Легенды пуэрных коллекций. Часть 2

4. Сунпиньхао (宋聘号) – одно из самых громких имён в мире коллекционного чая, и столетние Сунпинь Юань Ча на протяжении многих лет остаются в фокусе внимания на аукционах пуэрного антиквариата.

Чайный дом Сунпиньхао был основан в начале правления под девизом Гуансюй, по данным других источников – в конце правления Тунчжи, то есть примерно в 1870-80 гг. Управление находилось в посёлке Илун в Шипине (запад Хунхэ-Хани-Ийского автономного округа Юньнани), а фабрика – в посёлке Иу, в сердце Шести великих чайных гор (надо сказать, что роль выходцев из Шипина в иуской чайной индустрии вообще была велика). В 1910-х произошло объединение с Цянь Личжэнь Ча Хао. Часто можно встретить легенду о том, что Сун Пинь породнился с Цянь Личжэнем (то ли один из них женился на дочери другого, то ли это сделали оба), и знание чая Суна соединилось с торговым талантом Цяня.

Но внимательное изучение исторических документов (см. https://mp.weixin.qq.com/s/M1fCIhujg_yBzTFcTKQ35Q ) ставит эту версию под сомнение. Для начала, по-видимому, не существовало никакого Цянь Личжэня. Был Чэнь Личжэнь, приехавший в Ибан, делавший там чай, торговавший им под маркой Личжэнь Хао и заслуживший довольно высокую репутацию. В 1845 г. разразилась эпидемия, и Чэнь Личжэнь уехал на родину. А в 1865 г. Чжао Кайцянь, торговец из Цзянси, возродил известный бренд, но добавил к нему последний иероглиф своего имени – так и появилось название Цянь Личжэнь Ча Хао; в дальнейшем этим чайным домом владела семья Чжао. Был ли человек по имени Сун Пинь – тоже вопрос. Насколько можно понять, четыре шипинские семьи – Лю, Юань, Сун и Фу – с конца 1860-х вели совместный бизнес в Ибане, а затем в Иу под маркой Сунпиньхао, или Сун Пинь Чжун Ча Хао. Причём поначалу ведущая роль принадлежала Юаням. Нельзя не упомянуть о том, что один из совладельцев этого чайного предприятия – Юань Цяньлю был родным братом Юань Цзягу, выдающегося историка, поэта и каллиграфа, одного из образованнейших людей своего времени, с блеском выдержавшего императорские экзамены, получившего звание чжуанъюань и ставшего единственным обладателем этого звания в Юньнани. Чжуанъюань – «первый из сильнейших», абсолютный чемпион Поднебесной, показавший самый лучший результат на проводившихся раз в три года испытаниях на степень цзиньши – высшую в системе чиновных рангов. Юань Цзягу – автор более 400 книг и 800 стихотворений, а также хроник уезда Шипин, считающихся эталоном уездных хроник. Первая чайная лавка Сунпиньхао находилась по соседству с резиденцией Юань Цзягу на улице Наньчжэн.

При расширении своего дела четыре семьи из Шипина купили у семьи Чжао, которая к тому времени перенесла производство в Иу, право на использование более старого и, по всей видимости, более мощного бренда ради более лёгкого продвижения на рынке – тогда, как и сейчас, спрос на чай определялся не только его качеством, но и тем, на слуху ли название, красующееся на упаковке. Кстати, в наши дни бренды тоже легко переходят из рук в руки, от одной семьи к другой – а рядовой потребитель чая чаще всего не в курсе, что чай с хорошо знакомым ему логотипом теперь делают совсем другие люди, в другом месте и из другого сырья… В начале периода Республики позиции Цянь Личжэнь Сун Пинь Хао становились всё прочнее, росло число филиалов, и за брендом закрепился неофициальный титул «чайный главарь» (茶魁). Но война разрушила систему торговых связей, спрос на чай резко упал, и в конце 1940-х судьбы четырёх семей разошлись, а производство чая прекратилось. Семья Юань оставила чайный бизнес, сосредоточившись на других направлениях, и передала чайную лавку на улице Наньчжэн семье Лю; бóльшая часть Лю перебралась в Бирму. На этом история старого Сунпиньхао заканчивается.

