Чайная компания «Сун Пинь Хао» (宋聘號)

Во времена династии Цин, в шестой год правления предпоследнего императора Поднебесной, правившего под девизом «Гуансюй», родилась марка, чьё имя прошло сквозь века до наших дней. Имя это – «Сун Пинь Хао» (宋聘號), одно из первых предприятий, чей пуэр получил мировое признание.

«Сунская марка»
В 1880 году в окрестностях Иу начала работу чайная мануфактура «Сун Пинь Хао». Дословно название (宋聘號) можно перевести как «Сунская марка» или «Марка династии Сун». Есть и более простой вариант. Одно из значений слова «хао» — лавка или магазин. Этим словом в те времена заканчивались названия, которыми именовали свою продукцию частные производители пуэра, предприятия которых нередко располагались в их же собственных семейных домах.

Чайное хозяйство в окрестностях Иу. Источник: tiny.cc/zhdz5y.

Имена людей, стоявших у истоков знаменитого чайного предприятия — господин Сун Пинь (宋聘) и господин Цянь Ли Чжэнь (干利贞). Первый занимался изготовлением чая, второй им торговал (а ещё травами, хлопком и даже оленьими шкурами). Своё название пуэры знаменитой марки получили в честь первого: «Лавка Сун Пиня», «Марка Сун Пиня» или более знакомое всем «Сун Пинь Хао».

Первые среди первых
На тот момент пуэр (собирательное название чая, который готовили домашние хозяйства в окрестностях города Пуэр, провинция Юньнань) был простым чаем, который готовился для поставки приграничным племенам и в Тибет. Это был ординарный чай, в котором мало кто видел какую-то ценность помимо чисто пищевой.

Немногие производители рисковали вкладывать в такой чай большие средства, покупая качественное дорогое сырьё и тщательно выдерживая технологию производства. Но всё же они были. Одним из них был Сун Пинь. Для своего чая он покупал лучшие листья с Великих чайных гор: Юлэ (攸乐), Гэдэн (革登), Ибан (倚邦), Манчжи (莽枝) и Маньса (慢撒). На сбор шло строго весеннее сырьё с деревьев.

Решение создавать хороший пуэр оказалось удачным. Со временем такой подход снискал продукции «Сун Пинь Хао» славу. Считается, что «сунпиньская» — одна из четырёх первых узнаваемых пуэрных марок. Ещё три это: «Тун Цин Хао», «Фу Янь Чан Хао» и «Хао Тун Чан». Чай этих домов стал первой пуэрной продукцией с именем и лицом.

Тун с пуэром, обёрнутый в бамбуковые листья. Источник: tiny.cc/zhdz5y.

Краткая история марки
Одним только хорошим чаем рынок не завоюешь — нужны деловые связи и рынок сбыта. Именно поэтому у истоков марки стояли двое: изготовитель Сун Пинь и продавец Цянь Ли Чжэн. Полное название их совместного предприятия — «Цянь Ли Чжэнь Сун Пинь Хао» (乾利贞宋聘号, «Торговый дом Цянь Ли Чжэня и Сун Пиня»). К 1910 году компания становится хорошо известна как в Китае, так и за его пределами.

В ассортимент входят пуэры разного уровня: от ординарного до коллекционного. Все они, по современной классификации, относятся к шэн пуэрам, поскольку до разработки технологии ускоренного старения (шу пуэр) остаётся ещё полвека. Чай различается в основном сырьём: сортностью, регионом и временем сбора, чистотой купажа.

Среди пуэров, выпускаемых «Сунь Пинь Хао» были следюущие названия: «Иу Юань Бао Ча», «Фэн Мэй Гун ча», «Цянь Ли Ча», «Тун Ли Ча». Все эти позиции относились к ординарным. И только лучший чай компании получал заветное имя — «Цянь Ли Чжэнь Сун Пинь Хао».

В 1910 году компания открывает филиал в Гонконге, где рынок набирал оборты рынок пуэра. Филиал получит название «Фу Хуа Сун Пинь Хао» и переживёт свою головную компанию на десятки лет.

К 1930 году в Поднебесной наступает тяжёлое время: гражданская война, экономический и политический кризис, вторжение Японии, голод. Многие предприятия закрываются под давлением внешних факторов. Эта участь постигнет и «Сун Пинь Хао». С закрытием предприятия в Иу с рынка постепенно начнёт исчезать и её знаменитый своим качеством пуэр.

Скромный на вид
Первые пуэры юньнаньских производителей не имели этикетки. Они фасовались в пачки по семь блинов (ци цзы бин), снабжались «нэй фэем» (небольшая бумажка с информацией о производителе, вкладываемая в чайный лист), а затем оборачивались бамбуковыми листьями и так шли на продажу.

