Чайная культура Турции

Каждая страна обладает своими чайными обычаями. Где-то одним достаточно насладиться ароматом и вкусом зеленого чая, попив его из маленьких, крошечных чашечек, а кто-то создает настоящий ритуал из чаепития, создавая для этого отдельные помещения. Турция не является исключением из этого правила, ценители и почитатели чая этой страны, превратили простое чаепитие в целую культуру, сформировав за небольшой промежуток времени свои особые традиции, характерные только для них.

Согласно истории, чай появился в Османской империи ещё в XVII веке, но на тот период времени он не был так популярен как кофе. В основном чай был привозным, его импортировали из стран Азии в несколько магазинов в Стамбуле. Понимая, что чай – ценный и полезный напиток, султан Абдулхамид II в период своего правления в XIX веке впервые посадил саженцы, привезенные из Китая в Бурсу, но попытка оказалась неудачной, Бурса не подходила для культивирования чая, выращивать в ней его было невозможно по экологическим причинам.

Согласно исследованиям, знакомство турок с чаем на самом деле произошло задолго до Средней Азии. Мы даже можем назвать XII век первой датой знакомства турок с чаем. Так, в книге Февакиху’л-Джулеса, казанского крымского тюрка и реформатора языка, Абдул-л-Кайюма Насири «Февакихуль-Джулеса» подчеркивалось, что Хока Ахмет Есеви был первым турком, выпившим чай [2].

Истинная любовь и преданность к чаю в Турции появилась после Первой мировой войны и после исчезновения Османской империи. После потери территории Турцией, Йеменский кофе становится импортированным продуктом, он становится дорогим, хотя, когда-то всеми любимый напиток был практически бесплатным.

Таким образом, правительство Турции во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком решает принять меры по замене кофе на другой напиток, не долго думав они находят выход в чае, в более дешевом напитке чем кофе. Именно после всех этих событий Турция начала работу по распространению чая, напитка, который можно производить дешевле и доступнее. И к тому же его можно выращивать на собственной территории.

Сам турецкий народ, который не был хорошо знаком с чаем до XX века, заметил, что происходит неизбежный рост чая, особенно в черноморской провинции Ризе, в 1900-х годах. В 1924 году государство приняло закон о выращивании чая в Ризе. В 1930-х годах было посажено 70 тонн семян черного чая, закупленных в советской Грузии, и Ризе стал чайной звездой Турции.

Сейчас Турция занимает свое место в шестерке лучших стран, производящих самое большое количество чая в мире. Причина тому не только в производственной базе чая, но и в высоком уровне чаепития. Удивительно, что среднегодовое потребление чая на душу населения составляет 6,87 кг. Турция, самая потребляющая чай страна в мире. Данный список был создан самой Британией, которая была пионером в производстве чая [1].

Сегодня чай, неотъемлемая часть жизни каждого турка, он сопровождает его в течение всего дня. Зайдя в магазин или заехав на заправку вам непременно предложат выпить чай, причем бесплатно. Пьют чай турки без какой-либо дополнительной пищи, которая может изменить его восприятие.

У чая существуют различные названия в зависимости от пропорций заваривания. Кроме того, он потребляется с сахарной пудрой или с другими разновидностями сахара [4].

В настоящее время чай укрепил свое место в социальной жизни Турции, живя вместе со своей культурой, которая сформировалась вокруг него. Чайная культура – это действительно уникальный феномен Турции. Помимо того, что турки пьют чай в течение всего дня, невозможно не отметить, тот огромный вклад, который они внесли в мировую историю чая. Их уникальный способ заваривания, их тонкие стеклянные чашки «Армуды» и сам чай известны во всем мире.

Итак, в чем же особенность турецкой чайной культуры? Во-первых, для заваривания чая в Турции используют только горячий чайник (его заранее нагревают), это является одним из обязательных правил заваривания хорошего чая. Во-вторых, для того, чтобы чай не горел и не испортился, после заваривания они не фильтруют чай и не сливают его в другой чайник.

И наконец, в-третьих, не в турецкой чайной культуре, а в американской повсеместно распространенно использование чая в пакетиках (хотя сейчас в Турции тоже распространен это вид чая, но все же турки предпочитают листовой чай), чайных шариков и сеток, чрезмерно ароматизированных чаев, а также добавление большого количества молока и лимона, все это для истинного турка небрежное отношение к чаю. Чай, осевший в жизни настоящего турка от утреннего завтрака до поздней ночи, привел к появлению различных культурных ценностей. О чае складывают рифмы, загадки, народные песни, гимны, легенды, анекдоты, традиции и обычаи сами по себе являются культурными ценностями. Даже, хотя слово чай было китайским, оно достигло широкого количества слов и фраз, которые нашли свое место в турецких словарях и идиомах.

