Экспорт чая в мире

Мировой рынок чая является важным элементом в структуре мировых продовольственных рынков. Экспорт чая обусловлен объемами производства и переработки этого продукта, и представляет из себя как экспорт чайных листьев, так и экспорт готовых упакованных видов чая, а также чаев с различными добавками. В статье рассматривается динамика и структура экспорта чая по основным регионам мира, а также по основным странам-экспортерам. Выявляются основные тенденции и особенности мирового экспорта чая.

Мировой рынок чая характеризуется высоким уровнем концентрации в силу особенностей выращивания этой культуры. Рассматривая производство чая в мире, можно отметить, что 40,3% мирового производства приходится на Китай, 21,7% – на Индию. Таким образом, две страны производят две трети мирового объема производства чая. Но необходимо отметить, что если в Китае внутреннее потребление чая составляет от 75% до 90% от собственного производства, то в Индии популярность чая не так велика и значительная доля его идет на экспорт. [3] Такая же ситуация характерна и для Шри Ланки и Индонезии, где потребление чая тоже относительно невелико, но по объемам производства Шри Ланка занимает четвертое место в мире с долей 5,73%, а Индонезия седьмое место с удельным весом 2,28%.То есть не всегда страны с большими объемами производства чая одновременно являются и его крупными экспортерами.

Низкий уровень потребления чая характерен и для чаепроизводящих стран африканского континента – так в Кении производится до 8% мирового производства чая, а внутреннее потребление – минимально. Частично ситуация объясняется дороговизной чая для большей части населения Индии, Индонезии, африканских стран, а также отсутствием чайных традиций в этих регионах.

Мировой экспорт чая достиг 1,77 миллиона тонн в 2017 году, что на 5 процентов больше по сравнению с 2016 годом. Объемы экспорта черного чая выросли на 5,8 процента в 2017 году, а экспортные доходы увеличились на 10% — до 5,7 млрд. долл. США. [4]

Статистика ФАО по динамике экспорта чая в разрезе отдельных регионов и стран представлена данными только по 2016 год включительно. Рассмотрим динамику экспорта чая в разрезе регионов мира в таблице 1.

За рассматриваемый период мировой экспорт чая в натуральном выражении сократился с 2022,8 тыс. тонн до 1701,1 тыс. тонн, или на 15,90%. Такое сокращение обусловлено снижением экспорта из стран Азии – на 11,86%, Африки – на 30,22%, а именно эти регионы являются основными производителями чайного сырья. Также существенно – в 2,5 раза снизился экспорт из стран Центральной Америки и на 10,84% из стран Южной Америки. Наблюдается рост экспорта из стран Северной Америки – на 53,03% и стран Европы – на 6,66%. Но в абсолютном выражении эти цифры по отношению к мировым показателям незначительны.

Наибольшая доля в мировом экспорте чая в натуральном выражении приходится на страны Азии – 61,78%, причем наблюдается рост этого показателя (таблица 2). Такая тенденция обусловлена незначительным удельным весом остальных регионов в мировом экспорте чая.

Второе место среди регионов-экспортеров приходится на Африку – ее доля составляет от 24 до 32%, но за рассматриваемый период происходит ее уменьшение – на 5,05 п.п. Третье место занимает Европа, но этот экспорт в основном приходится на крупные предприятия, занимающиеся переработкой и упаковкой чая.

Стоимостное выражение экспорта зависит не только от объемов, но и от цен реализуемой продукции. Для любого рынка вполне естественно, что конечные виды продукции стоят больше, чем сырье, поэтому в ряде случаев т регионы, где чай не производится, а перерабатывается имеют большую долю в экспорте по сравнению с регионами, выращивающими чай (таблица 3).

Мировой экспорт чая в 2016 году в стоимостном выражении составил 6345,2 млн. долларов. И с 2010 года он практически не изменился, несмотря на резкое снижение экспорта в натуральном выражении. Связано это с ростом цен на чай, поставляемый из Азии. Самые высокие цены на мировых рынках отмечаются у чая, поставляемого из Шри Ланки. Структура экспорта в стоимостном выражении представлена в таблице 4.

