Роль кяхтингского чая в логистике XIХ — начала ХX вв.

В современных условиях, когда резко активизировалось восточное направление российской внешней политики, связанное с созданием экономического коридора Россия — Монголия — Китай, можно переоценить роль Кяхты в истории Великого чайного пути как одного из ведущих международных оптовых торговых центров Российской империи. О важности и необходимости изучения истории экономического развития России, освоения сибирских просторов и других событий, которые коренным образом изменили облик страны, создали ее авторитет на мировой арене, не раз указывал в своих работах академик А. К. Тулохонов [4, с. 37].

Удунгинский купеческий тракт – самая короткая дорога от Кяхты до Иркутска, проложенная через хребет Хамар-Дабан во второй половине XIX века. Фото: Кяхтинский краеведческий музей им. В. А. Обручева

Изучению исторических, географических, туристских, международных аспектов развития Чайного пути посвящены работы разных зарубежных и российских авторов. Большинство авторов в своих работах обязательно обращаются либо упоминают город Кяхта, который в царское время имел статус российской столицы Великого чайного пути. Несмотря на вышеуказанные и другие неупомянутые работы, все еще не исследованы многочисленные исторические события, процессы, факты, связанные с ролью Кяхты в становлении и развитии северного маршрута Великого шелкового пути, названного Великим чайным путем.

В ХIХ вв. большое влияние на русскую торговлю в Кяхте имела Американская компания Шелихова, позднее объединившаяся с Иркутской коммерческой компанией, которую возглавил «первостатейный» купец Мыльников. Российско-американская компания становится одним из основных поставщиков в Кяхту пушнины: бобров, морских котиков, и одной из первых стала распространять китайские товары в северной части американского материка. Еще одним важным товаром Шелихов считал чай, правда, цены на это товар менялись непредсказуемо, поэтому он советовал Щегорину закупать его в зависимости от обстоятельств [6;с.82]. Обычно компания получала за одного бобра 2 ящика чая, а за 10 морских котов — 1 ящик чая. За одного бобра можно было также получить 4 тюка китайки, а за шесть котов — 1 тюк китайки.

Средний годовой торговый оборот Российско-американской компании в Кяхте достигал 100–150 тыс. рублей. В 1815 г. он достигал даже 270 тыс. рублей, причем было выменяно 2515 ящиков чая и 511 тюков китайки. Поток товаров через Кяхту в первой половине ХIХ в. исчислялся миллионами рублей как с российской, так и с китайской стороны. К середине века иностранные товары практически не привозились в Кяхту, отечественные ткани и сукна стали главным экспортным товаром. Постепенно чай превратился в основной импортируемый товар.

К середине XIX в. чай составлял около 90% стоимости привезенных в Кяхту китайских товаров [5, с.42]. С самого начала существования Российско-американской компании в Кяхте была создана специальная контора.

Главное правление Российско-американской компании утвердило инструкцию для своих контор, в том числе и для Кяхтинской, согласно которой Кяхтинской конторе предлагалось поставлять китайские товары на Алеутские острова, в Америку. Среди этих товаров были чай, китайские хлопчатобумажные ткани (китайка, даба), сахарный песок, сахар-леденец и т.д. [1]. Все эти товары выменивались Российско-американской компанией преимущественно на меха.

Важнейшей формой деятельности Российско-американской компании была внешняя торговля со странами Востока. Она прошла длительный и сложный путь эволюции. В начальный период она променивала четверть всей пушнины в Кяхте — единственном месте, где была разрешена торговля с китайцами. Основным рынком сбыта была Россия. Со временем компания стала наращивать объемы сбыта пушнины в Кяхте. Таким образом, «живые» деньги, нужные для обеспечения колоний всем необходимым, для поддержания деятельности православной церкви в Русской Америке, для организации исследований и товарообмена в Кяхте. Само существование русских колоний в Америке напрямую зависело от успешности торговли с китайцами [5, с.583]. Таким образом, мы видим, что в XIX в. Кяхта и Кяхтинская торговля имела значение международного транзитного центра и играла роль общерусского торгового центра на границе с Китаем. Поэтому вполне резонно считать, что маршрут Великого чайного пути начинался тоже с Кяхты.

С 1 января 2012 года появилось такое понятие, как единое экономическое пространство, которое по своей сути уже существовало и в XIХ веке. Сейчас это общий рынок, в состав которого входят такие страны, как Казахстан, Белоруссия и Россия. А в ХIX веке в экономическом союзе находились Россия и Китай. Из данных слов можно сделать вывод, что все, что создают в наше время, было создано ранее, но не имело единого понятия.

Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, что делало перевозку чая дешевле. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. Расцвет чайной торговли с использованием сухопутного пути продолжался вплоть до конца XIX века. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне. Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту.

Транссибирская магистраль теряет свое значение в логистике кяхтинского чая, но его поставка не прекращается, она приобретает новый облик и преображается в Китайско-Восточной железной дороге. Благодаря постройке новой железной дороги затраты на поставку становятся менее затратными, а потребление – массовым. С помощью высокой скорости поставки чай в России значительно дешевеет.

