Теоретические и методические основы использования земельных ресурсов для АПК КНР и перспективы развития чайной отрасли страны

Проведен подробный анализ земельной реформы Китая. Рассмотрены перспективы развития чайной отрасли в КНР и ведущих странах производителях.

Территория Китайской Народной Республики составляет чуть менее 9,6 млн. кв. км. (960 млн. га) на которой проживает 1,24 млрд. человек, в т.ч. 80% населения сосредоточено в сельской местности. Важнейшей отраслью экономики Китая является сельское хозяйство. В общей структуре страны оно составляет 1/5 стоимости валового общественного продукта и около 70% национального дохода. Сельское хозяйство здесь занимает особое стратегическое положение, т.к. для обеспечения продовольственной безопасности и снабжения такого большого населения необходимы гигантские ресурсы. Только собственное производство и создание соответствующей инфраструктуры АПК способно в полной мере обеспечить своё население продуктами питания отечественного производства, что на много экономичнее.

Таким образом, среди основных отраслей земледелия здесь можно выделить производство зерновых, технических, овощных и сахаросодержащих культур (сахарный тростник, свекла), а в животноводстве основную производственную нишу заняло свиноводство свыше 2/5 мирового поголовья, при этом достаточно высокоразвито птицеводство, крупный рогатый скот (1/10 поголовья мира) и рыбное хозяйство. По многообразию производства различных видов сельскохозяйственной продукции Китай занимает лидирующие позиции в мире.

В Китае выращивают более 55 видов различных полевых культур, примерно 100 овощных, свыше 60 плодовых, приблизительно 700 видов грибов, большое количество эфиромасличных и лекарственных трав, высокоразвито рисоводство (1/3 мирового производства), чаеводство (1-е место в мире), хлопководство (1/4 мирового производства), шелководство, пчеловодство. Посевные площади КНР составляют 150-170 млн. га в год, третья часть которых орошается. Благоприятные климатические особенности и природные условия Китая позволяют в лучших по этим характеристикам регионах собирать до трёх урожаев ежегодно. При этом коэффициент повторных посевов в среднем равен 1,4, а в основных, южных районах земледелия страны он достигает 3,84, а в отдельные годы доходит до 4,1.

Земельная реформа в Китае избрана в качестве генерального направления сельскохозяйственного развития и представляет собой неотъемлемую часть общей экономической реформы и всей государственной политики[1].

Первый этап земельной реформы в КНР относится к 1949-1952 гг. В эти годы проводилась политика экспроприации земли и других средств производства (сельскохозяйственной техники, скота, инвентаря и другого имущества) у крепких хозяйств крупных собственников земли и их передачей безземельным крестьянам.

Время первой пятилетки строительства социализма в Китае (1953г.), определило начало земельной реформы, которая гарантировала внедрение принципов коллективизации и создала все условия для полного кооперирования на селе (1955 г.). В 1958 г. КПК во главе с Мао Цзэдуном провозгласила время «большого скачка». Для быстрой победы принципов коммунизма по всей стране увеличиваются нормы и конечные показатели производства, создаются коммуны, проводится укрупнение сельскохозяйственных кооперативов, создаются госхозы.

«Оплата труда в соответствии с отработанным временем, носила по своей сути уравнительный характер, что стимулировало увеличение производства продукции и отчуждало крестьянство от земли. Вместе с тем, за счет мобилизации крестьянства в коммуны и принудительного изъятия государством большей части прибавочного сельскохозяйственного продукта, происходило развитие агропромышленного производства, создавалась аграрная инфраструктура, в сельскую местность привлекались средства промышленности. Однако общественная собственность на землю являлась сдерживающим фактором в развитии сельскохозяйственного производства и экономики всей страны» [2].

Назревшая в 70-е годы модернизация сельского хозяйства стартовала благодаря третьему пленуму ЦК КПК в 1978 г., который принял решение о выходе из кризисной ситуации за счёт внедрения в производство современных экономических методов хозяйствования. Эти, для того времени, новые экономические методы хозяйствования должны были опереться на объективные экономические законы, устанавливающие определенные стимулы, пробуждающие экономические интересы различных слоев населения.

При этом предусматривался приоритет развития сельского хозяйства и проведение реформ в аграрной сфере. Прежде всего, была признана многоукладность в развитии аграрной сферы и экономики.

