Контрабанда и фальсификация в сфере чайной торговли Российской империи в XIX в.
Чайная торговля в Российской империи занимала огромную роль, так как она приносила большие доходы, как государству, так и обычным чаеторговцам. К примеру, к концу XIX в. чай занимал 5,7% от общего импорта в Российскую империю, уступая лишь хлопку (10%) и машинам (12%) [3, с. 301]. Также о значительной роли чайной торговли могут свидетельствовать высокие пошлины, которые взимались на границе. Так, например, в конце XIX века, пошлина на чай ввозимый через европейскую границу с кирпичного, черного и зеленого чая составляла – 11 рублей 25 копеек с пуда, с других же чаев – 31 рубль 50 копеек с пуда. А через азиатскую границу с черного, зеленого, байхового и цветочного чая – 25 рублей 50 копеек с пуда [8, с. 193].
К сравнению пошлина с сырого кофе в зернах по европейской границе составляла 4 рубля 50 копеек с пуда, а с жаренного, молотого – 6 рублей с пуда [8, с. 193]. При этом на товары существовала добавочная пошлина на основании Именного Высочайшего указа 21 июля 1900 года. Например, на кофе она составляла 50% от стоимости, на чай она отсутствовала, но даже с этой добавочной пошлиной с кофе и других товаров, они сильно уступали в собираемых пошлинах чаю [7, с. 968]. Так в конце XIX века, таможенная прибыль с чая приносила в государственную казну не меньше 25% от всех таможенных поступлений, являясь самым прибыльным таможенным доходом [2, с. 16]. Сам же чай стоил по-разному, в зависимости от сорта и откуда он был доставлен, цена на чай могла варьироваться от 30 до 80 копеек за фунт [11, с. 502]. В следствие больших пошлин и перепродажи среди купцов, чай становился хорошим товаром для заработка с помощью его фальсификации и незаконного провоза через границу.
Контрабандный чай пользовался спросом в силу того, что он был дешевле того чая, который был ввезен легально. Но при этом чай ввезенный нелегально был более плохим по качественным свойствам, так как контрабандисты закупались более дешевыми чаями и не следили за качеством его перевозки. Незаконному ввозу через сухопутные границы благоприятствовало то, что Российская империя имела протяженные границы и не могла уследить за каждым ее метром. По европейской границе можно отметить три таких пути. Первый проходил через Царство Польское, откуда далее поступал в соседние губернии, а также в Москву и Санкт-Петербург. Второй путь проходил через Финляндию, этому благоприятствовал тот факт, что Российская империя в отношении Великого княжества Финляндского вводила особый экономический режим, который был благоприятен нарождавшейся финской промышленности, одним из условий этого режима являлось то, что для финских товаров, ввозимых в Европейскую Россию, был льготный таможенный режим [8, с. 69]. Этим и пользовались контрабандисты, они закупали товары в Англии и Германии и скрывая их среди массы финских изделий, провозили через границу, где потом напрямую продавали на русских ярмарках. Третий же путь лежал через австрийскую границу, в особенности через Дунай, он сбывался в пограничных губерниях, в Украине и Новороссийском крае [11, с. 583]. Распространение данным путям способствовал то, что в России во второй половине XIX в. были повышены пошлины на ввозимый чай, а в Англии и Германии наоборот снизились эти пошлины.
Также контрабанда шла и через Кавказ, оттуда чай шел из Персии и проникал через Тифлис. Но основные контрабандные пути проходил по азиатской, а именно через Монголию и Кяхту, этим путям способствовали пустынные границы и малочисленность самих таможенников, зачастую сами таможенники вступали в сговор с контрабандистами [11, с. 580]. Производилась она тремя видами. Первый был розничной, когда чай провозился местными жителями и потом расходился по окрестностям вдоль границы. Второй являлся более крупной, она производилась организованной группой перевозя по 5-10 ящиков на лошадях. Такая контрабанда расходилась в основном по Забайкальской области. Третий вид предполагал ввоз большой партии, примерно около 200 ящиков, они выдвигали из Маймачена в глубь монгольской степи, где получали пломбу и накладную, а дальше пересекали границу и направлялись в центральные районы России [11, с. 581].
