Китайские горожане и чай. Занимательная статистика. Часть 1
Обыватели нередко воображают, что все китайцы проводят дни и ночи за чаем, и пьют его не просто так, а непременно по Древним Традициям, устраивая Чайные Церемонии. В головах у более-менее опытных любителей качественного чая картина близка к противоположной: чай в Китае – дело стариков, крестьян из чаепроизводящих регионов и диковатых представителей малых народностей; горожане среднего возраста либо вообще его не пьют, либо обходятся безыскусным зелёным чаем, часто жасминовым, относясь к нему безо всякого пиетета; многие молодые люди ни разу в жизни чай не пробовали – для них это примерно как для нас лапти и кокошник; ну, а «церемонии» — не более чем шоу для туристов. Истина, однако, где-то посередине.
Чайные предпочтения жителей крупных городов КНР:
зелёный чай – 55%,
улуны – 20%,
цветочный чай – 9%,
хэйча – 8%,
красный чай – 6%,
чай в пакетиках – 2%.
В 2014 году Центр экономических исследований чайной индустрии при НИИ чая Китайской Академии сельскохозяйственных наук провёл широкомасштабное исследование чайных потребительских привычек и покупательского поведения жителей крупных городов. Конечно, за семь лет ситуация могла несколько измениться, но едва ли кардинально. Различные авторы в китайском сегменте сети и сейчас нередко ссылаются на результаты этой работы, и их любопытно сравнить как с российскими реалиями, так и с нашими представлениями о потребительской чайной культуре КНР. Ознакомиться с ними в форме таблиц и диаграмм можно здесь — http://blog.sina.com.cn/s/blog_57136c470102v8ct.html или здесь — https://tieba.baidu.com/p/3443881379 , а далее я остановлюсь на отдельных, самых интересных для меня моментах.
В исследовании приняли участие 24247 жителей Пекина, Гуанчжоу, Ханчжоу, Уханя, Шэньяна, Ланьчжоу, Чжэнчжоу, Чэнду, Цзинаня, Нанкина, Шанхая и Чунцина (примерно по 2000 из каждого города), возраст – от 11 до 90 лет, средний возраст – 35,6 лет, мужчин – 57,7%, женщин – 42,3%. Тут нужно заметить, что по официальной статистике мужчин в КНР вообще существенно больше, чем женщин, хотя и не настолько – их чуть менее 52%. Это – результат столкновения политики «одна семья – один ребёнок» с патриархальными представлениями, желанием иметь «продолжателя рода», что приводило к массовым избирательным абортам. По данным ООН, в 2018 г. в группе 15-29 лет на 100 женщин приходилось аж 280 мужчин. С другой стороны, надо понимать, что многих девочек, рождённых до появления «наследника», просто-напросто не регистрировали, они «невидимы» для статистики и оказываются как бы вне правового поля, что представляет собой серьёзную социальную проблему… Но в контексте этого поста важнее, что такой расклад – 58/42 – хорошо отражает соотношение пьющих чай мужчин и женщин, мне попадались и другие китайские опросы, в которых оно примерно такое же: три к двум.
Привычка пить чай: 54,8% опрошенных определили себя как имеющих привычку пить чай, 45,2% — как не имеющих такой привычки.
Частота употребления чая (здесь и далее не совсем понятно, речь о всех участниках опроса или только о людях с привычкой пить чай из предыдущего пункта. Поскольку информация представлена в форме отдельных диаграмм, интерпретировать это можно двояко. Но я склоняюсь к первому варианту: 45,2% время от времени пьют чай и учитываются в этом и следующих пунктах, просто не рассматривают это как привычку):
- каждый день – 49%,
- 2-3 раза в неделю – 24%,
- раз в неделю – 8%,
- изредка – 19%.
Потребление чая:
- в пределах 0,5 кг в год – 30%,
- 0,5-1 кг – 23%,
- 1-1,5 кг – 14%,
- 1,5-2 кг – 6%,
- более 2 кг – 27%.
Среднее потребление – 1,79 кг на человека в год. Из чего ясно, что те, кто пьёт больше 2 кг чая в год, пьют НАМНОГО больше.
Причины пить чай:
- представление о пользе чая для здоровья – 49,7%,
- давняя привычка – 46,6%,
- влияние других людей – 21,7%,
- причастность к чайной культуре – 15,3%,
- желание быть стройным и красивым – 8,8%,
- влияние рекламы – 2,4%,
- прочее – 3,2%.
Причины не пить чай:
- отсутствие привычки – 63,2%,
- не нравится вкус чая – 16,5%,
- слишком хлопотно – 16,3%,
- окружающие не пьют чай – 8,7%,
- неприятное действие на организм – 8,5%,
- высокая цена – 6%,
- низкое качество – 3,8%,
- прочее – 2,2%.
Любопытно, что наслаждение вкусом и ароматом в числе причин пить чай не названо. Вот и гадай: то ли оно само собой разумеется, и без него остальные причины теряют свой вес, то ли наоборот, оно вообще не имеет значения.
Предпочтительные виды чая:
- зелёный чай – 55%,
- улуны (очевидно, в основном Те Гуаньинь) – 20%,
- цветочный чай (очевидно, включая жасминовый зелёный) – 9%,
- хэйча (очевидно, включая пуэр) – 8%,
- красный чай – 6%.
- 2% ответили: «чай в пакетиках».
