Десять чайных запретов

В чайном рунете очень популярны так называемые «десять чайных запретов», и никого не смущает, что неизвестно, откуда они взялись. Первоисточник нигде не указывается, а мои поиски в китайском сегменте сети не дали результата – в Китае эти «запреты» либо неизвестны, либо, как минимум, не являются неотъемлемой частью базовых знаний о чае.

Однажды я даже обратился по этому поводу к Сергею Кошеверову (Хризолиту) как к знатоку чайной истории и культуры, и он сказал, что тоже не знает происхождения «запретов» и не исключает, что они прямо в «Эрмитаже» или ИСТе и были сочинены. Я всё же думаю, что какая-то китайская отправная точка у них была – если кто-то может пролить на это свет, помогите, пожалуйста.

Один из этих «запретов» гласит, что не следует пить чай натощак, а другой – что его нельзя пить после приёма пищи. Тут вспоминается ещё один популярный перечень рекомендаций из книги Джорджа Майкса «Как быть британцем»: «Вы никогда не должны отказываться от чашки чая при следующих обстоятельствах: если на улице жарко; если на улице холодно; если вы устали; если кто‐то думает, что вы устали; если вам не по себе; прежде чем выйти из дома; если вы не дома; если вы только что пришли домой; если вам хочется чайку; если вам не очень хочется чайку, но вы могли бы; если вы уже давно не пили чая; если вы только что перехватили чашечку». Любопытно, что на самом деле он не Джордж Майкс, а Гиорги Микеш, и родился и вырос он в Венгрии, а учиться тому, как быть британцем, начал, переехав в Лондон в возрасте 26 лет… Но не будем отвлекаться.

Так вот, если венгр Джордж с британской элегантностью даёт понять, что не бывает времени и ситуаций, не подходящих для питья чая, то рунетовские «запреты», наоборот, ставят доверчивого любителя чая в безвыходное положение: и до еды нельзя, и после.

Запрет на питьё чая после еды аргументируется обычно довольно странно: чай, дескать, разбавляет желудочный сок и тем самым нарушает пищеварение. Некоторым этого мало, и они придумывают более впечатляющие страшилки: что содержащиеся в чае таннины денатурируют белки пищи (как будто белки пищи не должны денатурироваться при пищеварении) и даже что они образуют непроницаемую для питательных веществ плёнку на слизистой желудочно-кишечного тракта – ну, дубильные же вещества! Ну, это едва ли есть смысл комментировать, а что касается «разбавления желудочного сока», то очень наивно полагать, что пища путешествует по нашему брюху почти сухой, и добавление небольшого количества жидкости может что-то нарушить. Объём только желудочной секреции доходит до двух литров в сутки, а суммарный объём всех секретов ЖКТ – около семи литров, что намного превышает объём потребляемой пищи и жидкости. И почти всё это спокойно всасывается в кишечнике. Громадные количества жидкости выходят в просвет желудка и кишечника и возвращаются обратно, обеспечивая консистенцию их содержимого, оптимальную для работы ферментов и всасывания питательных веществ. Если пища более жидкая – значит, пищеварительные соки будут менее жидкими, только и всего. Кружка-другая чая никаких проблем пищеварению здорового человека не создаст. А вот постоянная еда всухомятку рано или поздно с большой вероятностью приведёт к проблемам – перевариться-то она, конечно, переварится, но при той концентрации экстрактивных веществ, которая есть в современном рационе цивилизованного человека, раздражающее воздействие на слизистую желудка может превзойти её адаптационные ресурсы.

Не лишним будет подумать и о том, для кого эти «запреты» писаны, раз уж мы считаем их китайскими. Желудки жителей южных, чаепроизводящих и чаепьющих регионов Китая, заметно «прочнее» российских. Они спокойно переносят острую и пряную пищу, которая причинила бы большинству россиян дискомфорт, и им, вполне возможно, разбавлять пищу чаем и незачем (хотя на самом деле они прекрасно пьют чай и перед едой, и после неё). А вот советовать нашим соотечественникам дожидаться, пока принятая пища покинет желудок, и поливать чаем свою нежную и хрупкую слизистую, когда она будет полностью беззащитна – идея так себе.

Более разумное обоснование перерыва между трапезой и чаепитием состоит в том, что пища даёт большую нагрузку на вкусовые и обонятельные рецепторы, имеет послевкусие, а нередко и сохраняющийся в течение некоторого времени аромат, всё это создаёт бэкграунд, мешающий восприятию чая и искажающий впечатления от него. И с этим нельзя не согласиться – сложно по достоинству оценить вкусоароматическую симфонию качественного чая, только что прожевав селёдку с луком, мармелад или мороженое. Имеет смысл сделать небольшую паузу.

Но трудно отделаться от впечатления, что запрет на питьё чая после еды занял видное место в рунетовском списке по совершенно другой причине и был призван отделить чай от общей гастрономической традиции, поставить его наособицу: мол, индийский-цейлонский-краснодарский, который у вас на третье наряду с компотом – это одно, а Китайская Чайная Церемония – совсем другое дело. И этот клин в конце девяностых и начале двухтысячных был вбит крепко, до сих пор трудно вытащить.

Как бы то ни было, запрет понравился и прижился. Россияне вообще питают нездоровую страсть к запретам, а этот наложился ещё и на их водобоязнь. Если многие всерьёз думают, что стакан-другой воды «создаёт нагрузку на почки» и «изнашивает» их, то что и говорить о взаимоотношениях чая и пищеварения – конечно, чай его нарушит, ежу ж понятно.

В результате имеем следующее: с утра пить чай, ничего не поев – это натощак, это нехорошо, а вот браться за активный, сильно раздражающий желудок чай через пять-шесть часов после последнего приёма пищи – это типа не натощак, это хорошо и полезно, главное, что не после еды. Правда, нам что-то плохо становится от зелёных, от улунов сильного прогрева, от шэнов – ну, это, наверно, индивидуальная реакция такая, не подходят нам эти чаи, се ля ви, ничего не поделаешь.

Друзья, в большинстве случаев, когда кто-то вам жалуется на тошноту, дискомфорт в желудке, головокружение, головную боль, слабость, общее плохое самочувствие после питья свежих зелёных чаёв, уишаньских улунов или молодых шэнов, проблема решается элементарно. Есть надо перед питьём такого чая! Не за пять минут, конечно. А за полчаса или час – обязательно надо! Если желудок будет полон, вероятность возникновения неприятных ощущений снижается в разы. И после обильных чайных возлияний тоже желательно покушать, причём, если имеет место что-то схожее с клинической картиной гипогликемии, лучше начать с чего-нибудь содержащего легкоусваиваемые углеводы, проще говоря, с чего-нибудь сладкого. Подробно всё это разбиралось в 132-м выпуске Радио Пуэр FM.

А вообще, всё настолько индивидуально, что не может быть ни общих запретов, ни общих советов. У одних шу помогает пищеварению, быстро уменьшая тяжесть в желудке после обильной и/или тяжёлой пищи, у других – наоборот. Третьих легко выводят из равновесия зелёные, белые и жёлтые чаи, а четвёртые только их и могут пить, а любой чай с более высоким уровнем окисления переносят плохо. Пятым нравится заедать чай сладким, шестым — жирным, седьмым лучше всего помогает мясо. И так далее. Поэтому надо набирать собственный опыт взаимодействия с разными чаями в разных ситуациях – только он действительно поможет извлекать из чая пользу и избегать неприятностей.

17 августа 2019 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.