 0-49 – 8%,
  • 50-59 – 10%,
  • 60-69 – 21%,
  • 70-79 – 29%,
  • 80-89 – 23%,
  • 90-100 – 9%.

Можно позавидовать.


Цели приобретения чая:
для личных нужд — 53%,
для угощения посетителей на работе — 6%,
в подарок родным и/или друзьям — 25%,
в подарок начальству — 18%.

19 января 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.