Любимые сорта чая:
- Те Гуаньинь – 17,3%,
- Лун Цзин – 15,9%,
- «обычный зелёный чай» — 13%,
- Би Ло Чунь – 11,4%,
- жасминовый чай – 9,1%,
- пуэр – 7,6%,
- Синьян Мао Цзянь – 7,5%,
- красный чай (без уточнений) – 5,4%,
- Хуаншань Мао Фэн – 4,3%,
- «чай в пакетиках» — 2,3%,
- Да Хун Пао – 2%,
- Чжу Е Цин – 1,9%.
А теперь детализация.
По регионам (для краткости буду брать по пять верхних строчек рейтинга):
Восток:
- Лун Цзин – 33,1%,
- Би Ло Чунь – 14%,
- «обычный зелёный чай» — 11,7%,
- Те Гуаньинь – 10,8%,
- Хуаншань Мао Фэн – 7,1%.
Всё логично: Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой.
Запад:
- Те Гуаньинь – 17%,
- Би Ло Чунь – 13%,
- жасминовый чай – 12%,
- Лун Цзин – 11,9%,
- «обычный зелёный чай» — 10,6%.
Чжу Е Цин предсказуемо высоко (Чэнду, Чунцин), но в пятёрку войти не смог – 4,7%. Пуэра тоже много – 8,7% (для сравнения: на востоке – 5%, в центре – 5,5%).
В центре,
- естественно, лидирует Синьян Мао Цзянь – 26,9%.
- Те Гуаньинь – 19%,
- «обычный зелёный чай» — 12%,
- Лун Цзин – 9%,
- Би Ло Чунь – 8,5%.
Север:
- Те Гуаньинь – 17%
- и почти вровень с ней «обычный зелёный чай» — 16,9%,
- на третьем месте, конечно же, жасминовый чай – 12,9%,
- Лун Цзин – 11,6%,
- Би Ло Чунь – 10,7%.
- Неплохо знакомы пекинцы и шанхайцы с пуэром – 7,9% и с красным чаем – 6,3%.
На юге
- безраздельно властвует Те Гуаньинь – 39,8%,
- но пуэр уверенно держит вторую строчку – 14,6%,
- «обычный зелёный чай» — 12,9%,
- красный чай – 6,4%,
- Лун Цзин – 6,4%.
- Только на юге в десятку попадает Фэнхуан Дань Цун, но его доля невелика – 1,9%.
Как видите, региональные различия велики и вполне ожидаемы.
Женщины:
- Те Гуаньинь – 15,2%,
- Лун Цзин – 13,7%,
- «обычный зелёный чай» — 13,5%,
- жасминовый чай – 12,9%,
- пуэр – 10,1%,
- Би Ло Чунь – 8,6%,
- красный чай – 7,4%,
- Синьян Мао Цзянь – 6,1%,
- «чай в пакетиках» — 3,5%,
- Хуаншань Мао Фэн – 3,2%,
- Чжу Е Цин – 1,7%.
- Да Хун Пао – 1,4%.
Мужчины:
- Те Гуаньинь – 18,5%,
- Лун Цзин – 17,2%,
- Би Ло Чунь – 13%,
- «обычный зелёный чай» — 12,6%,
- Синьян Мао Цзянь – 8,3%,
- жасминовый чай – 6,8%,
- пуэр – 6,1%,
- Хуаншань Мао Фэн – 4,9%,
- красный чай – 4,2%,
- Да Хун Пао – 2,3%,
- Чжу Е Цин – 2%.
- «чай в пакетиках» — 1,6%.
Мужчины больше любят Би Ло Чунь, Синьян Мао Цзянь и Хуаншань Мао Фэн, чем женщин. Пардон, я хотел сказать – чем женщины. А вот пуэр, красный чай и жасминовый чай – женская тема. Складывается впечатление, что женщины больше следят за модой и/или за рекламой, а мужчины более консервативны. Но и более разборчивы – сравните проценты по пакетированному чаю.
Есть также детализация по возрастным группам и по уровню дохода, но тут я, пожалуй, ограничусь изложением тенденций в общем виде.
Молодёжь (до 40 лет) предпочитает Те Гуаньинь, затем на первое место выходит Лун Цзин, а старики (старше 70 лет) хранят верность «обычному зелёному чаю». Пик любви к Би Ло Чунь приходится на 40-60 лет, пуэр популярнее всего у людей в возрасте 30-40 лет и у стариков, и чем моложе участники опроса, тем более высокое место в чартах занимает красный чай. Тоже всё довольно понятно: очевидно, предпочтения формируются в молодости и мало изменяются в течение жизни.
Самым бедным китайцам Лун Цзин не по карману – в группе опрошенных с годовым доходом менее 20 тысяч юаней (сейчас это около 250 000 рублей) он только на пятом месте, а лидирует «обычный зелёный чай». В группе с доходом от 20 до 80 тысяч на первом месте Те Гуаньинь, а богачи предпочитают Лун Цзин. Чем выше уровень дохода, тем больше внимания к пуэру – он плавно перемещается с восьмой строчки у самых бедных на четвёртую у самых богатых.
Средний годовой доход у людей, не имеющих привычки пить чай – 55 тысяч юаней, а у людей, воспринимающих питьё чая как свою привычку – 70,7 тысяч.
Окончание следует.
15 января 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038