Чёрное наследие Шэнь-нуна – керамика Хэй Тао. Часть 1. Сюэцзяяо Хэй Тао, провинция Шаньдун

Во второй половине III тысячелетия до н.э. в бассейне реки Хуанхэ на смену культуре Яншао пришла культура (а точнее, группа культур) Луншань, получившая своё название от посёлка в районе Чжанцю города Цзинань (провинция Шаньдун), где впервые была найдена стоянка этой культуры. Остатки луншаньских поселений обнаружены не только в Шаньдуне, но и в Хэнани и Аньхое; некоторые включают в Луншань и шаньсийскую культуру Таосы. Луншань относят к энеолиту, медному, или медно-каменному веку – периоду между неолитом и бронзовым веком. Это была значительно более развитая культура по сравнению с предшествовавшими. Так, луншаньцы разводили не только свиней, но и коз, овец и коров; появились также новые виды злаков – в частности, пшеница (основой яншаоского земледелия была чумиза, разновидность проса). Это порождает гипотезы о влиянии извне – из Центральной Азии, однако каким образом могло быть оказано такое влияние, не вполне ясно. В основе других версий лежит связь луншаньской культуры со средним и нижним течением Хуанхэ и с морским побережьем, а также мифы о появлении удивительных людей из-за моря. К тому же из-за высокой плотности стоянок некоторые выдвигают предположение о том, что луншаньцы были пришельцами-захватчиками, контролировавшими более отсталых коренных жителей-яншаосцев. Не меньший простор для фантазии предоставляет быстрое и полное исчезновение Луншаня во II тысячелетии до н.э. – в этом обвиняют наводнения, землетрясения и даже падение кометы.

Как бы то ни было, такой период в древней истории Китая был, и одной из его важнейших отличительных черт была новая, необычная керамика. Для Яншао характерны изделия ручной лепки с красной, оранжевой и/или жёлтой росписью, а для Луншаня – чёрные, лощёные изделия без росписи, изготовленные на гончарном круге. Это гораздо более искусные вещи с более тонкими стенками (иногда почти как яичная скорлупа) и сложными, тщательно выверенными формами. Что и понятно: до гончарного круга люди лепили посуду в основном для себя, а его изобретение положило начало профессиональному гончарному делу. Это означает не только технологическую революцию, но и социальные преобразования.

Изучение луншаньской керамики позволяет лучше понять хозяйство и быт трёхтысячелетней давности. Например, типичные кувшины этой культуры имеют форму треножника-ли с широкими, сужающимися книзу опорами (в отличие от яншаоских треножников-дин с тонкими ножками). Части исследователей такая форма напоминает вымя, и они видят в этом указание на важную роль скотоводства в Луншане. И связь тут действительно есть, но, по-видимому, не чисто эстетическая: декор на части таких сосудов явно имитирует швы, а форма похожа на кожаные бурдюки для воды, сшитые из трёх шкур с задних ног коз или овец – такие бурдюки и в наше время встречаются у некоторых азиатских кочевников-скотоводов.

Согласно легендам, гончарному делу людей научил хорошо знакомый любителям китайского чая божественный земледелец Шэнь-нун. Это его благодеяние известно несколько меньше, чем изобретение сельскохозяйственных орудий и доскональное изучение лекарственных свойств растений при помощи избиения их волшебной красной плёткой, а также приёма внутрь. Но на северо-востоке Китая чёрную керамику – а она сохранилась там до сих пор – часто связывают с его именем.

Одним из нынешних центров чёрной керамики Хэй Тао (黑陶) является деревня Сюэцзяяо (薛家窑村) в посёлке Дадянь (уезд Цзюйнань городского округа Линьи провинции Шаньдун). Само название деревни переводится как «гончарня рода Сюэ». Гончарное дело известно её жителям с древних времён, когда людей было мало, а нечисти – много, и злые духи умело притворялись людьми, что создавало немало проблем. По крайней мере, так гласят местные поверья. И тогда гончары придумали раздать жителям деревни QR-коды, зачёркнуто, маленькие кусочки обожжённой глины, так называемые инью (阴由). Можешь предъявить инью – значит, человек. Эти «удостоверения человечности» нередко находят при археологических раскопках, и в домах многих сюэцзяяосцев они хранятся и в наши дни.