Стали развиваться индивидуальные, частнохозяйственные и государственно-капиталистические хозяйства, вместе с социалистическими предприятиями. Это стало фактически основой для развития агарного сектора экономики страны.

«Подряд, давший крестьянской семье участок земли, стал формой соединения личной материальной заинтересованности и инициативы с экономическими интересами государства» [2].

Такая модель земельных и аграрных отношений в то же время является источником проблем (отсутствие механизма укрупнения земельных участков сельскохозяйственного назначения, нежелание крестьян вкладывать средства в долгосрочный рост урожайности и др.), но при этом она защищает от обезземеливания и обнищания большую часть крестьянства КНР. Следствием такого подхода стало перераспределение общественных земель, ликвидация коммун и деление земель между крестьянами для ведения личного хозяйства на основании семейного подряда.

Практически полномасштабная экономическая реформа 1978 года в КНР была начата с земельных преобразований, т.е. именно земельная реформа стала «катализатором» реформ в остальных отраслях экономики.

Когда народные коммуны прекратили своё существование (были ликвидированы по указанию властей), их политические, хозяйственные и административные функции были переданы вновь сформированным волостным (поселковым) народным правительствам. Всего было создано 69842 волостных (поселковых) народных правительства, а также 845025 комитетов сельских жителей[2].

Под «крышей» комитета сельских жителей, который выступает собственником земли и крупных средств производства (комбайны, трактора и др.), оставшихся от коммун, трудится примерно 150 крестьянских дворов.

Базовой основой земельной реформы АПК Китая стал семейный подряд. Земля, формально находится в коллективной собственности жителей деревни (т.е. можно сказать в государственной собственности), передана в аренду крестьянским хозяйствам на сроки 15 и более лет. Для них определяют обязательные плановые задания по производству только небольшого числа видов товарной продукции (зерно, хлопок, масличные), которые предусматривали поставку государству определенного количества сельскохозяйственной продукции (продналога), и которые гарантировано, выкупают по твердым ценам, прочую сверхплановую продукцию крестьяне реализуют по рыночным ценам.

В процессе перехода на семейный подряд земли, находящиеся в коллективной собственности, передавались в пользование уравнительно, обычно, из расчета 70% – по числу едоков и 30% – по рабочей силе. Позже проводилось дополнительное перераспределение земли.

Главной производственной хозрасчетной единицей на селе при сохранении госхозов и кооперативов стал крестьянский двор (семья), за которым по контракту (договору) сначала на короткий, а затем на длительный срок закреплялась земля (включая пашню, лес, пастбища и водоемы) [2].

Ряд видных китайских ученых серьезно предостерегают от недооценки степени нестабильности китайского общества и переоценки возможностей предотвратить вероятное возникновение кризиса [6, 10]. Они полагают, что Китай с началом нового века вступил в период социальной нестабильности. Широкомасштабная по мировым меркам структурная перестройка экономики ведет к массовой потере рабочих мест. Оттяжка с решением неотложных социальных проблем может быть чревата серьезной политической дестабилизацией. Высокий рост населения Китая (рис.1, табл. 1) всегда являлся одной из главных забот правительства страны. С одной стороны это дешевая рабочая сила во всех отраслях экономики, с другой – потенциально высокая безработица.


Рис. 1. Динамика численности населения Китая (1950-2017), по данным Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики

Таблица 1. Экономический рост и увеличение занятости в Китае в 1981–2016 годы

Источник: CIA World Factbook, Naional bureau of statistics // China statistical yearbook. 2015. P. 108

В 2012-2016 годы посевные площади чая в мире выросли на 12,3%: с 3,78 млн га до 4,25 млн га. Рост показателя относительно предыдущих лет наблюдался ежегодно и составлял 1,4-4,7% к уровню предшествующих лет.

Прогноз на 2017-2021 годы показывает, что посевные площади чая в мире будут продолжать расти в среднем на 2,5% в год и к 2021 году они составят 4,81 млн га, что выше уровня 2016-го года на 13,3% (табл. 2).

Таблица 2. Прогноз динамики посевных площадей чая по странам-лидерам рынка, Мир, 2017-2021 гг (тыс га)

BusinesStat

В 2012-2016 годы основные посевные площади чая размещались в следующих странах мира: Китай (53,1%), Индия (13,8%), Шри-Ланка (5,1%), Аргентина (4,9%) и Кения (4,4%).

Прогноз динамики долей стран-лидеров рынка в посевных площадях чая представлен в следующей таблице (табл.3).