Многие кяхтинские и верхнеудинские купцы переехали в Санкт-Петербург и Москву, переведя туда свои капиталы. Большую часть чая стали перевозить морским путем. Из г. Ухань, куда чай свозили из южных провинций Китая, он направлялся в город Ханькоу. Здесь работал самый крупный в Китае чайный рынок. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара — чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилизации народов по значению, которое они имели, предназначено быть всемирно-историческими городами».

Сухопутный маршрут Великого чайного пути в России проходил через города Троицкосавск (Кяхта), Селенгинск (Новоселенгинск), далее путь разделялся на несколько ветвей, которые сходились в Мысовой (Бабушкин). Правая ветвь: Гусиноозерск, Верхнеудинск (Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (Бабушкин). Левая ветвь: Удунга, Удунгинский купеческий тракт через горы Хамар-Дабана, Мысовая (Бабушкин). Через горы Хамар-Дабана было проложено несколько купеческих трактов: Хамар-Дабанский, Игумновский, Ивановский, Тункинский, Удунгинский. Из Троицкосавска (Кяхты) шел также сухопутный (Иркутский тракт) и водный маршрут по р. Селенге до Верхнеудинска (Улан-Удэ). Из Мысовой (Бабушкина) шел сухопутный маршрут через Слюдянку и водный маршрут через озеро Байкал в Иркутск. Далее путь разделялся на две ветви.

Правая ветвь шла по реке Лене в Якутск, далее на Аляску. Левая ветвь проходила через Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Ачинск, Мариинск (Анжеро-Судженск), Ботогол, Томск, Новосибирск, Колывань, Чулым, Барабинск, Каинск (Куйбышев), Татарск, Калачинск, Омск, Тара, Ишим, Тюкалинск, Ялуторовск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Соликамск, Ирбит, Пермь, Кунгур, Нижний Новгород, Макарьев, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург.

В Омске от маршрута отделялась левая ветвь, которая вела в Казахстан и Среднюю Азию. Из Санкт-Петербурга маршруты вели в страны Западной Европы. По территория России пролегал также водно-сухопутный маршрут: Забайкальск, Нерчинск, Верхнеудинск (Улан-Удэ). Чайная торговля по сухопутному пути продолжалась до 1929 года.

К началу XX века Россия стала самой «чаепотребляющей» страной мира: во всех крупных русских городах элита общества (дворянеаристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты — самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия.

В чай нередко добавляли спиртное — крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи — обеду или ужину. Кроме того, в любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал непременным и самым любимым напитком каждой русской семьи. В настоящее время многие участки Чайного пути превратились в действующие железнодорожные и автомобильные магистрали и вошли в общую транспортную сеть, связывавшую регионы Азии и Европы. На Чайном пути продолжается торговый обмен между Россией, Монголией и Китаем. В современных условиях создание экономического коридора Россия — Монголия — Китай требует исторического осмысления Великого чайного пути. В результате исследования нам представляется полная картина событий, фактов и исторических справок, которые позволяют с твердостью говорить о большом значении города Кяхта во внешнеэкономической деятельности Российской империи.

Когда в конце XIX века Китай сделался открытым для иностранных инвестиций, русские купцы начали переносить туда свое производство. Очередь на сдачу чая на русскую фабрику «Токмаков, Молотков и Ко» в Фучжоу. Фото: Кяхтинский краеведческий музей им. В. А. Обручева

Литература:

  • 1. Высотина Е. А. Кяхта — российская столица Великого чайного пути // История в подробностях. 2011. No 9. c.72–82.
  • 2. Доржиева Т. С. Чайный путь на территории Бурятии: история и топонимия // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. No 10. c.3–8.
  • 3. Ермолаев А. Н. Кяхта в истории Русской Америки // Русская Америка. Материалы III Междунар. конф. Иркутск, 2017. c.165.
  • 4. Максанова Л. Б.-Ж., Вэй Г., Жалсараева Р. Д. Туристический проект «Великий чайный путь»: история вопроса, современное состояние, международное и региональное партнерство // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. 2015. c.21–28.
  • 5. Тулохонов А. К. Политическая география Северной Азии в условиях глобализации или как обустроить российскую периферию. Улан-Удэ: ЭКОС, 2014. c.256.
  • 6. Чжан С. Великий чайный путь между Китаем и Россией и его туристский потенциал в контексте международного проекта Великого Шелкового пути // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: сб. ст. участников III Междунар. науч.-практ. конф. 2014. c.185–197.
  • 7. Сфера потребительских услуг: проблемы и перспективы // Кистенева Н.С., Крячков А.Ф., Логинова Е.В., Петрова А.И., Ралык Д.В., Фомина А.В., Евтодиева Т.Е., Иванова Н.В., Саямова Я.Г., Чернова Д.В., Горгодзе Т.Е., Алексушин Г.В., Иванова Н.В., Ионова А.В., Крючкова Н.А., Войткевич Н.И., Скворцова А.Н. Самара, 2016

Алексушин Г.В., Чекмарёва А.А., 2019
Д. и. н., профессор кафедры КСиТ, ФГБОУ ВО «Самарский Государственный Экономический Университет», Студент II курса, специальность Коммерческая деятельность, ФГБОУ ВО «Самарский Государственный Экономический Университет»

Источник: https://elibrary.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.