Достоверная же история сюэцзяяоской керамики начинается во времена Цзинь и Южной Сун, но тогда деревня называлась иначе – Инцзы Гуаньчжуан (营子官庄), что можно перевести как «административное поселение». Это название связано с тем, что повстанцы из Хун Ао Цзюнь, армии Красных халатов (红袄军 обычно переводят как «войско Красных курток», но тут я не мог не позволить себе эту вольность; кстати, не путайте это восстание с восстанием Красных повязок – Красные повязки боролись за освобождение от монголов-Юань, а Красные куртки — против чжурчжэней-Цзинь, и это было почти на сто пятьдесят лет раньше) устроили там штаб и снабженческую базу. Доход от продажи керамики имел большое значение для Хун Ао Цзюнь, поэтому повстанцы значительно расширили гончарное производство; оно сохранилось и после поражения Красных курток. Большая часть ведущих гончаров носила фамилию Сюэ – отсюда и нынешнее название, ставшее официальным к середине эпохи Цин. На протяжении Мин, Цин и периода Республики керамика из Дадяня была хорошо известна в Поднебесной и за её пределами; считается, что из неё были изготовлены звериные головы для заставы Цзяюйгуань на Великой Китайской стене; сюэцзяяоские ёмкости для воды, чайники, вазы, курительницы и т.д. были в ходу в императорском дворце. На рубеже ХIХ и ХХ веков в ряды гончаров и торговцев керамикой вливались разорившиеся в ходе социальных катаклизмов крестьяне – неизменно высокий спрос на изделия из глины обеспечивал надёжный источник дохода. Традиционный дровяной обжиг постепенно был заменён на угольный.

В ХХ веке керамическую утварь вытеснили сталь, алюминий и пластик, и начиная с 1980-х, гончарное дело в Сюэцзяяо пришло в упадок. Но два десятилетия назад интерес к истории и традиционным ремёслам привёл к возрождению Сюэцзяяо Хэй Тао. Современные мастера достигли небывалых художественных высот – многие декоративные изделия из Сюэцзяяо Хэй Тао выглядят просто изумительно. А новое время открывает новые возможности – так, в ассортименте некоторых дадяньских компаний есть керамические диспенсеры/кулеры.

В Сюэцзяяо действует музей гончарного искусства, причём посетители могут не только полюбоваться экспонатами, но и попробовать изготовить что-нибудь своими руками.

В 2018 г. мастер Лю Дэцзюнь вошёл в число представителей нематериального наследия провинции Шаньдун.

Состав дадяньской глины сложен, основными компонентами являются каолинит, гидромусковит, монтморрилонит, кварц и полевой шпат. Она быстро впитывает большое количество воды и весьма пластична, а обожжённые изделия из неё прочны, водонепроницаемы, имеют характерный тёмно-серый или чёрный цвет и легко полируются.

Тем не менее, обращение с такой глиной требует большого мастерства. Из-за высокого водопоглощения сушка представляет сложность, её нужно проводить медленно, аккуратно, в несколько этапов, чтобы усадка была равномерной; между этапами сушки нужно неоднократно смачивать водой части изделий, сохнущие быстрее. Большого внимания требует и обжиг: в старину мастера неотрывно находились при печах до двух суток кряду и, несмотря на усталость, обязаны были воздерживаться от бранных слов – считалось, что ругань может повредить посуде. Важно и умение правильно загрузить печь, чтобы нагрев был равномерным, и навык быстрой и бережной выгрузки ещё горячих изделий.

Чайная посуда из Сюэцзяяо Хэй Тао встречается сравнительно нечасто (но она всё же есть). Зато очень известны сюэцзяяоские чайники для кипячения воды. Свойства Хэй Тао таковы, что вода в таких чайниках нагревается заметно быстрее, чем в металлических; этому же способствует специфическая, легко узнаваемая форма – приземистая и с вогнутым дном, как бы впитывающим тепло и направляющим его в воду. Раньше это помогало беднякам экономить топливо, а сейчас это помогает богачам думать о сохранении природных ресурсов, уменьшении углеродного следа и т.п.


Треножник-ли, культура Луншань (2400-2000 г. до н.э.).


Современное изделие из Сюэцзяяо Хэй Тао.


Современные изделия из Сюэцзяяо Хэй Тао.


Кулеры из Сюэцзяяо Хэй Тао.


Загрузка печи.


Набор чайной посуды из Сюэцзяяо Хэй Тао.


Классические сюэцзяяоские чайники.


Мастер Лю Дэцзюнь.

Продолжение следует.

Источники — https://baike.baidu.com/item/薛家窑.. , https://www.litmir.me/br/?b=276896&p=41 , https://www.sohu.com/a/328590290_687190 , https://www.sohu.com/a/436131789_99927477 , https://www.sohu.com/a/270705471_679843 , http://shop.bytravel.cn/produce3/nanxuejiayaoheitao.h.. , http://blog.sina.com.cn/s/blog_5d4b06e50100brue.html , https://v.qq.com/x/page/f0517nwf6mt.html и др.

13 января 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.