Способы нелегального провоза чая через границу были весьма разнообразными. Чай мог провозиться благодаря тому, что на таможне проверяли уже хорошо знакомые люди, которые были в курсе происходящего и брали свой процент с продажи такого чая или же контрабандисты перевозили нужный им товар [10, с. 43]. Но стоит отметить, что таким путем могли провозить лишь незначительную часть товара, примерно до 5 ящиков чая, который расходился в этой области. Более крупная контрабанда чая производилась тайным путем через границу в темное время суток. Этому способствовал человеческий фактор, когда охранники засыпали на постах, а также протяженные границы за которыми нельзя было уследить. Бывали и такие случаи, что поднималась ложная тревога в одном месте, туда сбегалась вся охрана, а контрабандисты в свое время спокойно провозили товары через другое место [10, с. 45]. Люди, занимавшиеся этим делом, были весьма решительными, так как они могли провезти контрабанду и днем, охрана могла и не смотреть на пломбы в это время суток думая, что «кто будет провозить нелегально товары днем» [10, с. 47].
Развитие данных путей показывает, что охрана границ не справлялась со своими обязанностями. Данной контрабанде также способствовало то, что сам чай перевозился в мешках или в коробках и был довольно удобным, так как незначительный вес товара, имел высокую цену. Конечно таможенники ловили контрабандистов, изымали их товары, но все равно этот чай поступал на российские рынки, только вся прибыль от товара шла уже государству.
Кроме контрабанды существовали и другие виды мошенничества в сфере чайной торговли. Например, для увеличения веса чая, его могли смешивать с другими сортами чаев, с иван-чаем, либо более дешевыми, либо с урожаем старого сезона, так как чай первого сбора был более качественным и дорогим. Также в коробки с чаем для увеличения веса могли добавить металлические или деревянные опилки. Мошенники даже умудрялись продавать дешевый чай, выдавая его за дорогой или же продавали уже спитый чай, как новый [9, с. 89]. Все это происходило благодаря тому, что чай закупался в больших партиях и на проверку каждого ящика уходило было слишком много времени. Но даже в ящике, который предназначался для проверки, мошенники подсовывали некачественный товар, засыпая чай слоями, то есть чередовали слой хорошего и плохого чая.
Контрабанда и мошенничество в сфере чайной торговли приносили убыток не только для чаеторговцев, но и для государства, так как казна недополучала акцизы с чая и другие налоговые выплаты. Поэтому правительство ввело ряд мер для борьбы с фальсификацией и контрабандой. Такой мерой было снабжение чая внешними отличительными признаками, как бандероль, пломба и прочее. Благодаря этому покупатель мог отличить контрабандный, фальсифицированный чай. Эта мера существовала еще в 1836-1866 в западных губерниях России, но в 1889 году она вводилась по всей России [4, с. 262]. Стоит отметить, что она была введена на добровольной основе и не принуждала всех заниматься обандероливанием. Все затраты на этот процесс возлагались на самих чаеторговцев. Им необходимо было создать особые помещения для развески чая и наложению бандеролей, содержание надзора, приобретение самих бандеролей. Также дополнительной мерой было то, что государство материально поощряло доносчиков, которые выявляли факты правонарушения в области принятого закона [5, с. 389-390]. С одной стороны, данная мера была выполнима только для крупных чаеторговцев, мелкие же чаеторговцы не могли себе позволить таких затрат, поэтому не весь чай снабжался бандеролями и это позволяло мошенникам сбывать свой товар. С другой стороны, чай под казенной бандеролью заслужил доверия в обществе, а также подготовил условия для постепенного перехода к обязательному обандероливанию. Так, государство с 1890 по 1895 гг. получило от этой операции 235 тысяч рублей чистой прибыли, 66% которой могли быть использованы к переходу к обязательному обандероливанию [1, с. 125].