Не было красочных обёрток, рисовой бумаги с золотыми и шёлковыми нитями, коллекционных сертификатов, знаков качества, защитных наклеек от подделок и всего этого — покупатели слушали продавца, а затем смотрели на бамбуковый лист с выжженными иероглифами и нэйфей. И все искали тот, на котором были проставлены заветные иероглифы — «Сун Пинь Хао».

Встречаются упоминания, что объём выпуска лучших позиций, именуемых «Цянь Ли Чжэнь Сун Пинь Хао» был более чем скромный: в год производитель выпускал чуть больше 800 блинов, которые расходились по всему Китаю, а позже — и за рубеж.

«Нэйфей» из чайного блина «Цянь Ли Чжэнь Сун Пинь Хао». Источник: tiny.cc/vfdz5y

Чай обрёл славу, пользовался популярностью и постепенно дорожал. Стремительно цена выросла после закрытия производства, в 1930-е. Частные чайные производители ушли в прошлое, уступив место государственным фабрикам. О «домашних» пуэрах осталась лишь память. В том числе память о блинах с нэйфеем «Цянь Ли Чжэнь Сун Пинь Хао».

Очень дорого и почти даром
Память в Китае берегут, и стоить она может очень дорого. Можно встретить упоминания, что блин пуэра «Цянь Ли Чжэнь Сун Пинь Хао» хранится в музее Запретного города («Гугун»), его стоимость оценивается на наши деньги приблизительно в 10 млн. рублей, а на аукционе в середине 2010-х блин подобного чая торговался по цене около 16 миллионов. Память «Марки Сун Пиня» живёт, а вместе с ней — и желание добыть себе хотя бы немного знаменитого чая. А где спрос, там и предложение — рынок полон подделок и реплик.

«Иу Сун Пинь Хао», 1997 год (vk.com/market-169032281?w=product-169032281_3342370%2Fquery)

Если реплики, не являясь оригинальным чаем, обладают многими его качествами, продолжая традицию, изначально заложенную создателями (сортность и чистота сырья, регион и время сбора, технология производства) и могут, даже будучи копией, являться качественным, «породистым» пуэром и стоить немалых денег, то подделки преследуют одну цель — продать подороже три волшебных слова: «Сун Пинь Хао».

Поэтому, прогуливаясь по чайному рынку, любитель может наблюдать чудеса: знаменитый чай с почти полуторавековой историей продаётся по цене, равной стоимости банки лимонада или роскошной яхты. И едва ли будет хотя бы шанс купить действительно оригинальный блин чая 1930 года выпуска или более ранний — охота скорее всего будет вестись за старой репликой.

Интересно, что весомый вклад в создание рынка контрафакта продукции «Сунь Пинь Хао» внесли… сами «Сун Пинь Хао». Гонконгский филиал компании продолжил свою работу после закрытия головного офиса в 1930-е годы. В 1970-х там занялись продажей блинов, приготовленных из тайского, вьетнамского и гуандунского сырья — маркируя их как «Сун Пинь Хао». Качество, с которым полвека ассоциировалась марка, стало быстро размываться.

Наши дни
В 2000-е годы была снова зарегистрирована марка «Сун Пинь Хао». Создатели поставили целью возродить былое качество чая, вернув славу пуэру марки «Цянь Ли Чжэнь Сун Пинь Хао». В Иу снова работает фабрика, в линейке которой представлены моносортовые пуэры из сырья с каждой из Великих чайных гор. Упаковка чая оформлена в стиле классического нэйфея оригинальных блинов от «Сун Пинь Хао». Высокое качество чая сопровождается и высокой ценой.

Обновлённый «Иу Сун Пинь Хао», 2011. Источник: tiny.cc/qidz5y

Заключение
Марка «Сун Пинь Хао» много значит для мира пуэра. Можно сказать, что она на 120 лет опередила время, предвосхитив тренд изготовления пуэра из высокосортного сырья — массово в Китае он будет подхвачен лишь в начале 2000-х годов, к 2008 даже обернувшись обвалом пуэрного рынка. «Сун Пинь Хао» стал почти нарицательным именем — как Да Хун Пао для Уишань — сформировав крепкую ассоциацию с качеством, историей и ценностью.

Считать ли современную продукцию тем самым «Сун Пинь Хао» — личное дело каждого чайного человека. Но хотя бы раз попробовать на вкус легенду, положившую начало тому пуэру, который мы сейчас знаем, выразив тем самым уважение к истории знаменитого чая — своего рода долг для любителя знаменитого юньнанського чая в блинах.






Подготовка материала, перевод и адаптация: Кирилл Константинов специально для Чайного профсоюза, май 2019.

Список источников:
http://tiny.cc/vfdz5y, http://tiny.cc/zhdz5y, http://tiny.cc/qidz5y, http://tiny.cc/8idz5y, http://tiny.cc/1jdz5y.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.