64,40% мирового экспорта чая в денежном выражении приходится на Азию, страны Африки и Европы делят второе-третье места, на остальные регионы мира приходится не более 5% мирового экспорта чая.

Более детально имеет смысл рассмотреть экспорт чая по конкретным странам, так как даже те страны, где чай не выращивается могут являться достаточно крупными экспортерами в силу реэкспорта чая или продажи не сырья, а упакованного чая (таблица 5).

Китай является лидером как в производстве, так и в экспорте чая в мире. В 2016 году экспорт чая из Китая составил 328,7 тыс. тонн, что на 8,66% больше, чем в 2010 году. Особенностью экспорта чая из Китая является то, что чай не продается на аукционах, в отличие от других стран. Чайный рынок Китая контролируют правительственные организации – объединения ремесленников конкретного региона. Весь чай, предназначенный на экспорт, проходит тщательную проверку таких контор: чтобы купить чай в Китае крупным импортерам приходится договариваться именно с такими организациями. [6]

В 2018 году прогнозировалось сохранение экспорта китайского чая на уровне 300 тыс. тонн листового чая на сумму $1,5 млрд. Такой значительный экспорт связан с сохранением стабильного потребительского спроса на основных традиционных рынках поставок, таких как Европа, США и Африка. Доля зеленого чая в структуре китайского экспорта составила 83%. [8]

Второе место по экспорту чая занимает Кения с объемом 293,2 тыс. тонн. Основными экспортными направлениями для Кении остаются Пакистан (113 тыс. тонн чая), Египет (44,9 тыс. тонн) и Великобритания (31,1 тыс. тонн), Россия (13,5 тыс. тонн). Топ-10 замыкает Казахстан, куда в январе-августе было поставлено более 5 тыс. тонн кенийского чая. [2] При этом необходимо отметить снижение экспорта кенийского чая практически на треть.

Шри Ланка занимает третье место в мире по экспорту чая. Совет Шри-Ланки по чаю поставил цель на текущий год получить доходы от экспорта чая в размере 2,1 млрд. долларов США. [9]

Индия экспортирует 230,5 тыс. тонн чая и находится на четвертом месте среди стран-экспортеров чая. Но можно отметить, что в десятке ведущих экспортеров чая только в Китае происходит увеличение объемов экспорта, в остальных странах наблюдается снижение. Особенно ярко это видно в динамике экспорта чая таких стран как Вьетнам и Индонезия – экспорт сократился практически в два раза.

Страны, находящиеся во втором и третьем десятке экспортеров, показывают различные тенденции – так в Нигере экспорт чая увеличился в четыре раза, в Турции почти в три раза, в Мозамбике, Тайване и Польше – в два раза. В то же время экспорт чая в Уганде и Иране сократился более чем в 10 раз.

Структура экспорта характеризует удельный вес различных стран в мировом экспорте чая (таблица 6).

Таким образом 2/3 мирового экспорта приходится на четыре страны – Китай, Кению, Шри Ланку и Индию. На долю Аргентины и Вьетнама приходится по 4 – 5% мирового экспорта чая.

В 2018 году Вьетнам экспортировал 120 тыс. тонн чая на сумму 219 млн. $. Это было меньше объемов 2017 года на 8,4%. Среди десяти основных экспортных рынков вьетнамского чая на 2018 год крупнейшим является Пакистан: его импорт составил 33,25 тыс. тонн, достигнув 71,98 млн. долл. США, увеличившись на 14,76 % по объему и 15,88 % по стоимости. Средняя экспортная цена составляет 2164,96 долл. США за т, что на 0,98 % процента больше, чем в 2017 году. [7] Тайвань, Россия и Китай также являются крупными экспортерами вьетнамского чая.

Прогнозируется, что мировое потребление и производство чая будут расти в течение следующего десятилетия, что обусловлено твердым спросом в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Следовательно, страны, производящие и экспортирующие чай, могут существенно нарастить объемы экспорта в ближайшем будущем, и тем самым обеспечить возрастающие потребности в этом продукте.

Список литературы

Автор: Смоленцева Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», РФ, г. Киров

Источник:
Московский экономический журнал 8/2019
https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2019-29/


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.