Но следующие поколения семьи Сун организовали производство чая в Таиланде из местного сырья, используя прежнее название и такие же нэйфэи, как и в начале века. Таким образом, Сунпиньхао 1960-х, 1970-х и т.д. – не иуский, а тайский, и понятно, что это совсем другой чай. Впрочем, нельзя исключить и существование других, мягко скажем, оммажей… Наконец, последняя глава – новый Сунпиньхао, появившийся уже в XXI веке. Если я правильно понимаю, тут связи с изначальным Сунпиньхао вообще никакой нет, просто кто-то вовремя сообразил закрепить за собой права на легендарный бренд. Это не единичный случай – с Фуюаньчаном, Иу Аньлэ и т.д. примерно то же самое. Эти марки существуют и выпускают продукцию, но не стоит думать, что это те самые великие чайные дома прошлого. Но можно смотреть на это позитивно: теперь к пуэру предъявляются гораздо более высокие требования, из простого повседневного продукта он превратился в респектабельный, заслуживающий самого серьёзного отношения чай, и вполне можно допустить, что качество нынешней продукции «возрождённых» брендов выше, чем сто лет назад.

Давайте вернёмся к Бай Нянь Сунпиньхао, столетнему Сунпиньхао – этот термин употребляется не в буквальном смысле (хотя позднецинским аукционным экземплярам в самом деле больше века), а для того, чтобы дать понять, что речь о первом периоде истории бренда. Именно чай этого периода ценится так высоко. Надпись на нэйфэях – «эта лавка открылась на Иу, пуэрной горе в Юньнани, мы собираем только нежные почки и листья» — соответствует действительности: старые Сунпинь Юань Ча изготовлены из чистого весеннего сырья с больших деревьев Иу. Они делились на ординарный чай и чай высшего качества, предназначенный для наиболее взыскательной публики, он составлял сравнительно небольшую долю, и совсем небольшое его количество дошло до наших дней, хотя в своё время дом Сунпиньхао был лидером производства иуского чая. Вот что говорит о столетнем Сунпиньхао с красной этикеткой господин Юй Цююй, известный китайский писатель и учёный: «Этот чай может быть одновременно величественным и утончённым, и это чудесным образом создаёт впечатление ударной силы, переполняющей рот и грудь, силы, к которой невозможно не испытывать благоговения».

В 2009 г. на аукционе «Четыре сезона» Чжунго Цзядэ цена блина Сунпиньхао с красной этикеткой достигла 504 000 юаней. В мае 2016 г. на аукционе Бэйцзин Дунчжэн тун Сунпиньхао с синей этикеткой общим весом 2287 г был продан за 8 800 000 юаней, а столетний блин Сунпиньхао с красной этикеткой – за 2 600 000 юаней. Но и этот рекорд был побит ещё до конца года – в июле на Бэйцзин Куанши тун столетнего Сунпиньхао с синей этикеткой ушёл с молотка за 9 947 500, а осенью 2016 г. – за 10 465 000 юаней (более 120 миллионов рублей по текущему курсу). Стоит задуматься над этими цифрами, чтобы лучше понять место, которое занимает в мире пуэра тот чай, с которым имеете дело вы.

Источники — http://www.ishuocha.com/news/hy/33668.html , http://www.ishuocha.com/news/hy/29443.html , https://m.puercn.com/show-6-21416.html , http://blog.sina.com.cn/s/blog_51ec9abf0101j76f.html , https://www.sohu.com/a/296932892_99941324 .

Сунпинь Юань Ча конца эпохи Цин.


Цвет настоя столетнего Сунпиньхао.


Нэйфэи Сунпиньхао.


Штамп Сунпиньхао для печати на нэйфэях или обложках.


Дом-музей Юань Цзягу на улице Наньчжэн.


Дом-музей Юань Цзягу на улице Наньчжэн.

14 апреля 2021 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038

Продолжение следует.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.