Таблица 3. Прогноз динамики долей стран-лидеров рынка в посевных площадях чая, Мир, 2017-2021 гг (%)

Источник: Food and Agriculture Organization of the United Nations, Eurostat, National Agencies and Compendia, BusinesStat

По нашим прогнозам, в ближайшие годы лидерами по размерам посевных площадей чая останутся Китай, Индия и Шри-Ланка.

Таким образом, сельское хозяйство в КНР играет особую стратегическую роль, т.к. для обеспечения продовольственной безопасности и снабжения продуктами питания такого большого населения необходимы гигантские ресурсы. Поэтому, только собственное производство и создание соответствующей инфраструктуры АПК способно в полной мере обеспечить своё население продуктами питания отечественного производства, что на много экономичнее и сохраняет другие ресурсы от возможных трат.

Проведённый анализ показал, что рост населения планеты предопределяет рост мирового потребления чая, при этом земельные ресурсы для расширения его возделывания практически исчерпаны. Таким образом, необходимо усовершенствовать методику рационального использования существующих земельных ресурсов для возделывания чая, интенсифицировать процессы, связанные со сбором зеленого листа чайного сырья, его транспортировкой, фабричной переработкой и хранением готовой продукции.

Мировое производство чая имеет большие перспективы развития. С одной стороны процесс развития чайной отрасли стимулируется ростом населения планеты и как следствием ростом спроса, с другой стороны основной рост посевных площадей и производства чая как раз сосредоточен в странах с высоким населением (Китай, Индия и др.), где его рост стремительно продолжается.

Литература:

  • Волков С. Н. Землеустройство. Т. 9. Региональное землеустройство. – М.: КолосС, 2009. – 707 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений). ISBN (Т. 9)
  • Добрынин В. Аграрная реформа в КНР // Международный агропромышлен­ный журнал. – 1990. – № 3. – С. 79-87.Калабеков И.Г. Россия, Китай и США в цифрах. Справочное издание – М., 2014. – 254 с.
  • Китайский чай в первом приближении// Мстиславский С.Б., Ермаченкова Р.В., Сурикова С.А., Лункина М.В., Ю.А. Малышева. //Изд.-во: “Чайная карта” , 2012г. – 66 с.
  • Папаскири, Т.В., Пэн Юньлун. Производство чая в Китайской народной республике. // Студенческий землеустроительный отряд – вчера, сегодня, завтра. Материалы всероссийской научно-практической конференции преподавателей вузов, руководителей штабов линейных отрядов, командиров, комиссаров, бойцов отрядов / Под общей редакцией С.Н. Волкова. – М.: ГУЗ, 2015. – 120 с.,
  • Папаскири, Т.В., Пэн Юньлун. Анализ производства чая в Китайской народной республике // Сборник научных статей международного научно-практического Форума, посвящённого 95-летию факультета и кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству «Актуальные проблемы обеспечения современного землеустройства»/Отв.ред., Сост. Т.В.Папаскири. – М.: ГУЗ, 2014. – 1340 с. SBN 978-5-9215-0267-3 стр.137-143
  • Прогнозные геомаркетинговые модели развития чайной отрасли в КНР и ведущих странах производителях // Папаскири, Т.В., Пэн Юньлун // Московский экономический журнал 2/2017 (http://qje.su/mezhdunarodnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2017-34)
  • Землеустройство как основной механизм ввода в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения // Папаскири Т.В., Ананичева Е.П., Фомкин И.В., Пэн Юньлун.// Московский экономический журнал 2/2017 (http://qje.su/selskoe-hozyajstvo/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2017-11)
    Отчеты: Food and Agriculture Organization of the United Nations, Eurostat, National Agencies and Compendia, BusinesStat и др.
    Составлено авторами по материалам сайтов:Мировая экономика: http://www.ereport.ru; Вести Экономика»: http://www.vestifinance.ru; Trading Economics.
    У Вэй Синь. Энциклопедия целебного чая. – СПб: Издательский Дом «Нева», – 320 с: ил. ISBN 5-7654-4299-4

Т.В. Папаскири,
докт. экон. наук, канд.с.-х. наук, декан факультета землеустройства, доцент кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству
E-mail: t_papaskiri@mail.ru

Пэн Юньлун,
аспирант кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству, КНР
E-mail: 626667049@qq.com

Источник:
Московский экономический журнал 2/2017
https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2017-26/


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.