Немного о лаосском лесном чае

пост представляет собой перевод-пересказ статьи на сайте CCL

Самой северной провинцией Лаоса является Пхонгсали, а самый северный район этой провинции – Ньёд У (правописание дискутабельно; я взял за основу транскрипцию лаосского ຍອດອູ, но на английском и на французском название района звучит иначе). Ньёд У непосредственно граничит с Юньнанью, и здесь, в дебрях тропического леса, покрывающего склоны гор, растут чайные растения, относящиеся к ассамской разновидности камелии китайской. Это крупнолистные прямоствольные деревья, они достигают пятнадцати метров в высоту, а возраст некоторых из них измеряется веками.

На части деревьев можно обнаружить старые следы обрезки. Очевидно, местные жители не только собирали листья с этих деревьев, но и ухаживали за ними. Возможно, эти деревья были ими посажены, а значит, имела место и селекция дикорастущих камелий.

Для местных жителей выращивание, сбор и производство чая – традиционное занятие, но на протяжении веков они делали чай только для собственных нужд. В коммерческую деятельность для мелких фермеров Ньёд У чаеводство превратилось сравнительно недавно, когда в этих краях появились торговцы из Юньнани, проявившие интерес к лаосскому сырью. «Раньше люди просто собирали чайные листья в лесу и обменивали их на соль у народа леу. У нас вообще не было чайных садов. Помню, обычно я выменивала цыплёнка за мешок чайных листьев», — говорит госпожа Куай из деревни Бан Сехопене.

Бан Сехопене и Бан Намманой – две деревни народа яо, расположенные в западной части Ньёд У. Глинистая дорога, связывающая деревни с районным центром, пересекает глубокую долину, заросшую деревьями и кустарником, и в сезон дождей, с июня по сентябрь, сообщение с «большим миром» затрудняется. За деревнями дорога, извиваясь, поднимается в горы, к лаосско-китайской границе.

Основное занятие яо – малоэффективное подсечно-огневое земледелие в долине и на горных склонах, а также охота, рыбалка и собирательство. Разнообразие источников продовольствия очень важно, поскольку выращивание риса в горных районах не может обеспечить продовольственную безопасность – рис чувствителен к климатическим условиям и вредителям, и ежегодые колебания объёмов урожая могут составлять 50-70%. «Выращивать рис сложно; для риса нужна хорошая земля. Мы не можем сажать рис на том же участке после сбора урожая, землю нужно оставить на несколько лет, только потом можно снова сажать рис. До чаеводства у нас была нехватка риса несколько лет подряд, когда наши посевы уничтожали насекомые. Порой мы голодали, нужно было ещё больше еды из леса. Мы выбивались из сил, чтобы прокормить свои семьи», — говорит госпожа Куай.

В порядке борьбы с вырубкой лесов правительство организовало переселение горных деревень яо в долины. Но там, где плотность населения остаётся низкой, крестьяне по-прежнему прибегают к подсечно-огневому земледелию. К тому же, на новых местах не всегда есть подходящие земли для рисовых полей, и крестьяне вынуждены возвращаться в свои старые горные деревни – так, например, произошло в Тунгкуалин Ной, расположенной к северу от Бан Намманой, в долине Налуанг вдоль реки Нам Денг.

Ещё одна проблема состоит в том, что до 1990 года многие семьи горцев жили торговлей небольшими партиями опиума. Правительственная программа по искоренению плантаций опийного мака была успешной, но в отсутствие реальной экономической альтернативы доходы крестьян резко упали.

С 2010 года поддержку малым деревням Ньёд У оказывает Комитет сотрудничества с Лаосом (Comité de Coopération avec Leos, CCL) – французская неправительственная организация (напомню, что Лаос – бывшая французская колония). Усилия CCL направлены на обеспечение продовольственной безопасности и улучшение ситуации с первичной медико-санитарной помощью. CCL занимается строительством дорог, уборных, ирригационных систем, проведением просветительских компаний по вопросам правильного питания и охраны здоровья матери и ребёнка.

