Цзюлун Тянь Сян Ча и Сюэ Юй Цзыя Ча. Нетибетские тибетцы

О Цзан Ча – хэйча «в тибетском вкусе», производимых в Сычуани для продажи в Тибете, знает любой более-менее образованный любитель чая; продвинутые чаеманы в курсе, что и в само́м Тибетском автономном районе КНР чай тоже делают (этой темы мы касались совсем недавно – см. https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_20556 ). Но кроме этого, тибетским называют и чай, который делают не в Тибете (формально, конечно; горы-то те же самые) и не для Тибета. Речь о чае из Гардзе-Тибетского автономного округа провинции Сычуань – в частности, из уездов Цзюлун и Лудин.

Цзюлун (здесь и далее я буду использовать китайское название уезда, поскольку оно входит в название чая. Тибетское название – Гьэси, и говоря об административно-территориальном делении Гардзе (кит. Ганьцзы)-Тибетского автономного округа, в России принято использовать его) находится на крайнем юго-востоке Гардзе, площадь уезда – 6770 кв. км, численность населения – около 54 тысяч человек. Тибетское название восходит к названию храма, построенного тибетским ламой, проповедовавшим в этих краях в XVI веке. Китайское – гораздо более позднее: оно появилось в 1926 г., когда был сформирован уезд в его нынешних границах, и связано с тем, что в названиях девяти крупных деревень был иероглиф 龙 лун – «дракон» (цзю лун – дословно «девять драконов»). Есть, впрочем, и другая версия, согласно которой название Цзюлун было в ходу ещё во времена Западной Хань (т.е. более двух тысяч лет назад) и представляло собой запись китайскими иероглифами названия одной из местных гор на языке народности ли, в котором никаких драконов нет, а есть орех бетеля.

В то, что какая-то из вершин могла показаться местным жителям похожей на орех бетеля, поверить нетрудно: вся территория уезда – горы, треть – выше 5000 м над уровнем моря, самая низкая точка – на почти полуторакилометровой высоте, средняя высота – около 4000 м. Воображение тут же рисует заснеженные пики, где не может быть и речи не только о чаеводстве, но и о каком-либо растениеводстве вообще. Однако климат Цзюлуна относится к высокогорному субтропическому с сильным муссонным влиянием, тёплым дождливым летом и не слишком холодной зимой, годовая среднесуточная температура выше 9°С, и даже в декабре и январе среднесуточная температура не опускается ниже нуля. Это обусловлено особенностями движения тёплых воздушных масс, формирующихся над Индийским океаном.

Флора и фауна уезда богата и разнообразна: пихты, ели, лиственницы, множество видов сосен, дубы, берёзы, десятки видов съедобных грибов, большие и малые панды, медведи, леопарды, олени, антилопы, обезьяны, различные редкие птицы и так далее; в Цзюлуне есть ряд заповедников – Вахуэй, Хунба, Сека и др. Не менее пестра и народная культура уезда. Три главные группы населения – тибетцы, хань и ийцы с их огненными праздниками и красочными костюмами; плюс ещё дюжина народностей. К сельскохозяйственным специалитетам Цзюлуна относят мясо местных яков, отличающихся большой массой, перец-гунцзяо, табак, коконы тутового шелкопряда, грецкие орехи и слоновий картофель – клубнелуковицы растения под названием аморфофаллус коньяк, оно же ладонь змеи, оно же язык дьявола, оно же лилия вуду. Прекрасные виды Живописных районов Вахуэйшань, Мэндун и Усухай, озёр Летаху («Озеро охотничьей башни») и Сяньнюйху («Озеро фей»), каньона реки Ялунцзян привлекают немало туристов. На территории уезда находится Гунгашань – высочайшая вершина Сычуани и самый восточный семитысячник мира. Высота пика – 7556 м. И вот на склонах этой горы и растёт цзюлунский чай.