Нерешенная проблема с контрабандным и фальсифицированным чаем, заставило государство в 1895 году ввести закон от 20 марта 1895 г. «Об установлении обязательного обандероления чаев» [6, с. 145-146]. По этому закону привозной чай всех торговцев допускался к розничной торговле только в мелких расфасованных упаковках, с наложением на них казенных бандеролей. Отменялись ранее существовавшие порядки уплаты чаеторговцами расходов на содержание контроля за складами. Крупные торговцы по-прежнему должны были производить этот процесс в своих помещениях под надзором командируемых время от времени местных органов Министерства Финансов. А мелким чаеторговцам разрешалось это фасовать в местных таможнях или в особых казенных «рассыпочных» помещениях. Стоит заметить, что закон вступал в силу сначала только в Закаспийской области и Туркестанском крае, а потом уже в других областях. И только к началу 1909 г. закон об обязательном обандероливании чая действовал уже по всей территории России, за исключением 50-верстной полосы вдоль китайской сухопутной границы, а с 1 января 1913 г. она была отменена.
В целом закон об обязательном обандероливании чая позволила лишь уменьшить контрабандный и фальсифицированный чай на российском рынке, а значит увеличить таможенные поступления в казну. Еще одним положительным фактом этого закона являлось то, что создавались чаеразвесочные производства, создававшие большой прибавочный продукт. Эти производства обеспечивали работой наиболее бедную и невостребованную часть трудящихся – женщин и несовершеннолетних детей.
Таким образом, чайная торговля в Российской империи занимала существенную роль, так как она приносила самые большие таможенные сборы в казну. Об этом также свидетельствует то, что начала активно развиваться контрабанда и мошенничество в этой сфере деятельности. Это было связано с высокой доходностью в этой области, а также с высокими пошлинами на ввозимы чай, которые устанавливало государство. Сказать, сколько точно было подделано и ввезено нелегального чая в Россию, нельзя. В настоящее время это остается загадкой. Но можно с точностью сказать, что она приобрела крупные масштабы, так как государство, на законодательном уровне, начало вводить меры против контрабандистов и мошенников.
Литература
- 1. Жолобова Г. А. «Операция обандероливания» в российском механизме правового регулирования чайной торговли на рубеже XIX-XX вв. // Актуальные проблемы истории государства и права. – 2013. – № 2. – С. 123-134.
- 2. Жолобова Г. А. Правовые меры противодействия фальсификации чая в российской торговле конца XIX –
начала XX вв. // Актуальные проблемы истории государства и права. – 2013. – № 1. – С. 16-24. - 3. Кулишер И. М. История русской торговли. – Санкт-Петербург: Атеней, 1923. – 317 с.
- 4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. – Санкт-Петербург, 1891. – 728 с.
- 5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 10. – Санкт-Петербург, 1893. – 843 с.
- 6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 15. – Санкт-Петербург, 1899. – 750 с.
- 7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 20. – Санкт-Петербург, 1902. – 1168 с.
- 8. Свод законов Российской Империи. Т. 6. – Санкт-Петербург, 1912. – 314 с.
- 9. Соколов И. А. Чай и чайная торговля в Российской империи в XIX – начале ХХ вв.: дис. … канд. ист. наук / Московский городской педагогический университет. – М., 2010. – 392 с.
- 10. Стахеев Д. И. От Китая до Москвы: История ящика чаю: Очерки. – Санкт-Петербург: М.О. Вольф, 1870. – 194 с.
- 11. Субботин А. П. Чай и чайная торговля в России и других государствах: производство, потребление и распределение чая. – Санкт-Петербург: А. Г. Кузнецов, 1892. – 706 с.
УДК 94(47).07
А. М. Халиуллин
Студент III курса факультета филологии и истории, Елабужский институт Казанского федерального университета; 423600, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89; e-mail: albert0606@yandex.ru
Научный руководитель – д-р ист. наук, доц. И. В. Маслова
Источник: https://elibrary.ru