Было быстро определено, что чаеводство – главная экономическая возможность для семей яо в этом регионе. В качестве первого шага CCL помог мелким фермерам улучшить их навыки и методы выращивания чайной рассады, культивирования чая и сбора листьев с дикорастущих чайных деревьев. В дополнение к этому CCL предоставил фермерам рассаду чая, потому что размножение чая семенами с диких деревьев недостаточно эффективно. Сейчас у каждой семьи в Бан Сехопене есть чайные делянки общей площадью от 0,5 до 3 гектаров.

На чайных плантациях работают все члены семьи. В основном, женщины занимаются сбором чая, а мужчины – расчисткой земли и обрезкой деревьев, но разделение обязанностей может меняться в зависимости от текущей ситуации. «Я умею делать всё – от посадки до обработки чая. Вместе с мужем я вскапываю землю, сажаю молодые чайные деревья, втыкаю палочки, чтобы пометить их. Когда мы с мужем идём работать в чайный сад, дети остаются в деревне с двоюродным братом, или о них заботится старшая дочь, если ей не нужно в школу. Когда муж занят или в отъезде, я работаю в саду одна», — говорит госпожа Самор.

Яо делают шайцин, то есть высушенный на солнце зелёный чай, полностью аналогичный маоча юньнаньских шэн пуэров. Собранные чайные листья крестьяне приносят в деревню, и там их завяливают на больших бамбуковых поддонах. В тот же день сырьё проходит ручную фиксацию в больших воках. То, насколько умело проведён прогрев, является определяющим для качества готового чая, хотя оно, конечно, зависит и от возраста деревьев, и от их местоположения, и от сезона сбора. Затем чай дополнительно сминается, также вручную, и медленно сушится на солнце, сушка занимает один-два дня.

Господин Боунтонг начал выращивать чай в 2008 г. на участке площадью 0,1 гектара. Сейчас у его семьи несколько чайных участков общей площадью 2 гектара. В чайных садах он со своей женой работает каждый день, за исключением сезона выращивания риса и самых холодных месяцев. В день они с женой собирают примерно 14 кг плантационного сырья, что даёт 2 кг готового чая, кроме этого, г-н Боунтонг собирает и чай с дикорастущих деревьев. Плантационный чай стоит до 300 юаней за кг, дикорастущий – до 900, сезон сбора длится с марта по июнь. В общей сложности, чай приносит его семье больше 5000 евро в год.

«Производство чая изменило всё для нашей деревни. Раньше только разведение свиней могло принести небольшие деньги, которые уходили на покупку риса и других основных продуктов. Сегодня каждая семья в деревне зарабатывает достаточно благодаря чаеводству», — говорит господин Боунтонг.

«Теперь я вижу себя чайным фермером и производителем. У меня есть деньги от продажи чая, которые дал мне мой муж. Я могу решить, что купить – например, одежду и другие вещи для себя и для моих детей. Я счастлива, что у меня есть хороший дом и мотоцикл. Я могу отправить троих детей в школу, и у меня достаточно еды и одежды для них», — говорит госпожа Самор.

Ещё десять лет назад чаеводство приносило незначительный доход, но сейчас оно превратилось в главный источник дохода для всех деревень долин Налуанг и Ла. Это произошло как за счёт увеличения площади чайных садов и улучшения методик и навыков крестьян, так и вследствие роста цен на пуэр – менее чем за десятилетие они выросли на порядок.

CCL продолжает поддерживать горные крестьянские общины и помогать им сделать чайное производство устойчивым. Этим целям служит создание фермерских сообществ, организация взаимодействия между фермерами, местными властями и торговцами, предоставление фермерам технических и информационных возможностей. CCL также занимается составлением карт лесных районов дикорастущего чая и помогает общинам защитить их права на традиционный сбор чая и других лесных ресурсов.

Деревня Бан Намманой.


Рисовое поле в Тунгкуалин Ной. Легко ли здесь выращивать рис?


Старое чайное дерево в Бан Сехопене.


Вид на чайные плантации в Бан Сехопене.


Сбор листьев с дикорастущих чайных деревьев в Тунгкуалин Ной.


Завяливание чая, Бан Намманой.


Фиксация чая, Бан Намманой.


Сминание и скручивание чая, Бан Намманой.


Сушка чая.


Глава Бан Сехопене заваривает свой чай.

Источники — https://ccl.exposure.co/the-forest-tea , https://ccl.exposure.co/the-forest-tea-producers . Рекомендую заглянуть — там намного больше фото.

26 сентября 2019 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.