В Цзюлуне есть легенда о том, как императора Юнчжэна (правившего в 1722-1736 гг.) с его спутниками однажды угостил чаем местный старик (как Сына Неба занесло в эту глушь, история умалчивает; тибетские военные походы во время его правления были, но возглавлял ли он их лично?..). Император «как будто почувствовал рыхлый снег между зубами и смутную нежность, ощутил наполненность силой и ни с чем не сравнимую радость». Разумеется, он пожелал узнать название чая, и старик сказал, что это «Тянь Сян Ча» (天乡茶; тянь – небо, а сян – слово многозначное, в узком смысле оно означает деревню, а в более широком – землю, страну, родной край, родину. То есть «Чай из небесной деревни/страны» или «Чай небесной родины»). После этого, как водится, местный чай вошёл в число податных продуктов, став «данью Снежного Края» (雪域贡品, сюэ юй гунпин; Сюэ Юй, «Снежный Край» — распространённое поэтическое название Тибета, примерно как наши «культурная столица» и, если кто-то ещё помнит, «всесоюзная здравница»).

Насколько цзюлунский чай был интересен императорскому двору – вопрос, но история его, по-видимому, достаточно древняя. Появление чайных деревьев в этих краях связывают с Чамагудао, Древним чайно-лошадиным путём танских и сунских времён – неподалёку проходила одна из его ветвей, бравшая начало в Чэнду; Мэндун был одним из важных пунктов на этой дороге. Вплоть до 1980-х в Цзюлуне действовали государственные чайные фабрики, но последовавшего затем перехода к рыночным принципам они не пережили.

В 2000-х чайный потенциал уезда в виде сохранившихся древних чайных деревьев привлёк внимание местных властей. По оценкам специалистов, в Цзюлуне на высотах от 1500 до 3000 м над уровнем моря насчитывается от 100 до 150 тысяч (!) чайных деревьев в возрасте от 100 до 300 лет, а некоторые достигают 700-летнего возраста. Чай был включён в число «пяти золотых цветов» экономического развития уезда (наряду с упомянутыми выше яками, перцем, грецкими орехами и аморфофаллусом). Началась пропаганда чаеводства как способа преодоления бедности, централизованная закупка и распределение саженцев, обучение фермеров современным агротехническим приёмам и т.д.

В 2007 г. была основана компания Тяньсянъюань Шэнтай Ча Е (九龙藏区天乡原生态茶业有限公司). В 2013 г. на берегу Ялунцзяна на высоте 2250 м была построена современная чайная фабрика. Чайные угодья компании находятся на территории посёлков Куйдо, Яньдай и Цзыэр, большинство жителей которых стали заниматься чаеводством. Их площадь составляет около 6300 му (более 400 гектаров). Перепад высот в принадлежащих компании Тяньсянъюань садах – от 1800 до 2850 м, что позволяет владельцам с гордостью называть их «самым близким к небу чайным садом» — и действительно, с высотой 2850, насколько я знаю, никто в мире поспорить не может. Объёмы производства – 130 тонн чая в год. В линейке продукции есть красные (Цзан Хун (藏红) – «Тибетский Красный», Цзы Цзуй (紫醉) – «Фиолетовое Упоение», Цзинь Ми (金迷) – «Золотой Соблазн», Тянь Юй (天语) – «Небесная (или Императорская) Беседа»), белые (Цзан Сюэ (藏雪) – «Тибетский Снег», Сюэ Юй Бай Ча (雪域白茶) – «Белый чай Снежного Края»), зелёные чаи и улуны (Сюэ Юй Улун (雪域乌龙) – «Улун Снежного Края»). Многие из них были удостоены различных чайных наград на международных чайных выставках в 2016-2021 гг. Общее название бренда – Цзюлун Тянь Сян Ча, в рекламных материалах часто используют традиционный иероглиф «сян»: 九龙天鄉茶.

Аромат цзюлунского чая описывают как своеобразный, утончённый, высокий и холодный. Вкус его нежен, мягок и гладок, его очарованию невозможно противиться. «Баньчжан – император, Иу – принц, Гунгашань – императрица», — заявляют производители.

