Джон Додд и король Пхумипон Адульядет. Два человека, повлиявших на чай

За каждым чаем всегда стоит неповторимая история. Знание этой истории не гарантирует, что чай будет вкуснее, но узнать о становлении определенных видов и сортов интересно. В центре этого повествования два человека: британец Джон Додд и король Таиланда Пхумипон Адульядет.

Начало
Так вот. Перенесемся на остров Тайвань…. 1868 год. британский предприниматель Джон Додд находитсяна острове Тайвань (тогда Формоза) и организует экспедицию вверх по реке Даньшуй, чтобы найти лучшие места для чайных плантаций. Река Даньшуй располагается я в северной части острова, именно оттуда пойдет становление тайваньского чая как феномена. Подходящих мест для производства оказывается достаточно, чтобы чай начал экспортироваться наравне с сахаром и камфарой. Уточним, что в начале 19го века на Тайвани не было возможности производить чай в полной мере – местные производили чай-сырец, чай-полуфабрикат (Мао Ча) и отправляли на лодках для финальной обработки на материковый Китай. Джон Додд решает исправить это недоразумение и привозит с Фуцзяни оборудование и чайных технологов, и наконец-то организует на Тайване полный цикл производства.

Река Даньшуй

Однако это не самое начало истории. Еще в 1860 году Франция, Британия и Китай подписали Тяньцзиньский договор, открыв порт Тамсуй для внешней торговли с Европой. Этот шаг раскрыл двери для инвестиций иностранных государств и европейских торговцев. На берегах реки Даньшуй открывались крупные иностранные компании, в районе Датун появился чайный рынок и первые чайные магазины, с материка едут китайские мигранты. Британский консул в 1861 году написал: «С материка на Тайвань импортируется невероятное количество чая, семян и саженцев». Всё вокруг гудит и развивается.

В 1869 году Джон Донн отправляет первые 127 тонн «Формоза улуна» в Америку. Под брэндом скрывается Дун Фан Мэй Жень «Восточная Красавица». Партия разошлась быстро, чай-шампанское пришлось по вкусу. Само слово улун теперь ассоциировалось с Тайванем.

Поставки стали регулярными. Джон присоединяется к компании Бао Чжун и продает уже 2000 тонн в год. Конечно же этого оказывается мало, возникает идея создать новые сорта. Из Китая приглашают опытного чайного мастера, и вместе они разрабатывают ботанический фундамент всей чайной индустрии Тайваня. В регионах Вэнь Шань, Цзи Лун, Цисин и Хай Шань разбиваются новые плантации.

Отматываем время на сто лет вперед и перемещаемся на 3000 километров юго-западнее. Мы оказываемся в Таиланде. Часть территории на границе с Мьянмой и Лаосом – это известный многим “Золотой треугольник”, где все население за копейки выращивает опиумный мак. Борьба властей Таиланда с этим явлением усиливается, а точку в этой истории берется поставить Король Пхумипон Адульядет.

Торговля опиумом в районе Золотого треугольника со стороны Северного Таиланда все чаще пресекается властями, полицией и военными. Всем понятно, что простое вытеснение не сработает, поэтому необходимо дать местному населению новые, менее разрушительные источники дохода. Разработку нового плана экономического развития региона Северный Таиланд и берет на себя Королевская семья Таиланда.

Король Пхумипон Адульядет разрабатывает проект, заменяющий местным жителям запрещенный вид деятельности на разрешенный, а именно — выращивание садовых культур, которые отлично растут в условиях тропического климата. В этот момент на территории Таиланда и появляется чай. Способствуют этому и сообщества китайцев, обосновавшиеся в Северном Таиланде в результате революции и прихода к власти в Китае Мао Дзе Дуна. Для развития отраслей сельского хозяйства из королевского фонда решено предоставить огромные субсидии.

Сближение
Временной отрезок между двумя чайными государствами сокращается. Тайвань, как и весь мир пережил мировую войну. Казалось бы ситуация стабилизировалось, но разразился мировой кризис 1974 го года. Власти острова стали поднимать другие сферы, и страна в чайном смысле сильно отстала по сравнению с Индией и Шри-Ланкой. Площадь плантаций уменьшились, упал объем производства, вырос импорт чая на остров. Сами фермеры и производители утратили экономический интерес к чаю. Всю чайную индустрии ждал коллапс. Или новый виток?

В 1975 году власти спохватились и организовали первый чайный конкурс в Лу Гу, уезде Няньтоу. Судьи оценивали качество Дун Динов, победитель получил 70 долларов за 600 граммов (4200 тайваньских долларов за один цзинь). В то время это были большие деньги, да и цену искусственно завысили. За 1 цзинь необработанного листа обычно платили 12 тайваньских долларов. Это завышение пошло на пользу — фермерам стало выгодно производить качественный чай, который к тому же пользовался большим спросом. Чемпионский Дун Дин мигом раскупался после конкурса за любые деньги.

Почти через 20 лет после этого конкурса в Таиланде, после первоначальных экспериментов произрастающий чай не дал результатов, которые бы были интересны за пределами страны. Тогда китайская община вспомнила свои давние связи с китайскими поселениями в Тайваньских горах, которые на тот момент уже успешно выращивали улун, набирающий популярность во всем мире. Это и есть точка пересечения, где две истории связываются в одну. По инициативе Королевского проекта развития региона, были приглашены эксперты чая из Тайваня, с которыми были проведены консультации для определения чая сорта, наиболее подходящего для выращивания на склонах северо-западного Таиланда. После встречи, сорта чайных культур Цзинь Сюань Улун и Луан Чжи Улун в 1994 году были импортированы в Таиланд и переданы фермерам, изъявившим желанием перейти к выращиванию чая.

Восхождение к славе
Наша история подходит к концу. А история тайваньского и тайского чаев в самом расцвете. Благодаря конкурсам и внимательному контролю производства, качество чая на острове Тайвань вышло на новый уровень. Научные исследования и селекционная работа продолжаются, применяются новые технологии, фермеры обучаются органическому земледелию. Государство контролирует каждую мелочь: состояние плантаций, время сбора, обработку, условия хранения и упаковку. На каждом шаге чай должен проходить определенные нормативы.

В свою очередь заводы Таиланда выпускают свой урожай, доказывая возможность получения высококачественного чая. Королевский проект увеличился в своих масштабах, и кроме него, появилась возможность для возникновения семейного малого и среднего бизнеса, который активно использует бизнес-связи китайских общин, их экспертное знание. Большое влиянение оказывают государственные субсидии на приобретение современных производственных мощностей и оборудования.

Эпилог
Мы привыкли к тому, что чай — напиток безличностный. Однако более внимательный взгляд открывает, что за столетней историей может стоять всего-навсего один человек. В чайном смысле остров Тайвань находится в зените славы, путь производителей Таиланда только начинается. А нам остается наблюдать за рождением новых героев, которые еще не один раз изменят устоявшиеся чайные стереотипы.

Источники:
https://www.tea-mail.by/blog/istorija-tajvan-skogo-chaja.html
http://bibliothai.ru/country/o-tailande/tailand/782-istoriya-vyrashchivaniya-chaya-v-tajlande.html

Источник: Чайная Почта https://vk.com/teamail


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.