Существует огромное количество историй, посвященных чаю и посуде, связанной с ним. Вот одна из самых известных турецких историй, где чай и все его атрибуты сопоставляются с семьёй.

«Çay Hikayesi»
Çayın alt demliği kaynanadır. Sürekli kaynar durur. Hatta dikkat edilmezse taşabilir.
Üst demlik gelindir alt demlik kaynadıkça onunda harareti artar ama zamanlada olgunlaşır
ve demlenir.
Gelinin kocası bardaktır her iki çaydanlıktanda yeterince nasibini alır.
Biraz kaynana doldurur onu biraz da gelin, bu nedenlede denge unsurudur.
Açık ya da demli çayın hoşa gitmemeside bundandır.
Çocuklar çayın şekeridir, tat verir. Çok şeker, çayın lezzetini bozar.
Şekersiz çaya alışanlara ise bir tanesi bile fazla gelir.
Görümce ise çay kaşığıdır. Arada bir gelir karıştırıp gider.
Kayınpedere gelince o da çay tabağıdır. Çayın demine suyuna karışmaz. [3]…

(«История Чая»
Нижний чайник чая-теща. Постоянно кипящей останавливается. Он может даже переполниться, если не обратить внимание.
Верхний чайник-невеста, когда нижний чайник кипит, его температура увеличивается, но со временем созревает и заваривается.
Муж невесты — это стакан, и он получает достаточно доли в обоих чайниках.
Немного теща наполняет его немного невеста, поэтому это элемент равновесия.
Это потому, что открытый или заваренный чай не нравится.
Дети-это сахар в чае, он дает вкус. Слишком много сахара портит вкус чая.
А те, кто привыкает пить чай без сахара, им потом даже одного кусочка становится слишком много.
А видимость-это чайная ложка. Она приходит и уходит время от времени, деконструирует его.
Что касается тестя, то это чайная тарелка. Чай не смешивается с водой.)

Чайная культура от выращивания до приготовления и потребления также выявила этнографию чая в Турции. Ножницы для резки чая, корзины, банки, чайники, самовары, чайные котлы, чашки, чашки, ложки, лотки и т. д. все они являются этнографическими предметами, которые образуются вокруг чайной культуры.

Самой важной из них является культура самовара, которую сами турки не могут отделить от самого чая. Благодаря первому турку, который одним из первых попробовал чай Ахмеду Есеви чай считается целебным, так же, как самовар считается целебным фильтром. Считалось, что самовар распределяет исцеление, так выйдя из бани специально кипятили самовар и пили чай, чтобы успокоиться. В турецкой литературе самовару уделяется тоже большое внимание. Так в одном из гимнов, посвященных чаю упоминается самовар:

«Bu Sohbetin İçinde»
Semaveri yakınız
Hemen kalbe bakınız
Kalbe kandil takınız
Bu sohbetin içinde [3].

(«Внутри этого разговора»
Мы близки к самовару
Немедленно посмотрите на сердце
Наденьте лампу на сердце
Внутри этого разговора)

Таким образом, мы видим, что для Турции чай это не просто напиток, а целая культура со своей историей и традициями, которая за короткий промежуток времени стала известна во всем мире.

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Başlı Başına Bir Gelenek: Çayın Tarihçesi ve Türkiye’ye Gelişi // Yemek.com : [сайт]. – URL: https://yemek.com/cayin-tarihcesi/ (дата обращения: 25.11.2020).
  • 2. Tuğrul Şavkay Çay Kültürü. Hürriyet Gazetesi ( 28 Kasım 1999) // Hürriyet Gazetecilik ve Matbaacılık A.Ş : [сайт]. – URL: https://www.hurriyet.com.tr/cay-kulturu-39115986 (дата обращения: 25.11.2020).
  • 3. Çay Kültürü // BirizBiz : [сайт]. – URL: http://biriz.biz/cay/caykulturu.htm#tck (дата обращения: 25.11.2020).
  • 4. Tezcan Mahmut Türk Halk Kültürü Araştırmaları // Geleneksel Türk İçecekleri Meşrubatlar. – 1990. – No 1. – S. 119–127

Источник:
Чай в историческом, культурном, медицинском аспекте. Материалы научно-теоретической онлайн-конференции с международным участием. Курск, 2020

Михайлова Ю. М., Пашалы А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия
Кафедра художественного образования и истории искусств
Кафедра программного обеспечения и администрирования информационных систем
Научный руководитель – д. и. н., профессор Салтык Г. А.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.