Замечу, что не всякий чай, в названии которого есть слово Цзюлун, — родом из одноимённого уезда. Например, существует Цзюлун Да Бай Ча (九龙大白茶) из уезда Сунси, округ Наньпин, провинция Фуцзянь (см. https://baike.baidu.com/item/九龙大.. ).

***

В отличие от Цзюлуна, где чаеводство стало возрождаться благодаря целенаправленной политике администрации, деревня Цзыя посёлка Дэто в уезде Лудин (тибетское название уезда – Джагсамка, это тоже на юго-востоке Гардзе, немного севернее Цзюлуна) – пример самоорганизации и инициативы снизу. Здесь также производили чай на протяжении многих поколений – в деревне сохранились старые чайные деревья. Но это был грубо обработанный, безыскусный, дешёвый чай, который не мог послужить серьёзным источником дохода. Труднодоступность Цзыя не позволяла ей развиваться. На дорогу в соседнее село, где можно было купить продукты и товары первой необходимости, уходило несколько часов в один конец. Из-за невозможности подвезти стройматериалы люди в Цзыя жили в домах с соломенными крышами, как сотни лет назад. Неудивительно, что молодёжь при первой возможности покидала родную деревню.

Могли попрощаться с прозябающей Цзыя и Ли Туцюань с женой, заработавшие крупную сумму на торговле алкоголем и табаком в соседнем посёлке, где началось крупномасштабное строительство. 800 тысяч юаней, накопленные за несколько лет, позволяли переехать в уездный центр и стать городскими жителями. Однако Туцюань с женой решили поступить иначе. Туцюань убедил земляков довериться ему и избрать его главой сельского комитета, а потом обратился в уездный департамент транспорта с проектом новой дороги. Благодаря готовности жителей деревни поучаствовать в прокладке дороги деньгами и трудом проекту был дан зелёный свет, и в 2012 году Цзыя наконец перестала быть отрезанной от «большого мира». Теперь в деревню могли попасть автомобили и тракторы, а селяне могли выбраться из нищеты, но нужно было решить, на чём можно заработать. И тогда Туцюань подумал о чае, которым занимались ещё его дедушка и бабушка.

Но ему было понятно, что без полной реорганизации чайного производства и масштабных инвестиций об успехе не стоит и мечтать. Туцюань обратился в общество поддержки тибетцев уезда Пуцзян города Чэнду, нашёл специалистов, которые помогли разработать план создания чайного производственного кооператива, закупить 60 тысяч саженцев и необходимое оборудование для обработки и упаковки чая; он также пригласил агрономов и технологов провести семинары для жителей деревни; профессионалы чайного дела высоко оценили качество чайного сырья из Цзыя. При поддержке местных партийных органов была создана торговая платформа, и чай из Цзыя стал активно продаваться и завоёвывать всё новых поклонников; вскоре спрос начал заметно превышать предложение. В 2019 году в Цзыя было произведено 500 цзиней (250 кг) зелёного чая с ценой 500 юаней за цзинь и 1000 цзиней красного чая по 160 юаней за цзинь. В среднем каждое домохозяйство получило более 4000 юаней от продажи чая – огромные деньги для Цзыя.

Сейчас Ли Туцюань и его товарищи работают над продвижением бренда Сюэ Юй Цзыя Ча (雪域紫雅茶).


Гунгашань.


Живописный район Усухай.


В заповеднике Сека.


Уездный центр Цзюлун.


Чайный сад Тяньсянъюань.


Чайный сад Тяньсянъюань.


Старое чайное дерево, 2459 м над уровнем моря.


Цзюлунский белый чай.


Цзюлунский красный чай.

Источники — http://www.wlxw.cn/html/2017/shipinga_1101/4614.html , http://m.ganzitv.com/cms/content/15933115 , https://xw.qq.com/cmsid/20210726A0BBF900 , http://www.yidianzixun.com/article/0HazOLhu?share_cou.. , https://www.liveinternet.ru/users/5734312/post3515835.. , http://www.gzz.gov.cn/gzzrmzf/c100059/202004/6b354625.. и др.

26 августа 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.